Жизнестойкость

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, используя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, дать характеристику жизнестойкости как базового личностного ресурса.
В соответствии с поставленной целью и для ее решения нами были выдвинуты следующие задачи:
1) дать определение понятию «личность» как основной категории современной психологической науки;
2) дать определение и характеристику понятия «личностные ресурсы» как психологическому явлению;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
3
1. Личностные ресурсы как характеристика личности………….
5
1.1 Понятие личности…………………………………………………..
5
1.2.Ресурсы личности………………………………………………….
14
2. Проблема определения жизнестойкости и ее структуры…..
20
2.1. Изучение проблемы жизнестойкости……………………………..
20
2.2. Понятие и структура жизнестойкости личности…………………
24
Заключение………………………………………………………………
27
Список литературы………………………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Словом «личность» первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка [2, с 59].

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение [2, с  65].

Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его [16, с 78].

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России – с именем А.Ф. Лазурского[16, с 87].

Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности.

Сюда можно отнести:

1)                 психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик;

2)                 социодинамические теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации;

3)                 интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова [28, с 91], личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью.

По определению А.В. Петровского [29], личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений[29, с 63].

Наиболее обобщенным считается определение, данное Р.С. Немовым [26]: «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [26, с 185].

Итак, наиболее значимые зарубежные теории личности, это психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность»

Индивид, это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной ограниченности,  социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами

Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность -является  индивидуальностью .

Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

 

1.2. Теоретические аспекты и подходы к пониманию ресурсов личности как психологического феномена.

 

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации[34, с 23].

В общем смысле слова ресурс может рассматриваться как источник силы человека-некоторая совокупность ценностей, запасов, возможностей- в случае необходимости потенциально позволяющий выполнять повседневную деятельность, справляться с трудными жизненными ситуациями, решать задачи жизнеспособности личности. Привлечение жизненных ресурсов наиболее востребовано в трудных социальных условиях. В психологических источниках отмечается, что в периоды, связанные с ростом неопределенности, обществу и человеку требуются дополнительные ресурсы для выходя из кризиса.

Близкий по смыслу понятию «ресурс» термин «потенциал» трактуется в психологической литературе в качестве некоего запаса жизненных возможностей, который может быть использован субъектом в качестве средств осуществления деятельности[2; 21; 24]. Понимание потенциала как возможности, которая при определенных условиях может быть преобразована или нет в жизненный ресурс для решения каких либо актуальных задач, составляет основу различий между данными психологическими образованиями.

Э. Фромм [33] выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

1)                 надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

2)                 рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

3)                 душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» [33, с 81].

Важным для преодоления жизненных трудностей называется  понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью. Интегральным проявлением личности, характеризующим ее способность противостоять жизненным трудностям, запас ее жизненных сил, выступает жизнестойкость. Феномен жизнестойкости, введенный в научный оборот С.Мадди, как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности и возможности человека[22].

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [6, с 113]

К. Муздыбаев определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями[27]  .

Н.Е. Водопьянова [10] дает следующее определение: «это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям; это средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией» [10, с 161] 

В отечественных исследованиях также выделяются виды ресурсов человека, содержательно раскрывающие содержание понятия «жизнестойкость». Так, в качестве важных информационных и инструментальных ресурсов человека Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации; материальные ресурсы – высокий уровень материального дохода и материальных условий, безопасность жизни, стабильность оплаты труда, гигиенические факторы жизнедеятельности[16, с 113]  .

Психологические характеристики человека, наиболее значимые для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает следующие компоненты:

1)                 нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

2)                 самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

3)                 ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости;

4)                 уровень конфликтности личности;

5)                 опыт социального общения [13, с 295].

Выше перечисленные качества И.В. Дубровина [13,].включает в характеристику психологически здоровой личности. Кроме того, она считает, что психологически здоровой личности свойственны следующие особенности: самодостаточность; интерес человека к жизни; свобода мысли и инициатива; увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности; активность и самостоятельность; ответственность и способность к риску; веру в себя и уважение другого; разборчивость в средствах достижения цели; способность к сильным чувствам и переживаниям; осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей; творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.

Наряду с категорией «адаптационный потенциал» в современной российской психологии Д.А. Леонтьевым [19] введено понятие «личностный потенциал», который, по мнению данного исследователя, составляет базовую индивидуальную характеристику, стержень личности. Д.А. Леонтьев считает, что в психологии эффекты личностного потенциала обозначаются такими понятиями как «воля», «сила Эго», «внутренняя опора», «локус контроля», «ориентация на действие» и др.

Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева [19], содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное американским психологом С. Мадди понятие «hardiness», переводимое им как «жизнестойкость». Вместе с тем, отмечает Д.А.Леонтьев [19], отмечает, что личностный потенциал представляет собой не столько базовые личностные черты и установки, сколько особенности сложной системной организации личности в целом, основанной на сложной схеме опосредствования. Личностный потенциал – интегральная характеристика уровня личностной зрелости, проявляющейся в самодетерминации личности. Одной из специфических форм проявления личностного потенциала является преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития посредством задействования самодетерминации[19, с 56].

Информация о работе Жизнестойкость