Жизнестойкость

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, используя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, дать характеристику жизнестойкости как базового личностного ресурса.
В соответствии с поставленной целью и для ее решения нами были выдвинуты следующие задачи:
1) дать определение понятию «личность» как основной категории современной психологической науки;
2) дать определение и характеристику понятия «личностные ресурсы» как психологическому явлению;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
3
1. Личностные ресурсы как характеристика личности………….
5
1.1 Понятие личности…………………………………………………..
5
1.2.Ресурсы личности………………………………………………….
14
2. Проблема определения жизнестойкости и ее структуры…..
20
2.1. Изучение проблемы жизнестойкости……………………………..
20
2.2. Понятие и структура жизнестойкости личности…………………
24
Заключение………………………………………………………………
27
Список литературы………………………………………………………..
29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях

Юдин  Н. В. [36]. на основе теоретического анализа выделил и экспериментально подтвердил, что   в качестве базового личностного ресурса психологической  защищенности  выступает жизнестойкость, которая рассматривается многими авторами в качестве личностной основы преодоления  трудных  ситуаций. Помимо жизнестойкости как основы защищенности, также  были  выделены  ресурсы,  составляющие  эмоциональный,  когнитивный  и  поведенческий блоки. К эмоциональному блоку относится ряд характеристик  доминирующего  состояния: активное  отношение  к жизненной  ситуации, высокий  тонус,  раскованность,  спокойствие и удовлетворенность жизнью

Когнитивный блок  включает  в  себя  высокий  уровень  осмысленности  жизни  и  высокие показатели самооценки. Поведенческий  блок  представлен  проблемно-ориентированной  копинг-стратегией, связанной  с  активными действиями, направленными на анализ и решение проблемы[36, с 165].

Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иначе, личностные ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, позволяющая преодолевать трудные жизненные ситуации, актуализарующаяся и проявляющаяся в процессах самодетерминации личности.

 

 


      2. Жизнестойкость как новейшее понятие современной психологической науки.

    2.1. Определение понятия «жизнестойкость» и его характеристика как базового личностного ресурса

 

 

Современные условия, в которых существует общество, можно охарактеризовать как неустойчивые: происходящие экономические, политические, демографические, культурные и другие процессы постоянно оказывают существенное влияние, внося изменения в социальную сферу жизни, тем самым снижая чувство безопасности и защищенности современного человека. Кроме того, ощущение нестабильности и неуверенности порождено и наличием повышенной угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Соответственно, в этой связи важным становится выявление, изучение и целостное осмысление тех личностных характеристик, которые «ответственны» за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями[34, с 17].

В настоящее время зарубежные и отечественные исследователи в качестве универсальной и базовой личностной характеристики, помогающей справляться с трудными жизненными ситуациями, называют жизнестойкость.

Данное понятие и наибольший вклад в понимание сущности этой категории внес американский психолог С. Мадди[22].

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

- вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

- уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

- принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться[22, с 90].

Жизнестойкоссть, предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие реальности собственной уязвимости. Жизнестойкость это база , исходя из которой перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Тем самым, жизнестойкость является реальным жизненным ресурсом личности

Анализ зарубежных экспериментальных исследований, посвященных изучению жизнестойкости, показывает, что в работах основное внимание уделяется изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья человека. Большое количество исследователей рассматривает  жизнестойкость в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем[15, с 191].

Ла Грека рассматривает психологические факторы совладания со стрессом. В медицинских и психологических исследованиях большое внимание уделяется взаимосвязи стресса и выживаемости. Но динамика этой взаимосвязи пока до конца не осмыслена учеными. На данный момент известно, что стресс, неправильно разрешенный, может иметь серьезные патологические следствия для иммунной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Среди факторов, которые могут оказывать смягчающее действие на это напряжение, он называет: адаптацию детства, индивидуальность hardiness (стойкость) и ожидание стресса, расчленение внутреннего переживания стресса, социальную поддержку, и окружающую среду. Важную роль для снятия стресса, с его точки зрения, играют развивающиеся приоритеты: избегание стресса; отдых; физические упражнения; расширение социальных связей; полноценное питание - и использование методов релаксации типа биологической обратной связи. [По: 4 , с 83]

Согласно исследованиям Солканы и Сикоры занимавшихся отношениями между жизнестойкостью и напряжением в условиях, индуцирующих тревогу, личности с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении с ситуацией стресса. Более высокие показатели вариабельности сердечного ритма, выявленные у людей с высоким уровнем самоконтроля, с точки зрения исследователей, указывают на большую выраженность попыток совладания с ситуацией (задействованность копинг-стратегий) [По: 4 , с 83]

Исследования Солковой и Томанека посвящены роли качества жизнестойкости в преодолении повседневного стресса. В работе рассматриваются возможные направления, на которых жизнестойкость может выступать буфером против стресса. Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни [По: 4 , с 83]

.

В след за С. Мадди Д.А. Леонтьев [20; 22], отечественный исследователь, который одним из первых в нашей психологической науке начал заниматься рассмотрением вопросов проблематики «жизнестойкости», определяет данную категорию как систему установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию; как базовую характеристику личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств – от соматических проблем и заболеваний до социальных условий. В отечественной литературе принято переводить «hardiness» как «стойкость» или «жизнестойкость» [20].

Согласно Д.А. Леонтьеву, жизнестойкость – это интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей[20].

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях, например, во время серьезных перемен, ищут поддержку и помощь у близких, но и сами готовы ответить им тем же в подобных ситуациях. Они считают, что эффективнее оставаться вовлеченным в ситуацию и в контакт с близкими людьми, знают, когда могут повлиять на исход событий, и делают это, верят, что перемены и стрессы естественны, а проблемы и трудности дают возможность для роста, развития, реализации, и в целом для более глубокого понимания жизни[34, с 17].

Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье [6, с 95].

Таким образом, жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая, являясь ключом к стрессоустойчивости и способствует успешному совладению со стрессом. Она позволяет личности противостоять эффективно жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Большинство исследователей рассматривает жизнестойкость в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации – дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем.

 

2.2. Структурные компоненты жизнестойкости как базового личностного ресурса

 

Согласно теории С. Мадди [22] к качествам жизнестойкости, позволяющим лучше адаптироваться к условиям окружающей среды и дающим их обладателю огромные преимущества, можно отнести следующие:

1)                 это способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы готовим себя к тому, чтобы действовать такими способами, которые позволят нам легче пережить неприятности;

2)                 умение находить смысл в различных сторонах жизни и способность придерживаться определенной системы жизненных ценностей;

3)                 способность импровизировать, позволяющая находить непривычные или неочевидные методы решения проблем, не выходя за рамки собственных возможностей.

Одно или два из вышеперечисленных качеств помогает быстрее справляться со стрессом, но истинная устойчивость требует всех трех качеств.

Основываясь на положения концепции жизнестойкости С. Мадди[22]., Д.А. Леонтьев [20] включает такие компоненты, как вовлеченность, контроль и приятие риска, которые дает более подробную характеристику.

Под вовлеченностью подразумевается уверенность в том, что включенность в происходящее дает максимальный шанс обнаружить нечто стоящее и интересное для личности. Следующий компонент жизнестойкости – это контроль, который определяется как убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. В случае сильного развития данного компонента человек ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой жизненный путь. В противоположность этому, слабое развитие компонента «контроль» дает ощущение собственной беспомощности.

Третий структурный компонент жизнестойкости – принятие риска заключается в уверенности человека в том, что все происходящее с ним, способствует его развитию посредствам знаний, полученных из опыта. При этом опыт может быть как позитивным, так и негативным. Человек, рассматривающий свою жизнь как способ приобретения знаний и опыта, готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В процессе становления этого компонента важное значение приобретает окружающая среда, которая должна быть разнообразной, способствуя тем самым, приобретению новых впечатлений [19, с 63].

Для сохранения психологического и соматического здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях важна выраженность всех трех компонентов. С. Мадди в одном из своих первых исследований вывел модель стресса, в которой учитывается выраженность компонентов жизнестойкости. М.В. Логинова приводит в своей статье данные полученные в исследовании самого С. Мадди, подтверждающие указанное выше положение.

В исследовании была обнаружена четкая обратная зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов – 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов – 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов – 1,1%. Таким образом, С. Мадди делает следующий вывод: развитые компоненты жизнестойкости играют значительную роль в предотвращении стрессогенных расстройств, но и характер их взаимодействия между собой является системным, синергическим, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности [22, с 88].

Согласно С. Мадди, совладание с проблемами может идти по двум путям – либо по активному (жизнестойкое совладание) либо по пассивному (инфантильность, стремление плыть по течению). Но высокая жизнестойкость несовместима со вторым путем.

Итак, жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации – благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

 

 

Заключение

 

 

Проблема жизненной стойкости сегодня активно исследуется как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке. Для российской психологии данная проблема является относительно новой. Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию.

Несмотря на то, что еще многие аспекты данной проблематики требуют детального теоретического и эмпирического изучения, уже сейчас можно говорить о практической значимости решения вопросов, связанных с проблемой жизнестойкости как базового личностного ресурса. Это обусловлено тем, что жизнестойкость как комплекс внутренних установок, регулирующих отношение к себе и миру, при достаточном развитие у индивида обеспечивает успешное совладание со стрессогенными событиями без ущерба для личности.

Информация о работе Жизнестойкость