Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:35, дипломная работа

Краткое описание

В исследовании С.А. Иванова «Византийское юродство» юродство сравнивается с ветхозаветным пророчествованием и кинизмом; рассматриваются многие случаи юродственного поведения разных подвижников Византии. Очень удачно размышление С.А. Иванова о том, что юродство появляется как своего рода «возмутитель спокойствия» в обществе, где при отсутствии каких-либо притеснений или гонений устанавливается внешнее обрядовое благочестие.
Цель написания ВКР- на материале разобранных житий показать образ русского юродивого, значение его подвига в отечественной истории и указаны причины, приведшие к столь широкому почитанию в народе этого вида подвижничества в России.

Оглавление

Введение……………..……………..………………………………………...…..стр.3
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.……....….…стр.6
1.1. Основные составляющие подвига юродства ……………..……..….........стр.6
1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов……...…........стр.17
Выводы по 1 главе…………………………………………….……………......стр.37
Глава2. Русские юродивые XII-XX веков.…………………………..….…..стр.40
Выводы по 2 главе………………………………………..…..……………..….стр.53
Заключение ………………………………………………..…………….….…..стр.55
Литература ………………………………

Файлы: 1 файл

БЛАЖЕННЫЕ И ЮРОДИВЫЕ КАК РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ РУСИ.doc

— 331.50 Кб (Скачать)
le="text-align:justify">В годы гонений на православную Церковь подвиг юродства принимали на себя многие подвижники, поскольку богоборцы, не понимая такого исповедания веры и принимая их за болящих, разрешали легальное существование блаженных, прикровенно несущих людям проповедь о Спасителе. В ХХ веке особенно прославились блаженные старицы, добровольно взявших на себя тяжкий крест юродства во Христе, которые за своё великое смирение удостоились  великих даров Святого Духа. Подобно древним аскетам блаженные старицы последних времён, «безумием мнимым безумие мира обличившие», не уступали им по силе подвигов.

 

 

 

С древности обращались люди к св. юродивым, чтобы испросить молитв, с их благодатной помощью исцелиться духовно и телесно, разобраться в своей жизни, в поисках духовного руководства и пути спасения. Особенно велико было значение святых в начале XX века в годы гонений на христиан, богоборчества, войны, голода, разрухи. В то время люди особенно нуждались в молитвенной помощи. Св. юродивые молились за страждущий народ, просили сохранить в нём веру и силу. Особенно часто посетители задавали вопросы, как жить в новую эпоху воинствующего атеизма. Они несли не только свой крест, но и крест людской, крест ближнего своего в тяжёлое многострадальное время. Все беды революции и гражданской войны –утраты, болезни, голод , которые были неизбежны почти в каждой семье изливались им. Когда голодные, близкие к отчаянию люди обращались к ним, то по их молитвам Господь всегда помогал.  

Наша эпоха современности -эпоха европейского Возрождения и нового века Просвещения –эпоха секулярных общечеловеческих ценностей, оледенения душ, пребывающих в мерзости запустения, начатая полтора столетия назад продолжается и сейчас. «Развитие страстей ветхого человека считают ныне за что-то правильное, за развитие природы и способствуют этому развитию… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня»,-говорил о.И.Кронштадский. Современность фактически утратила понимание феномена святости. Раскрытие в человеке образа и подобия Бога, следование правде Божией и стояние за неё-для секулярных масс также в общем таинственна и непроницаема. Наследие русской святости совершенно незаслуженно забыто и вытеснено за пределы современной бесцерковной культуры.

Между тем Федотов писал: «Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счёте определяется его религией, то в русской святости найдём ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризованной русской культуры.»  Древний язык святости, без преувеличения, создал русское государство и воспитал русский народ, он же лег в основание важнейших культурно-общественных явлений. Языком святости Бог говорит с людьми-через своих избранных, когда словом, сообщением свыше становится сама жизнь подвижника, пророчествующего, прозревающего чужие помыслы, исцеляющего, вразумляющего, творящего именем Бога чудеса.

Русские святые юродивые -национальное достояние, наряду с прочими государственными мужами, гениями и народными героями. «Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки» (Г.П. Федотов). Святость, устремлённая к небу, к правде Божией, стяжание Духа Святого-это был глубинный язык бытия, понятный всем, от крестьян до государей, объединявший всех в общем служении цивилизационной сверхценности-Святой Троице православного исповедания. Благодаря этому был возможен подлинный демократизм –как один из вспомогательных инструментов власти, была возможна симфония власти и народа. Нравственный и духовный авторитет святых подвижников был очень высок и имел колоссальное духовно-нравственное воздействие на русский народ в целом.

 

 


Литература

1.Аверинцев,С.С. Византия и Русь: два типа духовности//Новый мир,1988,№8.-с.227-235.

2.Аверинцев, А. «Бахтин и русское отношение к смеху» сайт htt://www.philoiogi.ru/literature1/averintsev-93.htm     

3.Аверинцев, А. Бахтин,смех,христианская культура .Бахтин как философ.М:Наука 1992.- с.30.

4.Библия, Перепечатано с издания Московской Патриархии. Российское Библейское Общество-Москва.2000.- 1350с.                  

5.Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусаниной. Изд.четвёртое./ Гл.ред.М.Б.Данилушкина. Изд-во Воскресение.С-П 2009.- 477с. 

6. Блаженные старицы Дивеевского монастыря. М.изд-во Паломник,2004.-263с.          

7.Булгаков, С.Свет невечерний.М: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио»,2001.-250с.

8.Ветловская, В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых»: (Житие Алексея человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские мыслители: Традиции. Новаторство. Мастерство: Сб. статей.  М.: Сов. писатель, 1971. С.325-355.

9. Всеволод, Филипьев инок Путь святых отцов Патрология Изд. Второе Под ред. Митрополита Лавра. Москва:Паломник, 2007.-638с.                              

10.Голубинский, Е.Е. История Русской Церкви Т.1ч.2 /Репр.воспр.изд.1901(М).-М.,1997.-680с.                      

11.Громов, М.Н. Русская философская мысль ХI–XVII веков // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Под ред.И.Т.Фролова и др. М., 1991. С. 320

12.Гроссман, Л.П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. М., 1922 .-с.62.

13.Девятова, С. Православные подвижницы 20 стол.- М:Артрос-Медиа,2009.-410с. 

14.Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.

15. Иванов, В.В. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск, 1994. С. 67-100.

16.Иванов, С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства.М: Языки славянских культур, 2005.-240с. 

17.Иоанн Экономцев, игумен Православие Византия Россия.-М.:Христианская литература, 1992.- 233с.

18.Иерофей Влахос, митрополит,Православная духовность/митрополит Иерофей Влахос.-http^//www.pagez.ru/olb/107.php                

19.Жизнь и деяния св. отца нашего Андрея Юродивого Христа ради. СПб: Издательство Олега Абышко,2007.-с.320              

20.Жан-Клод Ларше, Особый вид безумия: юродство Христа ради. Глава 5/Опыт Христианского Востока первых веков/  Пер. с франц.-М.: Изд-во Сретенского монастыря,2008.-224с.                        

21.Знаменский, П.В. История Русской Церкви. Изд. 9-е, испр.- Париж; Москва,2000.-350с.                        

22.Зеньковский, В.В. История русской философии. М:Академический проект, Раритет,2001-280с.                                                                                                                

23.Каган,М.Д.Житиё Арсения Новгородского/Словарь книжников Вып3,ч. 1с.331

24.Каллист Уэр, еп.Диоклийский. Внутреннее царство (электронный ресурс)// azbyka.ru/tserkov/duhovnaya zhizn/osnovy/kallist vnutrennee tsar.

25.Ключевский,В.О. Статья добрые люди.Богословский Вестник. Сергиево-Троицкая Лавра М., 1913.-с.140-162.    

26.Ключевский, В.О. Курс русской  истории (электронный ресурс) //Хронос:( Web-сайт). http://hrono.rspu.ryazan.ru/libris/klyuch00.htm1.       

27.Ключевский, В.О. Жития святых как исторический источник.-М.:Наука,1988.-512с.

28. Кузнецов, А. иер. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование/Репринтное издание С-Пб 1913/ Московское Подворье Свято Троицкой Сергиевой Лавры,2000.-414с.       

29.Лихачёв, Д.С., Панченко А.М., Понырко, Н.В. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984.-320с.   

30.Лихачёв, Д.С Великое наследие Избранное в 3 томах(электронный ресурс)  http://likhachev.lfond.spb.ru/artikles/vn4.htm. 

31.Лишаев, С.А. История русской философии. Часть 1 :Сдревнейших времён до середины XIX века. Курс лекций: Учебное пособие.-2-е изд., испр.- Самара: Сам. гуман. акад.,2004.-280с.                

32.Лосский В.Н. Искупление и обожение// По образу и подобию.-М.:Изд.Свято-Владимирского братства,1995.-  с.95-105

33.Лотман, Ю.М. Дурак и сумасшедший // Культура и взрыв.  М., «Гнозис», 1992. С.64-103.

34.Макарий, митр.Московский и Коломенский. История Русской Церкви:Т.4.Ч.2. Изд.Спасо-Преображенского Валаамского мон.,1996.-530с.              

35.Минея.-М.:Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002.

36.Назиров, Р.Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870-1890 годов. Вып.13. Свердловск, 1980.С.94-70. 

37.Недоспасова, Т.Н. Русское юродство. 1997// (электронный ресурс)   nedospasovat.narod.ru/urodstvo.html                                                                                                                   

38.Никулина, Н.Е. Агиология. Курс лекций.-М:ПСТГУ,2008.-311с.       

39.Орехов Д.  Русские святые и подвижники XX столетия.— СПб.: ИД «Невский проспект», 2000. - 224 с.             

40.Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-Медиа, 2009.-410с.           

41.Преображенский, А.С. Василий Великий. Москва, Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 1993

42.Ростова, Н. Человек обратной перспективы( Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради)/Под редакцией проф. Ф.И. Гиренка.- М:МГИУ,2008.-140с.                   

43.Рябинин Ю.В.Русское юродство-М.:РИПОЛ классик, 2007.-384с.

44.Руди Т.Р. О топике житий юродивых. Труды отдела древнерусской литературы, Российская Академия наук ИРЛ.- Санкт-Петербург:Наука, 2007.-960с. 

45.Серафим (Чичагов),сщмч., Житиё преп. Серафима Саровского Чудотворца. Изд. Второе Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб.,1903г. -320с.

46.Серафим Путятин игумен, Блаженная Паша Саровская, 1920 г.

http://www.spas.dp.ua/lib/car_muchenik.htm#з4

47.Таисия, мон.,Жития святых-Азбука, 2004.-672с.                       

48.Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1 Москва: Шк. «Языки рус. культуры», 1995.-с. 438.

49.Успенский, Б.А. Лотман. Ю. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси//Вопросы литературы.1977. №3 с. 148-166              

50.Успенский, Б.А. в статье «Антиповедение в культуре древней Руси. сайт htt://www.philoiogi.ru/literature1/averintsev-93.htm 

51.Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001.- 382с.            

52.Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 т.Том 11. Русская религиозность.Часть 2.-М: Мартис, 2004.- 367с.         

53.Федотов, Г.П. Святые Древней Руси.-СПб.:Сатис;Держава,2004.-384 с.

54.Флоренский, П.Столп и утверждение истины.М:Правда,1990.     

55. Флоровский, Г. протоиерей В. Пути русского богословия./3-е репринтное издание 1937,;препд.прот. И.Мейендорфа.-Париж: НЬСФ-ЗКУ, 1983,-560с.

56.Хоружий, С.С. Опыты из русской духовной традиции.-М.:Издательский дом «Парад»,205.-448с.

57.Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси:Тр.-Сергиева Лавра 6 июня 1988г.//Канонизация святых в XX веке.-М.,1999.-73 с.

 

 

27

 

 



[1] . Флоровский Г. прот. Пути русского богословия./3-е репринтное издание 1937,;препд.прот. И.Мейендорфа.-Париж: НЬСФ-ЗКУ, 1983.с. 5.

[2] Громов М.Н. Русская философская мысль ХI–XVII веков // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Под ред.И.Т.Фролова и др. М., 1991.с.230

 

[3] Федотов Г.П. Святые Древней Руси.-СПб.:Сатис;Держава,2004,с. 236.        

[4]Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001,с.104

[5] Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001,с 52.

[6] Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 10.Русская религиозность. Часть1.-М: Мартис, 2001,с 123.

[7] Аверинцев А. Бахтин,смех,христианская культура .Бахтин как философ. М:Наука 1992, с.7-9

[8] Иванов В.В. Поэтика чина // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск, 1994. С.75.

[9] Ключевский В.О. Жития святых как исторический источник.-М.:Наука,1988,  с.281

[10] Зеньковский В.В. История русской философии. М:Академический проект, Раритет,2001,с.140

[11] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-Медиа, 2009.-10 с.

[12] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-Медиа, 2009.-19 с.15

[13] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-Медиа, 2009.-13 с.      

[14] Православные подвижницы XXстолетия / сост.С.Девятова.-М.:Артрос-Медиа, 2009.-19 с.


Информация о работе Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси