Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:35, дипломная работа

Краткое описание

В исследовании С.А. Иванова «Византийское юродство» юродство сравнивается с ветхозаветным пророчествованием и кинизмом; рассматриваются многие случаи юродственного поведения разных подвижников Византии. Очень удачно размышление С.А. Иванова о том, что юродство появляется как своего рода «возмутитель спокойствия» в обществе, где при отсутствии каких-либо притеснений или гонений устанавливается внешнее обрядовое благочестие.
Цель написания ВКР- на материале разобранных житий показать образ русского юродивого, значение его подвига в отечественной истории и указаны причины, приведшие к столь широкому почитанию в народе этого вида подвижничества в России.

Оглавление

Введение……………..……………..………………………………………...…..стр.3
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.……....….…стр.6
1.1. Основные составляющие подвига юродства ……………..……..….........стр.6
1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов……...…........стр.17
Выводы по 1 главе…………………………………………….……………......стр.37
Глава2. Русские юродивые XII-XX веков.…………………………..….…..стр.40
Выводы по 2 главе………………………………………..…..……………..….стр.53
Заключение ………………………………………………..…………….….…..стр.55
Литература ………………………………

Файлы: 1 файл

БЛАЖЕННЫЕ И ЮРОДИВЫЕ КАК РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ РУСИ.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

Своеобразие русского типа - в углублении нравственного начала, в раскрытии нравственного смысла христианства, в полном, непосредственном осуществлении нравственных заповедей Христа, наконец, в органическом единстве духовного созерцания и служения миру, людям. Это служение осуществляется через самоотвержение в любви, высшим выражением которого является подвиг самопожертвования.  Русский святой выражает себя преимущественно через действенную любовь к миру, через кроткое смирение и сострадание. "В этом уничижении и кротости для него раскрывается, - и здесь самая глубокая печать русской святости, - образ уничиженного Христа"[3] .                    
В историческом пути духовной традиции выделяются несколько этапов. В Киевскую эпоху по преимуществу формировались индивидуальные установки, менталитет, принципы и практики устроения внутреннего мира человека. Начальный период подвижничества Киевской Руси стал для всей истории традиции своего рода первообразом.

В эту эпоху были усвоены начальные основания христианской социальности, базирующейся на любви Христовой, основы которой были заложены святым князем Владимиром. Сформировался каритативный духовно-нравственный идеал, относящийся к христианскому закону любви (милосердно-деятельное отношение к ближнему).  Дух русской святости особенно ярко и глубоко выразился в подвиге первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, несущих в себе этику христианской любви, а также важную идею примата духовной силы над грубой физической.

Высшая идея, их вдохновляющая- есть невинное и вольное страдание во имя Христово, искупляющее собой грехи и злодеяния мира. «Чрез жития святых страстотерпцев... образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа как самая заветная его   святая святых в его духовной сокровищнице »[4]. Акт непротивления национальная русская черта, подлинное религиозное открытие новообращённых русских христиан, характеризующая особый кенотический тип святости.

Эта кенотическая идея, пользуясь словами ап. Павла о «кенозисе» или уничижении Христа, была почти забыта в Церковном  Предании. Слабый и недалёкий был Христос уничиженный в глазах языческого мира, Византии и средневекового Запада. Г.П. Фёдоров писал о византийском культе: «И все же как ни странно Его земная жизнь и Его благовестие царства Божия и в особенности Его учение прошли почти незамеченными[5] .» Страстотерпчество св.князей Бориса и Глеба есть выражение кенотического следования Христу на вершине Его кенозиса, у преп.Феодосия кенотическая идея реализуется в традиционных формах монашества Его бедности и уничижения.

Г.П. Фёдоров писал: «У Феодосия кенотическая идея находит практическое выражение в трёх добродетелях - бедности, смирении и  любви. Они являются целью сами по себе, выражая различные ипостаси одной и той же личности: воплощенного Христа и Его совершенного ученика»[6].  Эти черты составляют основную духовную ткань личности и представляют  собой «в то же время господствующий идеал во все века русской жизни»( 53, С. 174). Кенотическое  уничижение приобретает внешнее, социальное выражение, например, "худые ризы" святых русских монахов. В Киево-Печёрской Лавре  прослеживаются две традиции духовной жизни аскетическое и карикативное  типы подвижничества, которые  не разделяются и в последующие времена.

Широкое распространение княжеской святости наблюдалось во время татаро-монгольского ига, так как с разорением монастырей, стал исчезать подвиг преподобных. Но восточно-христианский путь к Небесному Отечеству лежал прежде  всего через  святость монашескую. Основу восточнохристианского дискурса образуют совместно парадигма обожения и освящения.

Самые крупные и безусловные фигуры в сонме святых такие как Феодосий Печёрский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозёрский, оптинские старцы свидетельствуют об основных чертах монашеской святости. Главным в этом пути святости было труженичество во Христе, понимаемого как творческое собирание души, духовное трезвение, христинизация жизни, быта и самого человека. Их подвиг отличается согласием составляющих его начал и работ: монастырь и мир, духовное и светское, взращивание души и христинизация политики. Но и в одной и в другой области они подвизаются подражая Христу. Возникновение двух крупнейших очагов духовности, христинизация общества, воспитание православного благочестия, христианской культуры, привели к взрыву духовности,  который охватил заволжские дебри, северную Фиваду, Москву и окружающие её земли. Духовная традиция не только достигает зрелых форм, но оказывает влияние на многие сферы культуры, церковной и социальной жизни.

В образе преп. Сергия воскресает православная святость во всей её полноте, образ совершенного преображения человека Духом Святым. От ухода в пустыню, через классическую аскезу, внешние подвиги, самораспятие, смирение  к высшим духовным состояниям, к «вкушению» Царства Небесного, преп. Сергий повторяет и путь всех великих свидетелей Православия с первых его веков. Идеалом преп. Сергия было преображение вселенной по образу и подобию Св. Троицы, т.е. внутреннее объединение всех существ в Боге: собор всей твари, как грядущий мир вселенной , объемлющий всякое дыхание земное. Таким образом, можно рассматривать личность преподобного Сергия Радонежского как  идею нации в онтологическом понимании.

В 19в. благодаря деятельности свт.Паисия Величковского и целого ряда выдающихся учителей, зарождается тенденция к выходу в мир, к взаимодействию между аскетической традицией и окружающим обществом. Происходит важное и своеобразное развитие древнейшего монашеского института духовного отцовства. «Русское старчество становится не столько монашеским, сколько народным , эта открытость проявляется как «кенотическое» стремление к жертвенной отдаче, принимать в общение любви, всех, кто рядом и страждет.

Своебразие русского этноса, связанное с исканием абсолютного добра, выливается в  религиозное нравственное подвижничество, выступающее в формах затворничества, столпничества, постничества, ношения вериг, юродства. Нравственный смысл всех этих подвигов заключался в особом "срастотерпстве" подвижников, связанном с переживанием крестных мук Христа.

Если подвиг святых князей, принадлежит к верхам социальной лестницы, то подвиг юродивых находится на противоположном полюсе общества в его низах.

Юродство – это один из совершенно особых путей святости.  Термин «юродивый» ( по гречески mwrov, что значит безумный) взят из апостола Павла (1Кор.4;10) - “мы - юродивы Христа ради” - безумны Христа ради. По мнению митр. Ювеналия (57,с.10  ), слово юродивый произошло от «оуродь», «юродь» , которое очень часто употребляется в  древнерусском агиографическом языке.

Кроме этого  слово «юродивый» нередко употреблялось для перевода еще одного греческого слова sanov ( простой, глупый). Под влиянием этого в Русской Церкви псковский юродивый Никола приобрел прозвище Салос. В более позднее время их стали называть блаженными, в качестве прилагательного со значением  «живущий по заповедям евангельских блаженств». Наименование "блаженный" применялось к святым, которым не были канонизированы, но пользовались местном почитанием. В Древней Руси наименование "блаженный" прилагалось к святым юродивым.

Юродство - один из подвигов христианского благочестия, особый, парадоксальный вид духовного подвижничества, заключающийся в отречении от ума и добродетели (при полном внутреннем самосознании и душевной нравственной чистоте и целомудрии) и в добровольном принятии на себя образа безумного и нравственно падшего (безнравственного) человека как особого вида аскезы, практикуемой для спасения души. Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «...мудрость мира сего есть безумие пред Богом... » (1 Кор. 3, 19).

Наиболее важные составляющие черты архетипа юродства.

1. Юродство — осознавалось как парадоксальность, оппозиционная функция, которая  в рамках национальной традиции приводила к отрицанию существующего греховного мира и как поиск мира иного.

2.Аскеза, включающая  молитву, физические лишения, самоистязание (вериги, хождение по гвоздям , битье себя т.д.), самоуничижение.

3.Безумное поведение,  включающее безнравственные поступки, имеющие сакральный смысл.

4. Разделение жизни юродивого на «дневную», направленную вовне, где присутствует мнимое безумие, и «ночную», внутреннюю, недоступную окружающим, где проявляется морально-нравственное содержание подвига.
5. Отверженность юродивого, действия которого непонятны большинству зрителей

6. Пророческий дар, как следствие духовной чистоты и близости к Богу.
7. Размытые границы между тремя видами бытования юродства: истинным «Христа ради» и  лжеюродством.

В конце VI-го века (Юстиниановского) преподобный Симеон Эмесский создал всесторонний образ - парадигму служения Христа ради юродства. Начинал он с пустынничества, но по откровению свыше он направился в мир для того, чтобы «смеяться» над ним. Это первая черта подвига юродства.

Невыносимое поведение юродивого для окружающих является обличением внутреннего мира благочестивых христиан. На самом деле, когда христианское общество утратило самую цель христианской жизни, т.е. стремление к святости, когда благочестивые навыки обращаются в привычку, юродство защищает раба Божия от  легкого, поверхностного, привычного отношения к Богу со стороны христианского общества.

Юродство всегда взывает к серьезности, к пересмотру своей позиции, и, прежде всего, к взысканию воли Божией в данном месте, в данное время и для данной личности. Христианин должен не просто стремится к святости, он должен искать воли Божией в своей жизни. Юродствующий обличает устроение души: отсюда столько аллегорий и предельный символизм поведения.

Для юродской парадигмы характерен крайний  аскетизм: «узкий» путь отшельничества, безмолвие, бескомпромиссность,  стремление довести до абсолютного предела христианский подвиг. Желание во всей полноте исполнить заповеди Божии. Юродство- это добровольное мученичество. Добровольные «страдания - это свидетельство любви к Христу, как всецелое посвящение себя Христу, как Жениху всякой человеческой души и всей Церкви.

Жизнь христианского общества по указанию Христа выправляют юродивые и старцы. Иногда эти служения совмещаются, например, иеросхимонах Феофил Киевский – был старцем и был юродивым.

Инок Всеволод Филипьев в книге «Путь святых отцов» пишет, что в наше время пророческое и учительское служения христианской древности не угасло, их продолжили юродивые, блаженные и старцы. ( 9,с.25)

Между двумя видами подвижничества преподобных и юродивых внешне столь не похожими существует  внутреннее родство. Истоки этой близости лежат в истории юродства: юродство является  типом подвижничества, зародившегося и выделившегося из монашества  в 6в. и именуется «сверхзаконным» - не предусмотренным иноческим уставом. В научной литературе упоминается о соединении в некоторых житиях подвигов преподобных и юродивых.

Помимо исторических корней юродство имеет глубинное родство с монашеским подвигом. Цель, к которой стремятся и монах, и юродивый-воспитание в себе смирения и сокрытие добродетелей. Стремление к смиренномудрию приводит к тому, что инок покидает мир и уходит в монастырь или в пустыню, а юродивый, напротив, идёт в мир, но скрывает своё служение за личиной безумия, которое  является средством уничтожения опасного греха гордости. Смирение было непременным их спутником всей жизни и конечную цель составляло уподобление Христу. Г.П.Федотов (52,с.289) определил юродство как «самое радикальное отвержение мира, совместимое с пребыванием в миру».

Мотив нежелания славы от человек  один из наиболее активно используемых топосов житий юродивых (44,с.463). Ефрем Сирин, на примере жития юродивой Исидоры, именно нежелание людской славы и сокрытие собственной добродетели под личиной безумия полагал важнейшим проявлением истинного юродства.

Этот топос, так называемого безобидного юродства нашёл продолжение и развитие в древнерусских житиях как преподобных, так и юродивых.

Общими мотивами житий юродивых и преподобных  являются также уход из дома, аскетизм, пренебрежение к телу, дар пророчества и др.

Аскеза юродивых в целом традиционна. Они как и преподобные изнуряют себя постом, (Прокопий Вятский, Феодор Новгородский, Симон Юрьевецкий и др.). Носят на теле кресты и вериги(Арсений Новгородский, Иоанн Большой Колпак). Подвергают себя истязаниями комарами (Прокопий Вятский).

В качестве особых аскетический упражнений, свойственное только юродивым можно назвать специальное навлечение на себя оскорблениё и побоев.


1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов.

Научный интерес к феномену юродства возникает в конце 19 и  начале 20 веков.

Особый вклад в исследовании святости  сделал В.П.Федотов в своем сочинении «Русская религиозность» (52,с.289). В ней есть глава посвященная анализу подвига юродства.

Нравственный смысл юродства определяется характерными чертами, присущими данному подвигу:

1) аскетическим попранием тщеславия, принимающим форму притворного безумия или безнравственности с целью поношения от людей;

Гордыня и тщеславие угрожает достигшим наибольшего совершенства в монашеской аскезе. В данном случае юродство используется для приобретения высоких христианских добродетелей - смирение, любовь к Богу, терпение скорбей, нищету духовную. По мнению Федотова (52,с.292) именно этот мотив послужил причиной первоначального зарождения в монашеской среде, как вспомогательного средства для стяжания смирения.

2)  служением миру своеобразной проповедью, « которая совершается не словом и не  делом, а силой Духа, действующей под личиной безумия и проявляющейся в прозорливости и исполнении пророчеств».

3)Презрение к миру, имеющее своё основание в отвержении всех условий обычного человеческого существования, следование идее уничижения и кенозиса Христа.

К обычным аскетическим формам воздержания подвижников от пищи и сна добавляются еще  бродяжничество и страдания от погоды. Федотов подмечает разницу между аскетизмом монашеским и св. юродивых. Для монаха аскеза является средством борьбы против чувственности. Для юродивых это выражение презрения к миру и отвержение условий обычного человеческого существования. Так, например, нагота является формой отвержения человеческой культуры. Федотов считает, что юродство радикальная мера уничижения и кенозиса Христа, и эта его черта явилась причиной такой популярности юродивых в русском народе (52,с. 294).

Информация о работе Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси