Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:15, контрольная работа
Методы повышения надежности приборов и датчиков можно разделить на три группы:
1. Конструктивно-технологические методы, направленные на улучшение качества отдельных элементов прибора, а также облегчающие режимы их работы.
2. Методы технической диагностики, связанные с применением систем автоматического или полуавтоматического контроля исправности приборов и датчиков в процессе их эксплуатации.
3. Структурные методы, с помощью которых может быть выбрана наиболее рациональная структура прибора, по возможности ослабляющая влияние отказов отдельных элементов на погрешность выходного сигнала прибора.
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРИБОРОВ И ДАТЧИКОВ
Методы повышения надежности приборов и датчиков можно разделить на три группы:
Все эти методы не исключают, а взаимно дополняют друг друга, и одновременное их использование ведет к созданию наиболее надежных устройств.
1.
Конструктивно-технологические
Конструктивно-
а) ослабление механических напряжений в наиболее нагруженных элементах конструкции (упругих элементах, опорах, шарнирах и т. п.). С целью увеличения запасов прочности расчет механических напряжений должен вестись с учетом инерционных сил, возникающих при воздействиях вибрации, ударов и т. п. Если нагрузка носит периодический характер, то особое, внимание нужно обратить на исключение резонансных явлений, так как механический резонанс деталей часто приводит к их поломке. При увеличении запаса прочности необходимо считаться с ограничениями по другим показателям (точности, габаритам и т. п.). Например, увеличение диаметра опор приводит к увеличе нию погрешностей от трения; увеличение толщины мембраны влечет за собой уменьшение чувствительности упругого элемента и т. п.). Поэтому приходится выбирать оптимальные параметры механических узлов с учетом всех действующих факторов.
Ослаблению механических воздействий, возникающих при вибрации, способствует применение амортизаторов;
б) ослабление режимов работы электрических элементов (сопротивлений, конденсаторов, полупроводников и др.). Это достигается недогрузкой элементов по рассеиваемой мощности, по падению напряжения, по силе тока по сравнению с номинальными значениями, установленными для данного элемента. Применение ослабленных режимов является одним из наиболее эффективных способов повышения надежности электрических элементов. Выигрыш в надежности определяется степенью снижения эксплуатационных коэффициентов (см. рис. 5.4);
в) ослабление тепловых режимов работы как механических, так и электрических элементов. Примером механического элемента, для которого опасен чрезмерный нагрев, служит шарикоподшипник и, в частности, шарикоподшипник гиромотора, в котором при нагреве происходит ускоренное испарение смазки и повышенный износ. При этом возможны случаи заклинивания оси. Высокие температуры нагрева опасны также для упругих элементов, постоянных магнитов и других элементов, в которых при воздействии высоких температур могут иметь место необратимые остаточные процессы.
В
электрических элементах
Ослабление тепловых режимов достигается различными способами: снижением скорости вращения гиромотора, улучшением конструкции маслоуловителей в узле шарикоподшипника, улучшением теплоотвода путем заполнения полости прибора водородом, обладающим высокой теплопроводностью, или путем заливки полости прибора жидкостью. Иногда приходится применять обдув нагревающихся элементов, а в особо ответственных случаях – охлаждение.
Ослабление тепловых режимов электрических элементов достигается также ослаблением режимов их работы и тем самым уменьшением количества тепла, выделяемого самими элементами;
г) исключение из конструкции приборов и датчиков трущихся элементов путем замены подшипников упругими подвесами, применение бесконтактных электрических преобразователей и т. п. Надежность приборов и датчиков существенно повышается при замене коллекторных электрических двигателей постоянного тока бесконтактными двигателями* переменного тока и при использовании бесконтактных индуктивных преобразователей перемещения вместо потенциометров с трущимися контактами;
д) исключение из конструкции приборов и датчиков токоподводов, связывающих подвижную систему прибора с неподвижными частями. Токоподводы являются, как правило, слабым звеном и при воздействии вибрации часто выходят из строя. Если сравнить между собой два датчика, в первом из которых имеется неподвижный постоянный магнит, взаимодействующий с подвижной рамкой, а во второй – неподвижная рамка, взаимодействующая с подвижным магнитом, то более надежным будет датчик, в котором токоподводы отсутствуют;
е) разгрузка мест пайки. Многие приборы и датчики содержат электронные схемы с большим числом соединений. Соединения, выполняемые посредством пайки или сварки, являются одним из слабых мест и при вибрации могут разрушаться. Необходимо разгружать места пайки путем укрепления проводников; наилучший результат дает закрепление проводника в непосредственной близости от места пайки. Надежность пайки существенно повышается при переходе на печатные схемы. Еще больший эффект дает замена паяных соединений сварными, но так же, как и при пайке, необходимо место сварки разгружать. Одним из современных способов разгрузки мест пайки и сварки является заливка электронных узлов изоляционным материалом (пенполиуретаном или др.) ;
ж) защита от воздействия пониженного давления, влаги, песка, пыли. Наиболее эффективным способом защиты, широко применяемых в современных приборах и датчиках, является герметизация корпуса. Особенно эффективна герметизация в сочетании с заполнением внутренней полости инертным газом илижидкостью.
Приведенные
здесь способы повышения
2. Методы технической диагностики
Методы технической диагностики основаны на применении систем автоматического или полуавтоматического контроля, позволяющих обнаруживать дефекты приборов и датчиков как при наземном их контроле, так и при контроле в процессе полета.
Наземный контроль может осуществляться через определенные интервалы времени (регламентный контроль), а также перед полетом (предполетный или предстартовый контроль).
Контроль приборов и датчиков в процессе полета может производиться путем подключения контрольной аппаратуры непосредственно к их входным и выходным цепям или к промежуточным преобразующим звеньям.
Контроль может быть пассивным, когда контрольная аппаратура не влияет на уровни передаваемых сигналов, и активным, когда в прибор или датчик из контрольной аппаратуры по мере надобности посылаются стимулирующие (пробные) сигналы. Определенная реакция приборов и датчиков на пробный сигнал служит показателем их исправного состояния.
Заметим, что методы технической диагностики часто сопутствуют методам функциональной избыточности, поскольку некоторые способы переключения резервов основаны на обнаружении отказов в процессе полета с помощью системы автоматического контроля.
3. Структурные методы повышения надежности
Структурные методы повышения надежности можно разделить на две подгруппы:
а)
методы, основанные на оптимизации
структурной схемы без
Формулы для определения коэффициентов влияния отдельных звеньев в различных типовых структурах и условия оптимизации параметров этих структур были получены в § 4.3 и 4.5.
Оптимизация параметров приборов и датчиков позволяет существенно снизить вероятность постепенных отказов, вызванных износом и старением элементов. Однако при полной утрате работоспособности элементов, например при дефектах типа «обрыв» и «короткое замыкание», в электрических цепях или при поломках деталей и заклинивании подвижных частей в механических узлах восстановление работоспособности приборов и датчиков без применения функциональной избыточности невозможно;
148
. б) методы, основанные на введении функциональной избы-чности (резервирование, комплексирование по мультимодаль-
«у принципу и др.). Эти методы более подробно рассматрива-
ся
в § 5.6.-
3.5 Методы повышения надежности приборов и датчиков
Методы повышения надежности приборов и датчиков можно разделить на три группы:
Все эти методы не исключают, а взаимно дополняют друг друга, и одновременное их использование ведет к созданию наиболее надежных устройств.
1.
Конструктивно-технологические
Конструктивно-
а) ослабление механических напряжений в наиболее нагруженных элементах конструкции (упругих элементах, опорах, шарнирах и т. п.). С целью увеличения запасов прочности расчет механических напряжений должен вестись с учетом инерционных сил, возникающих при воздействиях вибрации, ударов и т. п. Если нагрузка носит периодический характер, то особое, внимание нужно обратить на исключение резонансных явлений, так как механический резонанс деталей часто приводит к их поломке. При увеличении запаса прочности необходимо считаться с ограничениями по другим показателям (точности, габаритам и т. п.). Например, увеличение диаметра опор приводит к увеличе нию погрешностей от трения; увеличение толщины мембраны влечет за собой уменьшение чувствительности упругого элемента и т. п.). Поэтому приходится выбирать оптимальные параметры механических узлов с учетом всех действующих факторов.
Ослаблению механических воздействий, возникающих при вибрации, способствует применение амортизаторов;
б) ослабление режимов работы электрических элементов (сопротивлений, конденсаторов, полупроводников и др.). Это достигается недогрузкой элементов по рассеиваемой мощности, по падению напряжения, по силе тока по сравнению с номинальными значениями, установленными для данного элемента. Применение ослабленных режимов является одним из наиболее эффективных способов повышения надежности электрических элементов. Выигрыш в надежности определяется степенью снижения эксплуатационных коэффициентов (см. рис. 5.4);
в) ослабление тепловых режимов работы как механических, так и электрических элементов. Примером механического элемента, для которого опасен чрезмерный нагрев, служит шарикоподшипник и, в частности, шарикоподшипник гиромотора, в котором при нагреве происходит ускоренное испарение смазки и повышенный износ. При этом возможны случаи заклинивания оси. Высокие температуры нагрева опасны также для упругих элементов, постоянных магнитов и других элементов, в которых при воздействии высоких температур могут иметь место необратимые остаточные процессы.
Информация о работе Методы повышения надежности приборов и датчиков