Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение отношения мировых религий к процессу разводов и регулированию деторождения.
Задачи, которые мы ставим в работе:
1) рассмотреть процедуру расторжения брака в различных религиях;
2) изучить вопрос о регулировании рождаемости в мировых религиях.
Введение
3
1. Мировые религии о разводе
5
1.1 Развод в христианстве
5
1.2 Процесс развода в мусульманской религии
9
1.3 Процесс развода в иудаизме
14
1.4 Взгляд буддизма на брак и развод
19
2. Регулирование рождаемости в мировых религиях
21
Заключение
31
Литература
К сторонникам так называемой смягченной антиабортной позиции в религиозной морали можно отнести представителей православной, протестанской, мусульманской, иудейской религии. Эти конфессии выступают против аборта, но признают наличие исключительных случаев (медицинских показаний, наступления беременности в результате изнасилования и др.).
Православная церковь признает, что эмбрион обладает человеческим достоинством на любой стадии развития, включая бластоцидную. Церковь, исходя из этого, рассматривает намеренный аборт на любой стадии беременности как убийство, как преступное посягательство на священный дар человеческой жизни. Вместе с тем рассмотрение вопроса об аборте представляется морально приемлемым в ситуациях, когда развитие плода угрожает жизни матери. Конечно, в тех случаях, когда необходим выбор между жизнью матери и плода, православная этика ориентирует мать на самопожертвование как высшее проявление любви к ближнему. Тем не менее, предпочтение, отданное в таких обстоятельствах жизни матери, попадает в разряд невольных грехов, когда признается вред содеянного, но персональная вина личности смягчена.
В этике ислама отношение к аборту определяется через моральный и правовой статус эмбриона. Основываясь на предание о пророке Мухаммеде, согласно которому Аллах вдохнул “аль рух”, то есть душу, в зародыш, возраст которого достиг трех месяцев и одной недели, можно реально говорить о зародыше как о человеческой личности с первой недели четвертого месяца, то есть на сотый день беременности. Отсюда предполагаемое моральное оправдание аборта, сделанного по медицинским показаниям. Отличием ислама является отсутствие институтов священнослужителей, следовательно, ответственность за принятие решения ложиться на самого верующего. Наличие в исламе понятия “иджтихад” (способности и права интерпретировать) разрешает верующему мусульманину самому осмыслить возникающие проблемы. Отсюда появляется возможность менять свое отношение к аборту с учетом новых обстоятельств, возникающих в связи с прогрессивными достижениями медицины, биологии, биотехнологий [1,108-109].
Израиль также не является страной, полностью запретившей искусственное прерывание беременности: аборт разрешен в тех случаях, когда беременность ставит под угрозу здоровье женщины. Аборт разрешен женщинам моложе 17 и старше 40 лет, а также, если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения, внесемейной связи или существует опасность неправильного развития плода [3,142].
Наиболее непримиримую позицию по вопросам регулирования деторождения занимает католическая церковь. В своем резко отрицательном отношении к контрацепции католическое руководство исходит в первую очередь из уже упоминавшейся выше доктрины о том, что первейшая цель брака – рождение и воспитание детей. Установки католической церкви по данному вопросу были подтверждены папой римским Пием одиннадцатым в 1931 году в энциклике Casti Connubii, после чего католическая церковь отвергла все средства контрацепции. Позже она разрешила лишь один способ ограничения рождаемости – воздержание в определенные периоды от сексуальных отношений между супругами. Впоследствии высшее руководство католической церкви не раз подтверждало незыблемость своей позиции в этом вопросе, хотя во многих странах (например, в США, в государствах Латинской Америки и др.) ширится движение рядовых католиков и даже части католического епископата за разрешение церковью контроля над рождаемостью, включая и аборты.
Гораздо спокойнее к вопросам внутрисемейного планирования рождаемости относятся в последнее время протестантские церкви. Одними из первых (еще в девятнадцатом веке) за меры по ограничению рождаемости выступили нонконформисты (это лица, не относящиеся к государственной церкви Англии, то есть неангликане – методисты, пресвитериане, баптисты и конгрегационалисты и др.) Англии. Начиная с 1930 года, и англиканская церковь, стала считать допустимым и законным не только половое воздержание, но и другие способы ограничения рождаемости, обусловив, правда, что это должно быть вызвано морально здоровыми причинами. Руководство большинства других протестантских течений также разрешило применение контрацепции. Отрицательно к абортам и противозачаточным средствам относятся радикальные кальвинисты, что связано с их верой в предопределение.
Что же касается православной церкви, то она официально не объявила о своем отношении к контролю над рождаемостью, хотя по православному вероучению главной целью брака считается рождение детей.
Ислам придерживается ярко выраженной пронаталистской позиции. Она призывает как можно больше и как можно скорее множить последователей ислама. Не случайно именно в мусульманских странах в большинстве случаев самая высокая рождаемость. Каноны ислама не устанавливают женщинам низший возрастной предел для возможности половых отношений. Занимая более низкое социальное положение по сравнению с мужчиной, мусульманская женщина может несколько повысить свой статус, лишь будучи матерью большого числа сыновей. Высокой рождаемости мусульман способствует и их
отношение к абортам: по законам ислама зародыш с момента зачатия считается
человеком и его уничтожение приравнивается к убийству.
Вместе с тем некоторые положения мусульманского вероучения отрицательно воздействуют на рождаемость. Так, в мусульманском обществе, как уже говорилось, весьма прост развод, разрешено многоженство. Отрицательное воздействие на рождаемость в исламских странах оказывает и существующая в большинстве из них диспропорция полов (нехватка женщин).
Несмотря на пронаталистские положения ислама, во многих странах с преобладанием мусульманского населения активно проводится политика, направленная на ограничение рождаемости, хотя мусульманское духовенство, прагматически подходя к этой проблеме, обычно не препятствует такой политике, население в большинстве случаев весьма скептически относится к регулированию рождаемости.
Некоторое воздействие на рождаемость оказывают и другие религии, в частности, конфуцианство и индуизм.
Конфуцианство положительно, хотя и весьма своеобразно, воздействовало на процесс рождаемости. Прямых призывов к увеличению рождаемости в философско-этическом учении Кунцзы (Конфуция) не содержится. Однако инкорпорированный в конфуцианство культ предков требует выполнения после смерти отца его сыном определенных обрядов, которые никто другой выполнить не может. При невыполнении же обрядов душе будет очень плохо в загробном мире. Поэтому приверженцы конфуцианства стремятся иметь как можно больше сыновей, чтобы даже в случае смерти нескольких из них было бы кому совершить требуемый обряд. Естественно, что это положение конфуцианства приводило к существенному повышению рождаемости.
Что касается индуизма, то эта религия влияет на показатели рождаемости весьма своеобразно. С одной стороны, в ней много внимания уделяется половым отношениям, содержатся призывы к ранним и всеобщим бракам, что в условиях непопулярности средств контрацепции способствует высокой рождаемости. Однако упоминавшееся выше отрицательное отношение индуизма к повторному замужеству вдов, естественно, несколько снижает рождаемость.
Хорошо известно, что многие религии требуют воздержания от половых связей в дни некоторых праздников, постов и т.д.
В тех случаях, когда этносы исповедуют разные религии, религиозный фактор рождаемости может приобрести значение фактора этнического. Так, в Сербии подавляющее большинство сербов – православные, второй же по численности народ в этой стране - албанцы исповедуют ислам. Рождаемость среди албанцев намного выше, чем рождаемость сербов. Правда, повышенная рождаемость среди албанцев обусловлена не одной только конфессиональной принадлежностью, но и некоторыми другими причинами (более низким образовательным и культурным уровнем и др.).
В современную эпоху, когда в некоторых странах религиозность сильно упала, а религиозные установки в большинстве случаев не имеют юридической силы, религиозный фактор рождаемости перекрывается рядом других факторов, в частности, социально-экономическими и культурными [6].
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели позиции мировых религий в отношении расторжения брака и регулировании деторождения.
Следует сказать, что наиболее четкое и подробное описание процедуры развода мы нашли в мусульманстве и иудаизме, поскольку в буддизме ничего об этом не говорится, а в христианстве существует понятие нерасторжимости брака, которое подробно объясняется в первом пункте первой главы.
Можно сказать, что в целом наши гипотезы подтвердились. Что касается первой гипотезы об одинаковом отношении к разводу и регулировании рождения детей, то, действительно, такие религии как католицизм, православие, мусульманство, иудаизм, буддизм, не разрешают внутрисемейное регулирование рождения детей, а протестантство разрешает применение противозачаточных средств. Разводы допускаются во всех религиях, но все же не одобряются. Причинами развода являются примерно одни и те же: неизлечимые или тяжелые болезни одного из супруга, невыполнение супружеских обязанностей, измена.
Вторая гипотеза, в общем, тоже подтверждается. Примером тому может служить тот факт, что католики, которым запрещено Церковью разводиться, разводятся по гражданскому закону и заключают новые гражданские браки. То же самое касается регулирования деторождения в мире. Большинство людей, независимо от их принадлежности к вероисповеданию, будут применять те или иные средства контрацепции. На наш взгляд, применение противозачаточных средств должно быть допустимо всеми религиями. Другое дело – аборт. Это уже вопрос биоэтики (наряду с эвтаназией, смертной казнью и т.д.), так как эмбрион – живое существо. Вопрос, можно ли его убивать, и на каких стадиях развития признавать его человеческим существом, - остается открытым. Все же большинство религий, кроме католицизма и буддизма, допускают аборты в некоторых случаях.
Мне кажется что изменения, происходящие в мире, обществе, открытия науки, техники, медицины – все это ведет к тому, что религия тоже немного меняет свои позиции. Так, христианство в изначально полностью отрицало развод. Но такой бескомпромиссный подход является недостижимым. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, то запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. И неудивительно, что весь христианский мир добился разрешения на развод. Вполне возможно поэтому, что применение средств контрацепции будет вполне допустимо всеми религиями.
Литература
1. Антипова Н.Д. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно- мировоззренческих ориентаций //Вестник Московсокго университета, серия 7, философия.-205.-№1.-с.107-119.
2. Петлицкий В. Отношение православия к второбрачию // Православная беседа.-2003.-№2.-с.44-47.
3. Романовский Г. Право на аборт: отечественный и зарубежный опыт // Человек.-2003.-№6.-с.141-145.
4. http://egipt-info.ru/about/cul
5. http://www.umma.ru/fetva/480/p
6. http://www.auditorium.ru/books
7. http://hilel.com/ua/zhiznennuy
8. http://pavelbure.newmail.ru/wb
9. http://www.ortheduru/christ/ze
10. http://www.christianity.org/un
11. http://sexology.hut.ru/c23 4.html
Приложение
Результаты исследования прессы методом
контент-анализ
Для моего изучения была взята одна из самых читаемых газет в нашей стране “Аргументы и Факты” за 2008 года с января по октябрь (10 месяцев.) с целью узнать, как данная газета освещает тему семьи, брака, религии. Газета выходит раз в неделю.
Мною были просмотрены все номера и сосчитаны все статьи и заметки. За десять месяцев получилось 2288 заметок и 947 статей. Сразу хотим отметить, что мы уделяли больше внимания статьям.
Вся информация, содержащаяся в газете (кроме заметок), была разделена нами на следующие темы: “политика”, “культура”, “экономика”, “личность”, “социум”, “природа”, “здоровье”, “армия”, “акция “Доброе сердце”, “криминал”, “спорт”, “невероятное”. Несколько выделены те статьи, которые непосредственно нас интересуют - “семья”, “дети”, “религия”. Поясним более подробно на каждую из них.
В тему “событие” мы включали тематику, посвященную 60-летию победы в Великой Отечественной войне (описания событий, немецких лагерей, рассказы о ветеранах, о праздновании дня Победы); археологические события (раскопки, находки, описание геолого-разведывательных и археологических путешествий); цунами и его последствия в Юго-Восточной Азии; катастрофы и теракты.
К теме “личность” мы отнесли интервью и биографические данные известных людей (отечественных и зарубежных звезд кино, эстрады, спорта, политических деятелей, писателей, ученых), а также рассказы о простых людях, которые проявили себя как мужественные, самостоятельные личности (например, великолепный пловец без рук, слепой учитель музыки, люди, которые потеряли все, но сумели выжить и др.).
В тему “социум” были включены статьи, в которых описывались явления общественной жизни: последствия закона о монетизации льгот для пенсионеров, проблемы общественного транспорта, деревни, жилищно-коммунального хозяйства, места отдыха и так далее.
Тема “культура” – это новости шоу-бизнеса, телевидения, образования, постановки в театрах, реклама фильмов, выходящих в кинотеатрах, памятники архитектуры…
Название “политика” говорит само за себя: выборы, новости политики, взаимоотношения России с зарубежными странами, описание и результаты встреч, поездок Президента, пути дальнейшего развития страны и т.д.
В рубрике “экономика” рассматривались статьи о новостях экономики, об экономической ситуации в стране, интервью с президентом Внешторгбанка.
Информация о работе Регулирование рождаемости в мировых религиях