Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:15, контрольная работа
Методы повышения надежности приборов и датчиков можно разделить на три группы:
1. Конструктивно-технологические методы, направленные на улучшение качества отдельных элементов прибора, а также облегчающие режимы их работы.
2. Методы технической диагностики, связанные с применением систем автоматического или полуавтоматического контроля исправности приборов и датчиков в процессе их эксплуатации.
3. Структурные методы, с помощью которых может быть выбрана наиболее рациональная структура прибора, по возможности ослабляющая влияние отказов отдельных элементов на погрешность выходного сигнала прибора.
В
электрических элементах
Ослабление тепловых режимов достигается различными способами: снижением скорости вращения гиромотора, улучшением конструкции маслоуловителей в узле шарикоподшипника, улучшением теплоотвода путем заполнения полости прибора водородом, обладающим высокой теплопроводностью, или путем заливки полости прибора жидкостью. Иногда приходится применять обдув нагревающихся элементов, а в особо ответственных случаях – охлаждение.
Ослабление тепловых режимов электрических элементов достигается также ослаблением режимов их работы и тем самым уменьшением количества тепла, выделяемого самими элементами;
г) исключение из конструкции приборов и датчиков трущихся элементов путем замены подшипников упругими подвесами, применение бесконтактных электрических преобразователей и т. п. Надежность приборов и датчиков существенно повышается при замене коллекторных электрических двигателей постоянного тока бесконтактными двигателями* переменного тока и при использовании бесконтактных индуктивных преобразователей перемещения вместо потенциометров с трущимися контактами;
д) исключение из конструкции приборов и датчиков токоподводов, связывающих подвижную систему прибора с неподвижными частями. Токоподводы являются, как правило, слабым звеном и при воздействии вибрации часто выходят из строя. Если сравнить между собой два датчика, в первом из которых имеется неподвижный постоянный магнит, взаимодействующий с подвижной рамкой, а во второй – неподвижная рамка, взаимодействующая с подвижным магнитом, то более надежным будет датчик, в котором токоподводы отсутствуют;
е) разгрузка мест пайки. Многие приборы и датчики содержат электронные схемы с большим числом соединений. Соединения, выполняемые посредством пайки или сварки, являются одним из слабых мест и при вибрации могут разрушаться. Необходимо разгружать места пайки путем укрепления проводников; наилучший результат дает закрепление проводника в непосредственной близости от места пайки. Надежность пайки существенно повышается при переходе на печатные схемы. Еще больший эффект дает замена паяных соединений сварными, но так же, как и при пайке, необходимо место сварки разгружать. Одним из современных способов разгрузки мест пайки и сварки является заливка электронных узлов изоляционным материалом (пенполиуретаном или др.) ;
ж) защита от воздействия пониженного давления, влаги, песка, пыли. Наиболее эффективным способом защиты, широко применяемых в современных приборах и датчиках, является герметизация корпуса. Особенно эффективна герметизация в сочетании с заполнением внутренней полости инертным газом илижидкостью.
Приведенные
здесь способы повышения
2. Методы технической диагностики
Методы
технической диагностики
Наземный контроль может осуществляться через определенные интервалы времени (регламентный контроль), а также перед полетом (предполетный или предстартовый контроль).
Контроль приборов и датчиков в процессе полета может производиться путем подключения контрольной аппаратуры непосредственно к их входным и выходным цепям или к промежуточным преобразующим звеньям.
Контроль может быть пассивным, когда контрольная аппаратура не влияет на уровни передаваемых сигналов, и активным, когда в прибор или датчик из контрольной аппаратуры по мере надобности посылаются стимулирующие (пробные) сигналы. Определенная реакция приборов и датчиков на пробный сигнал служит показателем их исправного состояния.
Заметим, что методы технической диагностики часто сопутствуют методам функциональной избыточности, поскольку некоторые способы переключения резервов основаны на обнаружении отказов в процессе полета с помощью системы автоматического контроля.
3. Структурные методы повышения надежности
Структурные методы повышения надежности можно разделить на две подгруппы:
а)
методы, основанные на оптимизации
структурной схемы без
Формулы для определения коэффициентов влияния отдельных звеньев в различных типовых структурах и условия оптимизации параметров этих структур были получены в § 4.3 и 4.5.
Оптимизация параметров приборов и датчиков позволяет существенно снизить вероятность постепенных отказов, вызванных износом и старением элементов. Однако при полной утрате работоспособности элементов, например при дефектах типа «обрыв» и «короткое замыкание», в электрических цепях или при поломках деталей и заклинивании подвижных частей в механических узлах восстановление работоспособности приборов и датчиков без применения функциональной избыточности невозможно;
.б) методы, основанные на введении функциональной избыточности (резервирование, комплексирование по мультимодальному принципу и др.).
Информация о работе Методы повышения надежности приборов и датчиков