Жизнестойкость

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, используя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, дать характеристику жизнестойкости как базового личностного ресурса.
В соответствии с поставленной целью и для ее решения нами были выдвинуты следующие задачи:
1) дать определение понятию «личность» как основной категории современной психологической науки;
2) дать определение и характеристику понятия «личностные ресурсы» как психологическому явлению;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
3
1. Личностные ресурсы как характеристика личности………….
5
1.1 Понятие личности…………………………………………………..
5
1.2.Ресурсы личности………………………………………………….
14
2. Проблема определения жизнестойкости и ее структуры…..
20
2.1. Изучение проблемы жизнестойкости……………………………..
20
2.2. Понятие и структура жизнестойкости личности…………………
24
Заключение………………………………………………………………
27
Список литературы………………………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Понятие «жизнестойкость» характеризует психологическую живучесть человека и служит показателем его психического здоровья. Стрессовые воздействия перерабатываются человеком именно на базе жизнестойкости, и она является катализатором поведения, позволяющего трансформировать негативный опыт в новые возможности. Экспериментально выявлено, что именно эта черта – основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам.

Человек, у которого жизнестойкость сформирована на достаточном уровне, имеет перед другими ряд преимуществ, поскольку, жизнестойкость как базовый личностный ресурс «выполняет» следующие функции:

1)                 придает силы для преодоления препятствий и противодействий;

2)                 дает толчок к развитию способностей;

3)                 дает возможности проявить лучшие свои человеческие качества;

4)                 дает освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма;

5)                 дает удовлетворение от понимания жизненных процессов;

6)                 обеспечивает уважение к себе, людям и к жизни в целом.

     Жизнестойкость  это система убеждений личности, способствующая развитию готовности субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. На основании этого можно говорить об особенностях жизнестойкой личности как целостной системе взаимодействия с миром. Жизнестойкий человек  это человек,  обладающий жизнестойкими убеждениями (вовлеченность, контроль, риск), который ведет жизнестойкий образ жизни (поддерживает свое физическое и психическое здоровье), использует жизнестойкое совладение для преодоления стрессовых и трудных жизненных ситуаций.
               Список литературы

 

1.                  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002.214 с.

2.                  Абульханова К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.265с.

3.                  Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. 416 с.

4.                  Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире.// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7. – С. 83 – 84.

5.                  Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №1 (3). URL: hhtp//psystudy.ru (дата обращения 18.07.2010 г.).

6.                  Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 122.

7.                  Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.  Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007.360с.

8.                  Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – Тверь, 2001. - №4. – С. 28 – 33

9.                  Бойко И.Н., Хамцова Н. Жизнестойкость как важная черта современного подростка // Воспитание и его роль в становлении специалиста. Архангельск,  2005. С 56.

10.             Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса.  СПб.: Питер, 2009.  336 с.

11.             Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 313с.

12.             Гримак Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.  М.: Политиздат, 1989.  319 с.

13.             Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Академия, 1999.  295с.

14.             Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н.Леонтьев и современная психология. / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 128-140.

15.             Инновационные технологии в образовании: субъективность, ресурсность, технологичность. /Под редакцией Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2011. 426с.

16.             Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /Ред. Г. С. Никифоров.  СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. 450с.

17.             Куликов Л.В. Психогигиена личности.  СПб., 2004.  464 с.

18.             К.Роджерс. О становлении личности: психотерапия глазами психотерапевта. М.: Прогресс, 2001. 189с.

19.             Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

20.             Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1980.264с.

21.             Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. № 6. – М.,  2009. – С. 19-22.

22.             Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87– 101.

23.             Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997,-355с.

24.             Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях// Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 -24.

25.             Макарова И. Общая психология: краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2011. 182с.

26.             Немов Р.С. Психология.М.: Владос, 1999. 640с

27.             Психология совладающего поведения: материалы Международ. Науч. – практ. конф./отв. ред.: Е.А. Некрасова. М, 2007.  426с.

28.             Платонов К. К. Занимательная психология. –СПБ.: ПРЕСС,1999. -286с.

29.             Петровский А. В. Личность.Деятельность.Коллектив - М.: Политиздат, 1998. 263с.

30.             Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.350с.

31.             К Роджерс  О становлении личности. М.: Прогресс, 2001, 290с.

32.             Фрейд З. Избранное.  М., 2001.  448 с.

33.             Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1999, 200с.

34.             Шкуратова. И. П., Анненкова Е. А.. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, С. 17-23.

35.             Юнг К.Г. Аналитическая психология.  СПб., 2001.  132 с.

36.             Юдин Н.В. Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. - СПб.2009,  -№ 98-С 165.

 

 

2

 



Информация о работе Жизнестойкость