Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:35, дипломная работа
В исследовании С.А. Иванова «Византийское юродство» юродство сравнивается с ветхозаветным пророчествованием и кинизмом; рассматриваются многие случаи юродственного поведения разных подвижников Византии. Очень удачно размышление С.А. Иванова о том, что юродство появляется как своего рода «возмутитель спокойствия» в обществе, где при отсутствии каких-либо притеснений или гонений устанавливается внешнее обрядовое благочестие.
Цель написания ВКР- на материале разобранных житий показать образ русского юродивого, значение его подвига в отечественной истории и указаны причины, приведшие к столь широкому почитанию в народе этого вида подвижничества в России.
Введение……………..……………..………………………………………...…..стр.3
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.……....….…стр.6
1.1. Основные составляющие подвига юродства ……………..……..….........стр.6
1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов……...…........стр.17
Выводы по 1 главе…………………………………………….……………......стр.37
Глава2. Русские юродивые XII-XX веков.…………………………..….…..стр.40
Выводы по 2 главе………………………………………..…..……………..….стр.53
Заключение ………………………………………………..…………….….…..стр.55
Литература ………………………………
С древности обращались люди к св. юродивым, чтобы испросить молитв, с их благодатной помощью исцелиться духовно и телесно, разобраться в своей жизни, в поисках духовного руководства и пути спасения. Особенно велико было значение святых в начале XX века в годы гонений на христиан, богоборчества, войны, голода, разрухи. В то время люди особенно нуждались в молитвенной помощи. Св. юродивые молились за страждущий народ, просили сохранить в нём веру и силу. Особенно часто посетители задавали вопросы, как жить в новую эпоху воинствующего атеизма. Они несли не только свой крест, но и крест людской, крест ближнего своего в тяжёлое многострадальное время. Все беды революции и гражданской войны –утраты, болезни, голод , которые были неизбежны почти в каждой семье изливались им. Когда голодные, близкие к отчаянию люди обращались к ним, то по их молитвам Господь всегда помогал.
Наша эпоха современности -эпоха европейского Возрождения и нового века Просвещения –эпоха секулярных общечеловеческих ценностей, оледенения душ, пребывающих в мерзости запустения, начатая полтора столетия назад продолжается и сейчас. «Развитие страстей ветхого человека считают ныне за что-то правильное, за развитие природы и способствуют этому развитию… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня»,-говорил о.И.Кронштадский. Современность фактически утратила понимание феномена святости. Раскрытие в человеке образа и подобия Бога, следование правде Божией и стояние за неё-для секулярных масс также в общем таинственна и непроницаема. Наследие русской святости совершенно незаслуженно забыто и вытеснено за пределы современной бесцерковной культуры.
Между тем Федотов писал: «Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счёте определяется его религией, то в русской святости найдём ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризованной русской культуры.» Древний язык святости, без преувеличения, создал русское государство и воспитал русский народ, он же лег в основание важнейших культурно-общественных явлений. Языком святости Бог говорит с людьми-через своих избранных, когда словом, сообщением свыше становится сама жизнь подвижника, пророчествующего, прозревающего чужие помыслы, исцеляющего, вразумляющего, творящего именем Бога чудеса.
Русские святые юродивые -национальное достояние, наряду с прочими государственными мужами, гениями и народными героями. «Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки» (Г.П. Федотов). Святость, устремлённая к небу, к правде Божией, стяжание Духа Святого-это был глубинный язык бытия, понятный всем, от крестьян до государей, объединявший всех в общем служении цивилизационной сверхценности-Святой Троице православного исповедания. Благодаря этому был возможен подлинный демократизм –как один из вспомогательных инструментов власти, была возможна симфония власти и народа. Нравственный и духовный авторитет святых подвижников был очень высок и имел колоссальное духовно-нравственное воздействие на русский народ в целом.
Литература
1.Аверинцев,С.С. Византия и Русь: два типа духовности//Новый мир,1988,№8.-с.227-235.
2.Аверинцев, А. «Бахтин и русское отношение к смеху» сайт htt://www.philoiogi.ru/literat
3.Аверинцев, А. Бахтин,смех,христианская культура .Бахтин как философ.М:Наука 1992.- с.30.
4.Библия, Перепечатано с издания Московской Патриархии. Российское Библейское Общество-Москва.2000.- 1350с.
5.Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусаниной. Изд.четвёртое./ Гл.ред.М.Б.Данилушкина. Изд-во Воскресение.С-П 2009.- 477с.
6. Блаженные старицы Дивеевского монастыря. М.изд-во Паломник,2004.-263с.
7.Булгаков, С.Свет невечерний.М: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио»,2001.-250с.
8.Ветловская, В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых»: (Житие Алексея человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские мыслители: Традиции. Новаторство. Мастерство: Сб. статей. М.: Сов. писатель, 1971. С.325-355.
9. Всеволод, Филипьев инок Путь святых отцов Патрология Изд. Второе Под ред. Митрополита Лавра. Москва:Паломник, 2007.-638с.
10.Голубинский, Е.Е. История Русской Церкви Т.1ч.2 /Репр.воспр.изд.1901(М).-М.,
11.Громов, М.Н. Русская философская мысль ХI–XVII веков // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Под ред.И.Т.Фролова и др. М., 1991. С. 320
12.Гроссман, Л.П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. М., 1922 .-с.62.
13.Девятова, С. Православные подвижницы 20 стол.- М:Артрос-Медиа,2009.-410с.
14.Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
15. Иванов, В.В. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск, 1994. С. 67-100.
16.Иванов, С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства.М: Языки славянских культур, 2005.-240с.
17.Иоанн Экономцев, игумен Православие Византия Россия.-М.:Христианская литература, 1992.- 233с.
18.Иерофей Влахос, митрополит,Православная духовность/митрополит Иерофей Влахос.-http^//www.pagez.ru/ol
19.Жизнь и деяния св. отца нашего Андрея Юродивого Христа ради. СПб: Издательство Олега Абышко,2007.-с.320
20.Жан-Клод Ларше, Особый вид безумия: юродство Христа ради. Глава 5/Опыт Христианского Востока первых веков/ Пер. с франц.-М.: Изд-во Сретенского монастыря,2008.-224с.
21.Знаменский, П.В. История Русской Церкви. Изд. 9-е, испр.- Париж; Москва,2000.-350с.
22.Зеньковский, В.В. История русской философии. М:Академический проект, Раритет,2001-280с.
23.Каган,М.Д.Житиё Арсения Новгородского/Словарь книжников Вып3,ч. 1с.331
24.Каллист Уэр, еп.Диоклийский. Внутреннее царство (электронный ресурс)// azbyka.ru/tserkov/duhovnaya zhizn/osnovy/kallist vnutrennee tsar.
25.Ключевский,В.О. Статья добрые люди.Богословский Вестник. Сергиево-Троицкая Лавра М., 1913.-с.140-162.
26.Ключевский, В.О. Курс русской истории (электронный ресурс) //Хронос:( Web-сайт). http://hrono.rspu.ryazan.ru/li
27.Ключевский, В.О. Жития святых как исторический источник.-М.:Наука,1988.-512с.
28. Кузнецов, А. иер. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование/Репринтное издание С-Пб 1913/ Московское Подворье Свято Троицкой Сергиевой Лавры,2000.-414с.
29.Лихачёв, Д.С., Панченко А.М., Понырко, Н.В. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984.-320с.
30.Лихачёв, Д.С Великое наследие Избранное в 3 томах(электронный ресурс) http://likhachev.lfond.spb.ru/
31.Лишаев, С.А. История русской философии. Часть 1 :Сдревнейших времён до середины XIX века. Курс лекций: Учебное пособие.-2-е изд., испр.- Самара: Сам. гуман. акад.,2004.-280с.
32.Лосский В.Н. Искупление и обожение// По образу и подобию.-М.:Изд.Свято-
33.Лотман, Ю.М. Дурак и сумасшедший // Культура и взрыв. М., «Гнозис», 1992. С.64-103.
34.Макарий, митр.Московский и Коломенский. История Русской Церкви:Т.4.Ч.2. Изд.Спасо-Преображенского Валаамского мон.,1996.-530с.
35.Минея.-М.:Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002.
36.Назиров, Р.Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870-1890 годов. Вып.13. Свердловск, 1980.С.94-70.
37.Недоспасова, Т.Н. Русское юродство. 1997// (электронный ресурс) nedospasovat.narod.ru/urodstvo
38.Никулина, Н.Е. Агиология. Курс лекций.-М:ПСТГУ,2008.-311с.
39.Орехов Д. Русские святые и подвижники XX столетия.— СПб.: ИД «Невский проспект», 2000. - 224 с.
40.Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-
41.Преображенский, А.С. Василий Великий. Москва, Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 1993
42.Ростова, Н. Человек обратной перспективы( Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради)/Под редакцией проф. Ф.И. Гиренка.- М:МГИУ,2008.-140с.
43.Рябинин Ю.В.Русское юродство-М.:РИПОЛ классик, 2007.-384с.
44.Руди Т.Р. О топике житий юродивых. Труды отдела древнерусской литературы, Российская Академия наук ИРЛ.- Санкт-Петербург:Наука, 2007.-960с.
45.Серафим (Чичагов),сщмч., Житиё преп. Серафима Саровского Чудотворца. Изд. Второе Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб.,1903г. -320с.
46.Серафим Путятин игумен, Блаженная Паша Саровская, 1920 г.
http://www.spas.dp.ua/lib/car_
47.Таисия, мон.,Жития святых-Азбука, 2004.-672с.
48.Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1 Москва: Шк. «Языки рус. культуры», 1995.-с. 438.
49.Успенский, Б.А. Лотман. Ю. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси//Вопросы литературы.1977. №3 с. 148-166
50.Успенский, Б.А. в статье «Антиповедение в культуре древней Руси. сайт htt://www.philoiogi.ru/literat
51.Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001.- 382с.
52.Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 т.Том 11. Русская религиозность.Часть 2.-М: Мартис, 2004.- 367с.
53.Федотов, Г.П. Святые Древней Руси.-СПб.:Сатис;Держава,2004.
54.Флоренский, П.Столп и утверждение истины.М:Правда,1990.
55. Флоровский, Г. протоиерей В. Пути русского богословия./3-е репринтное издание 1937,;препд.прот. И.Мейендорфа.-Париж: НЬСФ-ЗКУ, 1983,-560с.
56.Хоружий, С.С. Опыты из русской духовной традиции.-М.:Издательский дом «Парад»,205.-448с.
57.Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси:Тр.-Сергиева Лавра 6 июня 1988г.//Канонизация святых в XX веке.-М.,1999.-73 с.
27
[1] . Флоровский Г. прот. Пути русского богословия./3-е репринтное издание 1937,;препд.прот. И.Мейендорфа.-Париж: НЬСФ-ЗКУ, 1983.с. 5.
[2] Громов М.Н. Русская философская мысль ХI–XVII веков // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Под ред.И.Т.Фролова и др. М., 1991.с.230
[3] Федотов Г.П. Святые Древней Руси.-СПб.:Сатис;Держава,2004,
[4]Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001,с.104
[5] Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001,с 52.
[6] Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001,с 123.
[7] Аверинцев А. Бахтин,смех,христианская культура .Бахтин как философ. М:Наука 1992, с.7-9
[8] Иванов В.В. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск, 1994. С.75.
[9] Ключевский В.О. Жития святых как исторический источник.-М.:Наука,1988, с.281
[10] Зеньковский В.В. История русской философии. М:Академический проект, Раритет,2001,с.140
[11] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-
[12] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-
[13] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-
[14] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-
Информация о работе Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси