Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:35, дипломная работа

Краткое описание

В исследовании С.А. Иванова «Византийское юродство» юродство сравнивается с ветхозаветным пророчествованием и кинизмом; рассматриваются многие случаи юродственного поведения разных подвижников Византии. Очень удачно размышление С.А. Иванова о том, что юродство появляется как своего рода «возмутитель спокойствия» в обществе, где при отсутствии каких-либо притеснений или гонений устанавливается внешнее обрядовое благочестие.
Цель написания ВКР- на материале разобранных житий показать образ русского юродивого, значение его подвига в отечественной истории и указаны причины, приведшие к столь широкому почитанию в народе этого вида подвижничества в России.

Оглавление

Введение……………..……………..………………………………………...…..стр.3
Глава1. Основные черты и характеристика подвига юродства.……....….…стр.6
1.1. Основные составляющие подвига юродства ……………..……..….........стр.6
1.2. Оценка этого вида подвижничества у различных авторов……...…........стр.17
Выводы по 1 главе…………………………………………….……………......стр.37
Глава2. Русские юродивые XII-XX веков.…………………………..….…..стр.40
Выводы по 2 главе………………………………………..…..……………..….стр.53
Заключение ………………………………………………..…………….….…..стр.55
Литература ………………………………

Файлы: 1 файл

БЛАЖЕННЫЕ И ЮРОДИВЫЕ КАК РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ РУСИ.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

Ответ на вопрос, как подвижники могли выдерживать такие крайние формы аскетизма, можно найти у преп. Серафима Саровского ( 40, с.8 )- благодать Святого Духа согревала их.

4.Выявлением противоречия между Христовой правдой и моральным законом с целью "посмеяния миру" (52, с.294). Религиозная мотивация безумия кроется в буквальной реализации предписания апостола Павла в этическом плане. Это христианская идея о радикальной несовместимости двух сфер Царства Божьего и земной иерархии ценностей, конфликтующих между собой. Существует необходимость выявления противоречия между христианской правдой и моральным законом.  

В своих безумных поступках юродивые раскрывали  горькую правду о внутреннем состоянии окружающих, что было порой убедительнее всяких уговоров и проповедей. 

Они были проповедниками покаяния. Им удавалось, не осуждая грешников, кротостью или грозным обличением вразумить их, убедить отстать от греха.

Зеньковский В.В.(22, с. 45) пишет: « Юродство есть выражение того, что в сочетании божественного и человеческого, небесного и земного не должно никогда склонять небесное перед земным. Это не платонизм, а утверждение иерархического принципа , т.е. подчинения земного небесному.»

Зеньковский В.В.(22, с. 45) делает вывод что , подобно тому, иконопись была «умозрением в красках» , юродивые явились «умозрением в поступках».

"Эффектация имморализма" (ГП. Федотов) с целью сокрытия добродетели, стыда перед добродетелью, означает стремление юродивого пребывать добродетельным абсолютно перед Богом, представляясь порочным перед миром и людьми. В этом смысле юродство является следствием противоречия между Божественной премудростью, облеченной в форму безумия, и человеческой глупостью, облеченной в форму мудрости. Это противоречие разрешается через юродствующее "посмеяние миру": своим мнимым безумием, "мудрой глупостью" юродивый посрамляет "глупую мудрость" мира .

В конце 19 в. иер.Кузнецов А. написал книгу религиозно психологическое исследование о св. юродивых.

В первой главе автор рассматривает подвиг юродства с точки зрения подражания Христу. Святой Василий Великий говоря об идеале аскетической жизни, указывает, «что всякое действие и всякое слово Спасителя нашего И.Христа есть правило благочестия и добродетели. Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие и добродетель, чтобы каждый взирая на него, по возможности соревновали Первообразу.»(28,с. 77)

Помня слова «образ дам вам  да яко же Аз сотворил вам и вы творите» и  наставления св.апостола Павла: «бывайте подражатели Богу и ходите в любви яко Христос» (Иоанн 1,ХIII,15), юродивые уподоблялись ему смиренномудрием, нестяжанием, уничиженным положением в мире, перенесением обид и поруганий, безпопечительностью о теле. По мнению иером. Кузнецова(28, с. 80) всю жизнь юродивых была жизнью любви к Христу-идеалу нравственного совершенства ,

Всей жизнью они стремились реализовать Священное Писание. Выполняя заповедь не праведных , а грешных призывая к покаянию, Христос всю свою жизнь проводил в обществе мытарей и грешников. Подражая Ему, они общались с самыми низами общества. Исполняя заповедь « не имамы здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем», они странствовали. Исполняя божественную заповедь ( продашь имение твое и дашь нищим)  отличались нестяжанием.

В следующей главе автор анализирует причины юродства.

Анализируя причины принятия юродства, автор считает, что «стремление к царствию небесному путем борьбы с дьяволом и со всеми соблазнами в мире от него происходящими» - в этом главная причина подвига юродства» (28,с. 80.) Это подтверждается сценой из жития св. Андрея юродивого символической борьбы злых сил с ангелами. Своё мнение он подтверждает примерами из житий святых: св. Симеон идет из пустыни ругаться этому духу, св. Авраамий Смоленский юродствуя, ругается миру и прелестям его, св. Исидора Твердослова юродствовать побуждает стремление к истинной христианской вере. Св. Иоанн Устюжский хочет избавиться от грехов. Св Прокопий юродствует, отрекаясь от любостяжания. Преп. Исаакий, прельщенный бесом кается, накладывая на себя юродство. Таким образом, подвиг юродства является одним из средств борьбы с порочными свойствами души, средством достижения цели восстановления образа Божьего в себе и других.

Автор отмечает (28,с. 91), что  юродивые избирали такое служение не самочинно, а избранны божественным призванием, а также достигшие определённого уровня духовного развития, в предыдущей жизни отшельничеством, монашеством, соответствующим воспитанием в детстве. Св. юродивые следовали по пути нравственного восхождения, руководясь  примерами первых юродивых, на Руси образцом служил св. Андрей.

В следующих главах  автор рассматривает существенные черты подвига юродства: сознательное принятие безумства, скрытность, нравственные скорби , нестяжательность, аскетическое терпение, смирение и любовь.

Юродство было условием отречения от мира. Отрешенность от ума у них была не внутренняя, а внешняя. По мнению автора (28,с.95),св. юродивые стремились освободиться от подчиненности чувственного мира, это давало им возможность свести к минимуму внешние воздействия  мира для достижения  созерцательной молитвы. С этой точки зрения автор рассматривает притворное безумие в миру как элемент отшельнической жизни.

Однако в большей степени отречение от мира выражается в том аскетическом подвиге, которые совершали подвижники: уединение, странничество(внутреннее и внешнее), нищета.

Распиная плоть со страстьми и похотьми, они живут в нищете и крайнем лишении. Аскетические лишения касаются прежде всего одежды и жилища. Ношение вретища или волосяной рубашки, по мнению Кузнецова (28,с. 111) то же самое, что власяница первых христианских отшельников и аскетов, пророка Илии и кр. Иоанна Предтечи.  Нагими ходили отшельники Скитской Пустыни в Египте. Босоножие известно с древности. Оно основывается на известных примерах: Моисею велено было снять обувь. Пророку Исаи было велено снять сандалии. Сон на голой земле первоначально был обыкновенным явлением  в среде наиболее строгих аскетов (Антоний Великий, Ефрем Сирин и др.). Первоначально в древности такой способ провождения предписывался грешникам в знак покаяния и был похож на возлежание во вретище на пепле и прахе, о чем говорит Библия (1,2 Ц. 3, 31, 3 Ц. 19,27).  Не довольствуясь этим, св. юродивые также сокращали продолжительность сна через удлинение ночных молитв.

Они не бежали от мира, но отбросили все нравы, обычаи, правила, требования, привычки  противоположные духу Христову, отсекая земные страсти. По словам св. Макария такое поведение человека есть высшая совершеннейшая нестяжательность (28,с.123). Они, прежде всего, порывали с миром и имуществом, как бы умирая для мира, отрекались от своей воли, всецело посвящая себя Богу.

В главе 6 автор (28,с.131) анализирует значение добровольных нравственных и физических страданий и скорбей.

Зная, что «многими скорбями подобает войти в царство небесное» (1,деян. 14,22) апостолы терпели побои,  гонения, злословия. Эта черта является характерной для русских св. юродивых. Достоевский не раз отмечал эту черту нашего народа - веру в спасительную силу невинных, напрасных страданий. Каждый хороший поступок  увеличивает силу добра в человечестве, и наоборот, каждое худое действие увеличивает силу греха и тем наносит всеобщий ущерб. Поэтому св. юродивые желали страдать от других безвинно, нося тяготы других, исполняя высший закон . Поэтому подвиг юродства в этом смысле давал возможность участвовать в страданиях Христовых . Они  сораспинались Христу, причащались креста Христова (1,Гал. 6, 17), что является необходимым условием в Его славе. По мнению профессора Голубинского ( 10, гл 4), в этом то (терпеть от людей поношения и укоризны) и состоял подвиг юродства.

Различные нападения со стороны общества, презрение, страдания подвижники использовали в целях уничтожения прирождённой и приобретённой греховности, терпят это как должное, согласно учению ап. Петра (1,Петр 4,2). Автор представляет юродство как способ самоуничижения для приобретения смирения и скрытия своих дарований. Смирение в отношении к людям, собственное самоотречение перед ними, исключение всякой претензии на внешнее достоинство- в этом и выражается основа юродства.

Всю жизнь они вырабатывали и сохраняли самоосуждение, испытывая чувство недостоинства даже на самых высших ступенях  духовного развития. Следствием такого самопознания было желание, чтобы их после смерти погребали не на кладбище, а в нечистых местах.

Такое подвижничество в целях стяжания смирения подтверждается святоотеческим учением. (20,с. 181 ). Одна из классических заповедей монашества гласит: «Считай себя последним из людей». Презрение к себе с целью полного самоотречения выражается в унижении себя. Именно с этого отречения от ветхого человека начинается для юродивого жизнь нового человека.

По мнению Кузнецова (28,с.83), юродивые своими странными и безумными поступками не соблазняли людей. В смешном они не допускали греховного, а в непристойном ничего обидного для людей. Юродивые могут соблазнять только находящихся в нерадении и неспособных увидеть духовную цель юродства. По мысли прп. Исаака Сирина, «человеку свойственно делать что-либо ради душевной чистоты и законно принимать на себя подвиг от прежде бывших отцов ради очищения ума своего. И когда подвижник, предложив себе эту цель — достигнуть чистоты, — оказывается непонятым др. и они соблазняются его намерением, то ответственность за соблазн несет не подвижник, а соблазняющийся» (28,с.83). Помня об этом, юродивые постоянно молили Бога простить «неведение» тех, кто «ругался юродству их».

В следующей главе автор рассматривает добродетель любви, присущую св. юродивым, как подражателям  Христа.

Их любовь к ближним выразилась в прощении и молитве за обижающих.

Главнейшим свойством любви к ближнему служила их милостивость. Св. юродивые из сострадания спускались к самым низам общества, презираемых другими классами людей,отдавали им последнее.. Св. Василий Блаженный вращается среди пьяниц, Св. Симон Юрьевицкий посещал кабаки. Безграничная любовь к ближним есть признак следования Христу и апостолам.

Сострадание их выражалось также сильным нравственным воздействием на окружающих. Они были проповедниками покаяния: оказывали духовную поддержку нуждающимся, грозно вразумляли грешников, обращая к вере, совершали чудеса. 

Их подвиги на пользу всего общества основывались на даре рассуждения, пророчества и прозорливости. С этой стороны «юродство» напоминает ветхозаветное пророчество, которое имеет скрытый символичный смысл.  Действия их внешне безумные имели сакральное значение и происходили по внушению Святого Духа.

Они влияют на общественную жизнь, находятся  в самом близком общении с различным множеством людей, к их мнению прислушиваются. Св. юродивые своей жизнью показывали протест против привязанности к земному и мирскому. Юродство своей необычайностью подчеркивало, что такая жизнь ненормальна. Автор считает(28,с. 194) , что целью юродского поведения является отрицательное представление нравственного идеала и воздействие на испорченное общество, действуя не столько на ум, сколько на сердце и волю.

Кузнецов пишет, что основываясь на том, что все члены церкви есть члены одного тела Христова, св.юродивые слезными молитвами способствовали его спасению. Страдание из любви для них потребность души, жизнь непрестанное служение для других.

По наблюдениям Достоевского, русская душа если осознает свои недостатки и необходимость исправления, то она требует страдания за всех и только тогда успокаивается. В этом, по мнению иер. Кузнецова (28,с.201), и заключается причина уважения к св. юродивым . Проникновение в чужое я, как акт любви, как последнее усилие в преодолении начала индивидуализации, как блаженство постижения, что "всякий за всех и за все виноват", - содержало в себе постулат Христа, осуществляющего искупительную победу над законом разделения и миром, лежащим во грехе и в смерти. Глубокое понимание смысла жизни юродивых  народом привело к почитанию их еще при жизни.

Современники преклонялись перед нравственным величием  св. юродивых. Любовь св. юродивых была так сильна, что вызывала взаимную к себе любовь современников. Это заметно было особенно после смерти юродивых, когда все жители плакали по ним, а высокопоставленные лица и духовенство организовывало  похороны. 

Как итог всех подвигов юродивые достигали бесстрастия.

Все аскетические подвиги были у св. юродивых только средством достижения совершенства. Вот как говорит об этом св. Серапион в его беседе с одной затворницей: « Я могу быть более мертвым, потому что я умер для мира и равнодушно взираю на него не стыдясь и не соблазняясь». Бесстрастие  так освещает ум, что возносит на небо к видению. (28,с. 226). На основании этого легко понять те состояния преображения, которого достигали блаженные. Например, св. Михаил Клопский одновременно присутствовал в двух храмах. Св. Василий Блаженный тушил пожар в Новгороде, находясь в Москве.

Проявление высшего созерцательного аскетизма приводится в житии св. Андрея, в котором он видел неизречённые откровения Божии. В заключение, суммируя все вышесказанное, автор пишет, что юродство можно охарактеризовать как высшую степень самоотвержения. Человек отвергается:

1.                  От всего плотского, что заражено грехом

2.                  От той части души, где действует естественный разум

3.                  Ничего не делает для себя, а только Бога, в угождение Ему.

Такое самоотвержение основано на словах: «Если кто хочет ко мне идти, да отвержется себя» (1,Матф.26,24,25). Самоотвержение есть смерть ветхой человеческой природы, которая заражена грехом. Свобода внутренняя дает чистоту помыслов и уничтожение страстей. Таким образом, через самоотвержение в юродстве происходило совлечение внутреннего человека и осуществление евангельских добродетелей, совокупность который составляет святость.

Юродство — это постоянное добровольное мученичество, непрерывная борьба против своего естества, мира и дьявола и требует крайнюю напряженность всех духовных сил и возможно лишь при высокой непрестанной молитве. Автор ставит его выше других подвигов: «Юродство выше и мученичества, потому что оно есть всегдашнее мученичество; сколько требуется терпения, сколько нужно бдительности над собою, чтобы, находясь среди бурных волн житейского моря, постоянно сохранять душу и тело чистыми от греха. Юродивые – крестоносцы по преимуществу, так как они по доброй воле из любви к Богу несли самый тяжелый крест» (28,с.228)

На Западе черты, сходные с юродством обнаруживаются в образе св. Франциска Ассизсского, называвшего себя "скоморохом Божиим". Однако данный тип поведения был инициирован традицией "карнавальной культуры" средневекового Запада с ее "праздниками дураков" и культом шутов, в поведении которых преобладала символика "смеховой культуры". В соответствии с этим "юродивый" западноевропейского образца ставит на место "аскетического попрания тщеславия" "аскетическое радование жизни", а на место "посмеяния миру" - "рассмешение мира". Монография М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» явилась первым опытом анализа структуры карнавального смеха.

Информация о работе Блаженные и юродивые как религиозные типы древней и современной Руси