Регулирование рождаемости в мировых религиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение отношения мировых религий к процессу разводов и регулированию деторождения.
Задачи, которые мы ставим в работе:
1) рассмотреть процедуру расторжения брака в различных религиях;
2) изучить вопрос о регулировании рождаемости в мировых религиях.

Оглавление

Введение
3

1. Мировые религии о разводе
5

1.1 Развод в христианстве
5

1.2 Процесс развода в мусульманской религии
9

1.3 Процесс развода в иудаизме
14

1.4 Взгляд буддизма на брак и развод
19

2. Регулирование рождаемости в мировых религиях
21

Заключение
31

Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

2. Мнения ученых едины в том, что если муж инициирует развод в период менструации у жены, в послеродовой период или в период, начавшийся с завершения последних месячных, когда муж уже вступал с женой в интимные отношения, то такой развод считается канонически запретным (харам).

В случае если, несмотря на запрет, развод все же будет инициирован в период менструации у жены, будет ли он считаться одним из трех, на которые, согласно исламскому законодательству, имеет право мужчина на протяжении всей супружеской жизни с данной женщиной?

 

Теологи-правоведы считают, что даже если развод осуществляется в канонически запретное время, он все же действителен. Супруг обязан вернуть свою жену, но у него остается право инициировать бракоразводный процесс лишь дважды.

3. Мнения ученых также едины в том,  что право на  три развода  должно

реализовываться   в  разные   временные  периоды.    Каждый     развод   может

происходить в один “чистый период”, когда супруг не имел интимных отношений с женой. Запрещено использовать право на три развода единовременно или в течение одного “чистого периода”.

Если все-таки супруг дал три развода (первый и второй незавершенный разводы и третий, окончательный развод) за один раз или, не соблюдая необходимый временной промежуток между ними, действительны ли они?

Мнения ученых на этот счет разошлись:

1) подавляющее большинство богословов и представителей следующего за ними поколения мусульман утверждают, что в такой ситуации действительны все три развода. Это ведет к полному расторжению брака и невозможности нового бракосочетания разведенных супругов, кроме как в случае, если жена, выйдя за другого, пожелает развестись с ним и сойтись с первым супругом;

2) шииты имамитской  школы считают, что такой развод недействителен;

3) богословы Ибн Исхак, Ибн Таймийя, Ибн Кайим и некоторые другие ученые считают, что в этом случае развод засчитывается как один. Такой же подход лежит в основе современного законодательства Египта и Сирии.

Расторжение и формы восстановления брака делятся на три категории.

К первой категории относятся случаи, когда бракоразводный процесс находится в стадии первого незавершенного или второго незавершенного развода и разводный срок (три месяца после дачи первого развода) еще не завершился. Если в такой ситуации супруги решают восстановить семью, то они могут сделать это без каких-либо дополнительных процедур. Однако они не должны забывать в будущем, что право на три возможных развода уже частично использовано. Поэтому в последующем, собираясь инициировать расторжение брака, супруг должен принять глубоко обдуманное решение.

Ко второй категории относятся случаи, когда бракоразводный процесс находится в стадии первого незавершенного или второго незавершенного развода, но разводный срок уже завершен. В этой ситуации, если супруги решат восстановить    семейные узы,   они   смогут  сделать  это  только  после  нового

бракосочетания и выплаты махра.

Если же бракоразводный процесс прошел все три стадии (первого и второго незавершенного и третьего, окончательного развода), когда брак окончательно расторгнут с необходимой периодичностью или когда право на развод трижды использовано на протяжении всей супружеской жизни, разведенные не могут восстановить свой брачный союз. Вернуться к первому супругу женщина сможет только в случае смерти второго супруга, за которого она вышла замуж по собственному желанию и жила с ним полноценной супружеской жизнью, или законного развода с ним. Затем следует послесмертный (4 месяца и 10 дней) или разводный процесс (3 месяца) период. Возвращение к первому супругу станет возможным только путем нового бракосочетания и выплаты нового махра.

Положения, касающиеся всех трех категорий развода:

- материальные затраты жены на жилье, питание и одежду на время бракоразводного процесса возлагаются на мужа;

- в случае беременности женщины ребенок, который может родиться, будет считаться ребенком разведенного с ней супруга;

- если в случае развода со вторым мужем она возвращается к первому, то последний вновь будет обладать правом инициировать развод трижды.

Положения, касающиеся первой категории развода:

- уменьшается число разводов, которые могут быть инициированы мужем;

- по истечении срока (3 месяца) прекращаются какие-либо семейные взаимоотношения, и муж должен отдать оставшуюся часть махра;

- в случае первого или второго незавершенного разводов муж может вернуть супругу до истечения трех месяцев без нового бракосочетания и махра;

- до истечения трех месяцев наследственные права супругов сохраняются;

- запрещаются    зрительное    любование     и     какие-либо     интимные

взаимоотношения в течение бракоразводного периода [5].

Ислам дает мужу право для совершения талак (развода) и наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием “кула”.

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими они были.

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который бы хотел сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором развода.

В некоторых случаях мусульманка желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение супружеских обязанностей и т.п. в этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать себе жену-мусульманку [4].

С кем же остаются дети после расторжения брака? Исламские ученые считают, что мать должна заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начинает самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные действия. По мнению одних ученых, это пятилетний возраст, по мнению других – семилетний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ребенком переходит в компетенцию суда. Когда у разводящихся родителей есть пяти, -семилетние дети и оба претендуют на них, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия. Иногда это облегчает решение вопроса. Обсуждая данную тему, ученые также подчеркивают, что до использования жребия или предоставления выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для ребенка. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополнительных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.

Все вопросы, касающиеся расторжения брака (начиная с инициирования развода и завершая разделом имущества и воспитанием детей после развода), должны решаться супругами с участием мусульманского судьи (или официального  лица, заменяющего его) на основе неукоснительного соблюдения норм и положений шариатского суда [5].

 

1.3 Процесс развода в иудаизме

 

Еврейский развод, также называемый Гет, является формальным расторжением еврейских брачных отношений.

Отличие еврейского закона от многих других законных систем состоит в том, что простого согласия сторон развестись, без какой-либо необходимости проведения суда для установления ответственности за разрыв брака, достаточно для его расторжения, то есть для вручения Гета. Следовательно, если какая-либо их сторон откажется от соглашения и предоставит суду подлинное желание брачной гармонии, другая сторона, подобным образом, остается обязанной выполнять все признанные брачные обязательства. В этом случае, однако, брачные условия, которые стороны могли оговорить на случай, если какая-либо из них не сможет выполнить соглашение, могут, тем не менее, быть действительными и иметь исковую силу. Также существует традиция оговаривать в соглашении о разводе такие вопросы как опека детей и их содержание, и, в принципе нет причин, по которым такие условия не должны быть действительными в отношении законных связей между самими сторонами.

При отсутствии согласия между сторонами в отношении развода, суд должен решить, существует или нет основание для того, чтобы обязать или – в случаях, когда это разрешено законом – вынудить мужа дать, или жене получить Гет [7].

Муж свободен в инициации развода без всякой причины на это. Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина, и после совершения которых, муж обязан дать ей развод: “если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, в каждом случае она должна покинуть своего мужа”. Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой, у которой нет детей в течение десяти лет. 

Жены по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Существует совсем немного таких причин: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или в случае невозможности мужем выполнять свои супружеские обязанности и т.п. суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать необходимое разводное письмо его жене. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать разводное письмо. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она будет незамужней и неразведенной.

Он же имеет право жениться на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые в соответствии с иудейским правом будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае она будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений. Женщина, находящаяся в таком положении, называется “агуной” [4].   

Осуществление развода.

Развод приводится в исполнение посредством разводного  письма, написанного, подписанного и переданного мужем его жене. Оно пишется писцом в соответствии с инструкциями мужа написать “для него, для нее, и с целью развода”. Материалы, использовавшиеся при написании письма, должны были принадлежать мужу, и  писец формально представляет их, как прямой подарок мужу перед написанием Гета. Следовало уделить исключительное внимание формулировке Гета, в основном, на арамейском языке, а текст его, с небольшими различиями, соответствует редакции, приведенной в Талмуде. Для того, чтобы избежать ошибок, до сих пор практикуется писать разводное письмо на арамейском языке, хотя написание Гета на любом другом языке теоретически допустимо.

Разводное письмо составлено из тофес, т.е. формулировок, общих для всех подобных писем, и  тореф, т.е. конкретной части, содержащей детали частного случая, завершающейся заявление, что с этого момента и впредь женщина разрешена  для любого мужчины. Следовало проследить, чтобы была указана правильная дата, когда письмо было написано, подписано и передано, иначе такое письмо можно было объявить  недействительным, как “преждевременное” или “просроченное”, по отношению к подлинной дате написания, или подписания, или передачи. Муж также должен был быть осмотрительным, и не вступать в сексуальные отношения со своей женой в период между написанием и передачей разводного письма, поскольку  такое письмо, называемое  “ устаревшим”, хотя и является действительным в последнем случае, не может быть использовано в первом случае.  Когда свидетели подписывают Гет, он передается мужем его жене в присутствии “свидетелей передачи”. Передача Гета, в соответствии с правилами, предоставляет жене развод с ее мужем  и дает ей право выходить замуж за любого другого мужчину, за исключением тех, для кого она запрещена законом. По традиции, после того, как жена получила Гет, она передает его судье, который представляет ей документ, где указано, что она была разведена, в соответствии с законом. Затем суд разрывает Гет, во избежание каких-либо дальнейших подозрений, что он не был абсолютно законен, и подшивает его в таком разорванном состоянии.

Правила, касающиеся написания, подписания и передачи Гета, очень формальны и точны, чтобы избежать ошибок или неправильного использования Гета.

Посредничество при разводе.

Хотя развод, согласно еврейскому закону, является личным   действием

мужа и жены, их личное присутствие не является обязательным требованием для его осуществления. Передача и получение разводного письма, подобно любому обычному законному действию, могли осуществляться через посредника. Назначение представителя происходит перед судом посредством доверенности, то есть письменного документа, очень тщательно и формально подготовленного, с тем, чтобы в него были включены все необходимые детали в отношении того, какие полномочия представитель мужа может делегировать другому человеку, а тот – следующему и т.д. Представитель, назначенный мужем с целью передачи Гета жене, называется “посредник в передаче”, и   Гет вступает в силу в тот момент, когда он передан мужем или его представителем жене или ее представителю.

Жена также может назначать посредника в передаче, получив его от мужа или его представителя – так, что она станет разведенной только после передачи Гета ей непосредственно. Последний представитель не является посредником в получении, и обязан придерживаться тех же правил, что и посредник в передаче. Правила посредничества при разводе имеют особую важность в случаях, когда стороны живут в разных странах и хотят избежать расходов, связанных с предоставлением и передачей Гета в присутствии друг друга, или когда они не хотят встречаться друг с другом. То же самое касается случая, когда одна из сторон изменила. В этих случаях муж может развестись с женой путем “дарования” ей Гета, то есть путем передачи Гета посреднику, назначенному судом, при этом развод вступает в силу в момент получения Гета посредником.

Информация о работе Регулирование рождаемости в мировых религиях