Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение отношения мировых религий к процессу разводов и регулированию деторождения.
Задачи, которые мы ставим в работе:
1) рассмотреть процедуру расторжения брака в различных религиях;
2) изучить вопрос о регулировании рождаемости в мировых религиях.
Введение
3
1. Мировые религии о разводе
5
1.1 Развод в христианстве
5
1.2 Процесс развода в мусульманской религии
9
1.3 Процесс развода в иудаизме
14
1.4 Взгляд буддизма на брак и развод
19
2. Регулирование рождаемости в мировых религиях
21
Заключение
31
Литература
Последствия развода.
После развода стороны, как правило, имеют право повторно вступать в брак, как им заблагорассудится, за исключением партнеров, запрещенных им законом. Жена получает право на возврат мужем ее собственного имущества, в соответствии с правилами закона, касающегося обязательств мужа в этом отношении. Развод прерывает законную обязанность мужа содержать свою жену, поскольку этот долг возлагается на него только на протяжении брака.
После развода сторонам не разрешается продолжать проживать совместно в бывшем общем жилище, чтобы это не привело к беспорядочности в связях. Если жилище принадлежит одному из них, оно должно быть освобождено другой стороной, а если оно принадлежит обоим, то его должна оставить жена. Если разведенные стороны, тем не менее, продолжают проживать вместе в одном и том же доме, или позднее возвращаются туда – как это может быть подтверждено свидетелями – предполагается, что они сожительствуют, как муж и жена ради брака. Им придется развестись вновь, если они захотят жениться на третьих лицах. Если жена выходит замуж за другого мужчину, не получив предварительно второго Гета, этот брак, соответственно, следует расторгнуть, поскольку она считается женой первого мужа [7].
1.4 Взгляд буддизма на брак
Брак является общественным соглашением или институтом, созданным людьми для собственного благополучия и счастья. Этот институт служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от животных. Хотя в буддийских текстах ничего не говорится на предмет моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой. Будда не устанавливал никаких правил для семейной жизни, но он дал рекомендации, как сделать супружескую жизнь счастливой. В его проповедях есть немало указаний на то, что лучше и мудрее – быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнерами. Будда учил, что одна из основных причин падения мужчины - любовные отношения с другими женщинами. Несомненно, подразумевается, что и женщине, если она вступает в любовные связи с несколькими мужчинами, придется страдать. Человек должен осознать трудности, испытания и страдания, через которые приходиться проходить, чтобы просто поддерживать семейную жизнь. Они могут усилиться в несколько раз, если вы сталкиваетесь с ними на фоне дополнительных трудностей, созданных вами самими. Понимая человеческую слабость, Будда в одном из правил учил последователей воздерживаться от распутства или запрещенных половых отношений.
Взгляд буддизма на брак весьма либерален: брак считается личным делом каждого, а не долгом, налагаемым религией. В буддизме нет правил, требующих вступать в брак, оставаться холостым или жить в полном безбрачии. Нет таких правил, которые обязывают буддистов рожать детей или ограничивать число детей, которых они могут иметь. Буддизм предоставляет каждому человеку свободу самостоятельно решать все вопросы, связанные с браком. Тогда возникает вопрос, почему буддийские монахи не вступают в брак, ведь нет же никаких правил в отношении брака? Причина здесь в том, что монахи выбрали образ жизни, направленный на служение людям. Безбрачие является частью этого образа жизни. Те, кто отрешился от мирской жизни, добровольно отказываются от семейных уз, чтобы избежать семейных обязанностей и тем самым поддерживать спокойствие ума.
Расставание или развод не запрещаются в буддизме, хотя необходимость в этом будет крайне редка, если супруги строго следуют предписаниям Будды. Мужчина и женщина вольны расстаться, если они не могут достичь взаимного согласия [8].
2. Регулирование рождаемости в мировых религиях
Более высокий удельный вес людей, состоящих в браке, создает дополнительные предпосылки для повышенной рождаемости. Хотя брачность – не обязательное условие рождаемости, и часть детей рождается вне брака, все же основная часть детей в большинстве стран рождается у людей, состоящих в браке.
На показатели рождаемости в некоторой степени влияет возможность разводов и допустимость повторных браков (как после развода, так и после смерти одного из супругов). У большинства народов, живущих родоплеменным строем, разводы очень просты. Отношение к разводу у более развитых народов различно. Существенную роль играет религиозный фактор.
Предельно легки разводы (для мужчин) у народов, исповедующих ислам. У христиан отношение к разводу гораздо более строгое, особенно, особенно это касается деноминаций, признающих брак таинством*. Католикам вообще запрещено разводиться. Довольно сложна процедура у православных, хотя она и стала теперь несколько легче, чем раньше, когда для развода требовалось разрешение Святейшего Синода, и случаи разводов, поэтому были крайне редки. У протестантов разводам церковь не препятствует, хотя отношение к ним неодобрительное. Осуждаются разводы и в индуистской религии.
На возможность повторных браков религиозная принадлежность наряду с существующими народными традициями также оказывает большое влияние. Нет каких- либо особых преград для повторного брака у мусульман: будущему супругу необходимо лишь выждать два-три месяца после прекращения предыдущего брака, чтобы убедиться, что женщина не была беременна. У современных христианских народов отношение к повторным бракам вполне
_________________
* Таинством у христиан называются такие священнодействия, с помощью которых передается определенный дар Божий. Из пяти основных направлений христианства три (православные, католики и монофизиты) считают брак таинством , а два (протестанты и несториане) – не считают.
терпимое, хотя сохранение вдовьей верности покойному мужу ценится весьма высоко. Хотя буддизм и не запрещает вступать в новый брак, у многих
буддийских народов вдовы и вдовцы часто сознательно остаются одинокими, чтобы лучше подготовится к загробной жизни. Согласно китайским религиозно-этическим нормам, “целомудренные вдовы”, сохранивших верность покойным мужьям женщин, считались образцом добродетели. Особенно же негативное отношение к бракам вдов характерно для народов, исповедующих индуизм, хотя в Индии еще в 1856 году колониальными властями был издан закон, разрешающий вдовам вновь выходить замуж. Естественно, что индуистское положение о недопустимости повторного замужества вдов оказывает на рождаемость отрицательное воздействие, тем более, что у индуистов широко распространены браки, когда муж намного старше жены, в результате чего молодые вдовы (иногда им всего по 15-20 лет) оказываются исключенными из процесса деторождения.
Немалое влияние оказывает на рождаемость принятая у народа форма брака. Полигинные браки (когда муж имеет несколько жен) распространены у народов, исповедующих ислам. Коран разрешает мусульманину иметь четыре жены и сколько угодно наложниц. Как это на первый взгляд и не кажется парадоксальным, многоженство в целом оказывает отрицательное воздействие на рождаемость. У одного и того же народа, среди которого распространены как моногамные, так и полигамные браки, на каждую женщину, живущую в моногамном браке, в среднем приходится больше детей, чем на каждую женщину, живущую в полигамном браке. Дело состоит в том, что гаремных семьях половая активность мужчины несколько повышается, однако не пропорционально числу жен. Кроме того, в полигамных семьях очень часто случается, что муж больше внимания уделяет какой-нибудь одной, любимой жене. Полигиния может положительно влиять на рождаемость только после крупных войн, когда из-за потерь мужского населения получается половая диспропорция и за счет многоженства может быть увеличено число женщин, состоящих в браке и соответственно участвующих в деторождении.
Впрочем, у всех народов, у которых допускается многоженство, большинство людей находятся в моногамных брачных союзах.
Полиандрические браки встречаются редко. Полиандрия подразделяется на братскую (когда мужья являются родными братьями) и небратскую(когда мужья не состоят между собой в кровном родстве). Братская полиандрия была распространена у тибетцев, некоторых гималайских народов (бхотиев, шерпов, ладакхов и др.), а также у ряда дравидоязычных народов Южной Индии (кандхов, тода, бадага, кодагу). Небратская полиандрия практиковалась среди наяров – одной из каст малаяли. Теперь у всех этих народов полиандрических семей почти нет. Полиандрические браки встречались также у некоторых индейских народов Северной Америки, эскимосов, полинезийцев Маркизских островов.
Полиандрические браки, по-видимому, отрицательно влияют на рождаемость. В таких семьях женщина быстро физически изматывается, здоровье ее подрывается.
Определенная связь прослеживается также между уровнем рождаемости и типом семьи. В больших семьях рождаемость обычно выше, чем в малых, поскольку в них родители могут на помощь родственников в обеспечении детей пищей и уходом. В малых же семьях часто приходится откладывать брак и рождение детей до достижения экономической самостоятельности. Вместе с тем в больших семьях иногда имеются и факторы, понижающие репродуктивность: например, в них строже, чем в малых семьях, соблюдаются бытующие у многих народов половые ограничения.
При анализе брачно-семейных факторов рождаемости был, отчасти, затронут и вопрос о влиянии религиозной принадлежности на репродуктивное поведение. Однако воздействие религиозного фактора не ограничивается лишь тем, что у представителей различных конфессий существуют разные формы семьи и неодинаковое отношение к повторным бракам.
Из мировых религий самая аскетичная – буддизм. Как известно, по буддийскому вероучению, жизнь считается цепью страданий, и правоверный буддист должен подавлять в себе жажду бытия. Последнее, конечно, не может не оказывать влияния и на установки относительно рождаемости. Большинство направлений буддизма поощряет безбрачие, считая его наиболее верным путем к спасению. У буддистов очень развит также институт монашества, а у ламаистов желтошапочного толка, наиболее распространенного в Тибете и Монголии, от монахов требуется безбрачие, причем доля монахов в Тибете до учиненных в годы “культурной революции” репрессий была очень велика (обычно второй по возрасту в семье становился монахом).
Вместе с тем учение буддизма содержит и ряд положений, объективно способствующих повышению рождаемости. Так в этой религии существует положение об ахимсе – непричинении зла, которое запрещает избавляться не только от родившегося ребенка (как, впрочем, от всего живого), но и от плода. Не одобряются в буддизме и другие меры контроля над рождаемостью. Все это препятствует ее снижению. В том же направлении действуют и издавна существующие у народов, исповедующих буддизм, традиции многодетности.
Что касается христианства, то разные его положения оказывают противоречивое воздействие на процесс рождаемости. С одной стороны, эта религия призывает верующих увеличивать свое потомство, что, разумеется, положительно влияет на рождаемость. Повышению рождаемости способствует и то, что, согласно христианской морали, единственной целью брака является рождение детей. С другой стороны, для христианства некоторых направлений (прежде всего для восточных церквей) характерен аскетизм: верующие должны направлять все свои помыслы к Богу, а не к земным наслаждениям, что вроде бы не должно поощрять рождаемость. Более того, в некоторых христианских деноминациях определенные группы людей вообще не могут участвовать в деторождении, так как связаны обетом безбрачия. Правда, это относится не ко всем направлениям христианства: институт обязанного соблюдать безбрачие монашества существует только у католиков, православных и представителей других восточных церквей, а целибат для всего духовенства установлен лишь у католиков.
Есть одна сравнительно небольшая ответвившаяся от православия секта – скопцы, которая вообще не позволяет своим приверженцам иметь половые отношения и рожать детей: все члены этой секты подвергаются кастрации.
Демографическое поведение сторонников разных христианских деноминаций заметно различается. Причем эти различия связаны в первую очередь не с тем, насколько значительны приверженцев того или другого направления группы людей, обязанных соблюдать безбрачие, а с тем, как разные церковные организации относятся к внутрисемейному регулированию числа детей - к абортам и применению противозачаточных средств [6].
Церковь и сейчас является самым сильным тылом противников искусственного прерывания беременности, черпающих свои аргументы из источника религиозной морали. В рамках последней сложились различные точки зрения, но все их объединяет отрицательное отношение к аборту. Условно можно выделить две позиции: крайнюю (католики, буддисты) и смягченную антиабортную (протестанты, православные, ислам, иудаизм), которые хотя и отличаются друг от друга степенью категоричности отношения к аборту, однако оставляют неизменным главный исходный тезис: зародыш является человеческим существом. Поскольку право на жизнь является неотъемлемым для каждого человеческого существа, то зародыш также обладает таким правом.
Католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, не является продолжением жизни матери или отца – это жизнь нового человеческого существа. Другим аргументом католической церкви является тезис: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным “я” (“у меня есть тело, но я и есть мое тело”). Следующий тезис сформулирован исходя из осознания значимости человеческого тела: физическая жизнь – основополагающая ценность по сравнению с другими.
Буддизм также отличается крайне непремиримым отношением к аборту, ибо одна из центральных идей буддистской этики – не отнимай чужой жизни, будь то человек или животное.
Итак, сторонники крайней позиции не признают никаких исключений, никаких смягчающих обстоятельств: аборт недопустим, даже если беременность и роды опасны для жизни матери; аборт недопустим, даже если беременность наступила в результате изнасилования. Аргумент при этом прост: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае. Почему же он должен страдать? Как можно убивать ни в чем не повинное существо, которое не имело сознательного намерения убивать свою мать и непричастно к обстоятельствам зачатия, а стало быть, не несет за них никакой ответственности, и, тем более, не заслуживает такого наказания, как смерть.
Информация о работе Регулирование рождаемости в мировых религиях