Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:35, дипломная работа
В исследовании С.А. Иванова «Византийское юродство» юродство сравнивается с ветхозаветным пророчествованием и кинизмом; рассматриваются многие случаи юродственного поведения разных подвижников Византии. Очень удачно размышление С.А. Иванова о том, что юродство появляется как своего рода «возмутитель спокойствия» в обществе, где при отсутствии каких-либо притеснений или гонений устанавливается внешнее обрядовое благочестие.
Цель написания ВКР- на материале разобранных житий показать образ русского юродивого, значение его подвига в отечественной истории и указаны причины, приведшие к столь широкому почитанию в народе этого вида подвижничества в России.
Введение……………..……………..………………………………………...…..стр.3
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.……....….…стр.6
1.1. Основные составляющие подвига юродства ……………..……..….........стр.6
1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов……...…........стр.17
Выводы по 1 главе…………………………………………….……………......стр.37
Глава2. Русские юродивые XII-XX веков.…………………………..….…..стр.40
Выводы по 2 главе………………………………………..…..……………..….стр.53
Заключение ………………………………………………..…………….….…..стр.55
Литература ………………………………
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический институт
им. А.П. Гайдара»
Кафедра теологии и истории культуры
Малюкова Е.М. студентка
исторического факультета
направление Теология
Научный руководитель:
Кандидат филологических наук, доцент Ю.П. Курдин
Арзамас 2010
План
Введение……………..……………..……………………
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.……....….…стр.6
1.1. Основные составляющие подвига юродства ……………..……..….........стр.6
1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов……...…........стр.17
Выводы по 1 главе…………………………………………….……………..
Глава2. Русские юродивые XII-XX веков.…………………………..….…..стр.40
Выводы по 2 главе………………………………………..…..……………
Заключение ………………………………………………..…………….….….
Литература ……………………………………………………………….….…
Введение
В данной ВКР объектом изучения является подвижничество юродивых и блаженных в эпоху Древней, просвещённой Руси и до наших дней. Основным источником по изучению истории юродства являются жития святых.
Мною рассмотрены жития русских юродивых периода ХII-XX веков веков. Количество житий достаточно для описания роли юродивых, смысла их подвига и значения их служения. Из всего списка прославленных юродивых были взяты самые известные и почитаемые церковью. В данной работе на материале житий подвижников выделяются общие черты, характерные для всех юродивых, так и присущие только отдельным святым.
Монументальных трудов по исследованию русского юродства до сих пор не вышло. Основной целью житийной литературы является рассказ о подвиге стяжания Духа Святого в земной жизни. Жития святых составлялись много позже их жизни, поэтому в них мало биографических сведений. Подробные сведения имеются в свидетельствах иностранцев путешественников. Следующим источником являются службы юродивым. Они дополняют жития и выделяют особенные черты, присущие подвижникам.
Особая работа проделана И. Ковалевским в книге «Христа ради юродивые», которая была издана в 1903 году. В ней дается богословское осмысление подвига, снабженное цитатами из Священного Писания, и таким образом утверждается, что подвиг юродства основывается на учении апостольском. Автор сравнивает юродство с другими видами подвижничества и ставит его выше других подвигов. По его мнению, юродство это постоянное мученичество, так как требуется очень много терпения, чтобы постоянно сохранять душу и тело чистыми от греха в миру. Автор доказывает,что они по доброй воле из любви к Богу принимали самый тяжелый крест. И. Ковалевский утверждал, что безумие юродивых является мнимым.
Следующей серьезной работой является книга А. Кузнецова «Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование». Труд Кузнецова предлагает исследование основ и смысла юродства с привлечением примеров из древних источников. Автор рассматривает юродство как явление духовной жизни общества и дает богословскую и психологическую оценку всех черт этого подвига. А. Кузнецов написал теоретическое исследование, и поэтому в его работе мало уделено внимания русскому юродству и вообще отдельным представителям этого подвига.
В книге «Святые Древней Руси» Г.П. Федотова 13 глава уделена подвигу юродства. Автор выделяет составные части подвига. Автор также подчеркивает особую роль юродства в XVI веке, обращает внимание на преобладание в подвиге социального служения обществу. Федотов отмечает близость русскому мировосприятию подвига юродства и совершенное несоответствие его западной психологии. По его мнению, юродство вырождается к XVIII веку, и последующие блаженные в своем подвиге уклоняются от древних образцов.
Следующее исследование- А.М. Панченко «Смех как зрелище», состоящее из трех частей:
1) древнерусское юродство;
2) юродство как зрелище;
3) юродство как общественный протест.
Рассматривая поведение юродивого, Панченко отмечает его зрелищность, при отсутствии чего само юродство теряет смысл. В древнерусском юродстве автор видит в первую очередь общественный протест, чем и объясняет вырождение юродства: по его мнению, в третьей четверти XVII века, когда роль протеста взяло на себя старообрядчество, юродивые как бы оказались не у дела, исчезла исключительность их протеста. Панченко в лице Аввакума и Афанасия соединяет юродство со старообрядчеством, указывая на неизбежность гонений как на последнее, так и на первое.
В исследовании С.А. Иванова «Византийское юродство» юродство сравнивается с ветхозаветным пророчествованием и кинизмом; рассматриваются многие случаи юродственного поведения разных подвижников Византии. Очень удачно размышление С.А. Иванова о том, что юродство появляется как своего рода «возмутитель спокойствия» в обществе, где при отсутствии каких-либо притеснений или гонений устанавливается внешнее обрядовое благочестие.
Цель написания ВКР- на материале разобранных житий показать образ русского юродивого, значение его подвига в отечественной истории и указаны причины, приведшие к столь широкому почитанию в народе этого вида подвижничества в России.
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.
1.1. Основные составляющие подвига юродства.
По православному учению каждая человеческая личность является богоизбранной, богоизбранной является также и каждая нация. У каждого народа есть свои неповторимые, уникальные черты, которые свойственны отдельным человеческим личностям данного этноса. Это иррациональное этническое начало, харизматический дар, формирующийся в историческом процессе, составляет душу нации, её идею, идеал. Русская национальная идея определяется нравственно религиозным идеалом «Святой Руси». Признав святость высшей ценностью, русский народ возводит искание правды Божией, нравственные критерии в ранг «священных принципов». Святость, как высший нравственный идеал поведения, жизненная позиция, понимаемая как жертвенность, жажда чистоты, смирение, терпение, соборность, является, по словам В.Соловьёва, «призванием, верховным долгом и законом жизни» отдельного индивида или всей нации. (17,стр.152)
Идеал святости во всём своём величии и духовной высоте выразился в лучших представителях Церкви и народа. История русской святости начинается после принятия Русью христианства. Принятие православия - это был момент определяющий, провиденциальный для всей нашей истории. По мистическому учению Церкви, крещение есть “неизгладимая печать”, и фактически душа русского народа стала исторически “запечатлённой” православием. Христианство, как основа жизни, как "закваска" по евангельскому выражению, проникло все стороны, все проявления жизни, всю деятельность русского человека.
Выбор веры был почти стотридцатилетним процессом распространения христианства на Руси, завершившимся официальным массовым крещением в 988 г.Божественная красота, ее ощущение и переживание стало решающим критерием при добровольном выборе веры, теологическим аргументом присутствия Бога на земле. Отсюда русский путь к Богу – путь «благодати и красоты», которая, по словам Ф.М.Достоевского, «мир спасет».
Русь вошла в пространство христианского вероучения, когда сложилась славянская языковая литературная традиция, «славянская литературная цивилизация»(31,с.70). Церковнославянский язык, аккумулирующий духовное наследие христианства, богослужение на близком и понятном языке преображали «саму стихию славянской мысли... самой души народа» [1]. Это изменение шло к осознанию значимости в человеке его духовной основы. Огромное воздействие на русскую религиозность оказало византийское богослужение. Духовное начало в человеке явилось новым знанием, которое поразило и увлекло древнерусского человека. К этому времени закончились века богословских споров, но первые русские книжники Илларион, Лука Жидята, Владимир Мономах и др. выбрали путь практической философии реального дела совершенствования и спасения человека на путях религиозной практики, преломляя через нее «все модусы природного, социального и личного бытия»[2].
Православие сформировало определённый образ жизни, определённую систему идей, верований, представления о человеке и его месте в мире.
Древняя Русь не была отягощена бременем античного наследия, имела молодую культуру. Появилась своя духовная традиция, освятившая все стороны жизни русского народа, включающая богослужение, почитание икон, культ святых, благотворительность, странничество. Русский национальный идеал нашёл отражение в летописях, литературе, иконах, церковном пении, архитектуре храмов и городов.
Стремление Руси найти свои пути к спасению выразилось в своём прочтении святости. Европейская горизонталь (земная укоренённость) и русская вертикаль (устремленность к горнему) определяют различия в мировоззрении и характере народов. Этот характер православия особенно ярко выражается в годовом цикле богослужения. Принципиальное различие двух типов духовности основано на богословских разногласиях в вопросе о соотношениях лиц Троицы и проблеме воплощения Иисуса Христа. У католиков формируется правовая культура западноевропейского типа, которая выстраивает вокруг каждого человека «территорию индивидуального бытия», формируется понятие свободы как гарантированного статуса , а не добровольного служения. (1,с. 230.)
Выделение христологического аспекта приводит к абсолютизации ценностей
земной жизни Христа, земного существования Человека, ставшего Богом: Христос-младенец, Христос-страдалец, Христос Голгофы. Как следствие, возможность оправдания делами ( совокупность «заслуг») становится основным положением всего католицизма.
Культ человечества Христа чужд преданию Восточной Церкви. Пневматологическая составляющая православной церкви усилила в человеческой жизни духовную направляющую, выделяя душеполезность в «основной ценностный критерий». Через него преломлялось человеческое бытие: труд, знание, человеческие отношения, формируя мирское благочестие. Специфика русского понимания святости состоит в сосредоточенности на идее Царства Божия и искании абсолютного совершенства.
Тезис об индивидуальном пути постижения Бога лежит в основе византийского аскетизма. Онтологической основой для теозиса является то, что человек создан по образу Божию. Для согрешившего человечества, спасение стало возможно благодаря Боговоплощению (основа природного единства), Искуплению и Пятидесятнице (утверждение личной множественности). После искупительного подвига Христа человек может по благодати стать тем, что Бог есть по существу. Но спасение происходит, если человек действительно усваивает себе плоды спасительной Жертвы Христа. Учение о православной святости основывается на одновременном действии благодати и свободы в доброделании (сиэнергии двух воль). В результате благодать оказывается присвоенной, "стяженной" человеческой личностью. Апофатический путь восточного богословия есть покаяние, "изменение ума", metanoia, человеческой личности пред Лицом Живого Бога. На первом этапе имеет место процесс собирания сил души очищения ума и сердца и достижения бесстрастия. На втором этапе подвижник под действием Святого Духа становится «причастником Божественного естества». (4, Пет.1,4)
Церковь, есть тело Христово, обладающее полнотою истины и даров Святого Духа для спасения человечества. Святость подразумевает возвращение к исходному состоянию целостности, нетронутости и чистоты. Считается, что в святых уже воплотился замысел Иисуса Христа о человеке: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». К идеалу обожения наиболее близко подходят святые. Святость есть уподобление человека Богу , отражение и осуществление в человеке божественных совершенств.
В выработке своего понимания святости русская духовная традиция проявила самостоятельность и свои творческие возможности. Святые всегда являются не только церковным, но и религиозным идеалом народа. Следовательно, в их облике можно увидеть как канонические, так и национальные черты религиозности своего народа.
Информация о работе Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси