Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Цель работы, используя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, дать характеристику жизнестойкости как базового личностного ресурса.
В соответствии с поставленной целью и для ее решения нами были выдвинуты следующие задачи:
1) дать определение понятию «личность» как основной категории современной психологической науки;
2) дать определение и характеристику понятия «личностные ресурсы» как психологическому явлению;
Введение…………………………………………………………………
3
1. Личностные ресурсы как характеристика личности………….
5
1.1 Понятие личности…………………………………………………..
5
1.2.Ресурсы личности………………………………………………….
14
2. Проблема определения жизнестойкости и ее структуры…..
20
2.1. Изучение проблемы жизнестойкости……………………………..
20
2.2. Понятие и структура жизнестойкости личности…………………
24
Заключение………………………………………………………………
27
Список литературы………………………………………………………..
29
Понятие «жизнестойкость» характеризует психологическую живучесть человека и служит показателем его психического здоровья. Стрессовые воздействия перерабатываются человеком именно на базе жизнестойкости, и она является катализатором поведения, позволяющего трансформировать негативный опыт в новые возможности. Экспериментально выявлено, что именно эта черта – основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам.
Человек, у которого жизнестойкость сформирована на достаточном уровне, имеет перед другими ряд преимуществ, поскольку, жизнестойкость как базовый личностный ресурс «выполняет» следующие функции:
1) придает силы для преодоления препятствий и противодействий;
2) дает толчок к развитию способностей;
3) дает возможности проявить лучшие свои человеческие качества;
4) дает освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма;
5) дает удовлетворение от понимания жизненных процессов;
6) обеспечивает уважение к себе, людям и к жизни в целом.
Жизнестойкость это система убеждений личности, способствующая развитию готовности субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. На основании этого можно говорить об особенностях жизнестойкой личности как целостной системе взаимодействия с миром. Жизнестойкий человек это человек, обладающий жизнестойкими убеждениями (вовлеченность, контроль, риск), который ведет жизнестойкий образ жизни (поддерживает свое физическое и психическое здоровье), использует жизнестойкое совладение для преодоления стрессовых и трудных жизненных ситуаций.
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002.214 с.
2. Абульханова К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.265с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. 416 с.
4. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире.// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7. – С. 83 – 84.
5. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №1 (3). URL: hhtp//psystudy.ru (дата обращения 18.07.2010 г.).
6. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 122.
7. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007.360с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – Тверь, 2001. - №4. – С. 28 – 33
9. Бойко И.Н., Хамцова Н. Жизнестойкость как важная черта современного подростка // Воспитание и его роль в становлении специалиста. Архангельск, 2005. С 56.
10. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 313с.
12. Гримак Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Академия, 1999. 295с.
14. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н.Леонтьев и современная психология. / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 128-140.
15. Инновационные технологии в образовании: субъективность, ресурсность, технологичность. /Под редакцией Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2011. 426с.
16. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /Ред. Г. С. Никифоров. СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. 450с.
17. Куликов Л.В. Психогигиена личности. СПб., 2004. 464 с.
18. К.Роджерс. О становлении личности: психотерапия глазами психотерапевта. М.: Прогресс, 2001. 189с.
19. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1980.264с.
21. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. № 6. – М., 2009. – С. 19-22.
22. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87– 101.
23. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997,-355с.
24. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях// Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 -24.
25. Макарова И. Общая психология: краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2011. 182с.
26. Немов Р.С. Психология.М.: Владос, 1999. 640с
27. Психология совладающего поведения: материалы Международ. Науч. – практ. конф./отв. ред.: Е.А. Некрасова. М, 2007. 426с.
28. Платонов К. К. Занимательная психология. –СПБ.: ПРЕСС,1999. -286с.
29. Петровский А. В. Личность.Деятельность.
30. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.350с.
31. К Роджерс О становлении личности. М.: Прогресс, 2001, 290с.
32. Фрейд З. Избранное. М., 2001. 448 с.
33. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1999, 200с.
34. Шкуратова. И. П., Анненкова Е. А.. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, С. 17-23.
35. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 2001. 132 с.
36. Юдин Н.В. Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. - СПб.2009, -№ 98-С 165.
2