Жизненный путь Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:46, реферат

Краткое описание

В семье постоянно звучали немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.

Файлы: 1 файл

Жизненный путь Зигмунда Фрейда.docx

— 44.76 Кб (Скачать)

Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией  влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир.

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними  раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются  в организме. И вот психические  представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд  называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две  группы:

1. Сексуальные влечения, цель которых – продолжение  рода;

2. Личные влечения, или  влечения «я», их цель –  самосохранение индивида.

Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще  ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его  телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме  и психике.

Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать  организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культурой. Сюда входит все, что  он откровенно желал и ярко представлял  себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и  культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодовления.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления  влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит  в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд  создал теорию об этих инстинктах под  влиянием смерти его дочери и страхом  за своих двоих сыновей, находящихся  в то время на фронте. Вероятно, поэтому  это наиболее и наименее рассматриваемый  в современной психологии вопрос.

Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия  которых, таким образом, чрезвычайно  расширилось, охватив оба члена  прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к  сохранению и развитию ее, во что  бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь  от беспокойства жизни и эроса.

Второй особенностью третьего периода является расширение состава  бессознательного, обогащение его качественно  новыми и своеобразными моментами.

Для второго периода было характерно динамическое понимание  бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно». "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ней.

«Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает  человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно.

До сих пор, говоря о  бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная область «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.

Высшую бессознательную  область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я». "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

«Идеал – Я» - это, прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем  он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется  в безотчетном чувстве вины, которая  тяготеет над душою некоторых  людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к  проявлениям «Идеал – Я» относится  так называемое «внезапное пробуждение  совести», случаи проявления человеком  необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и  пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в, то, же время моральной.

Пытаясь проникнуть в механизмы  работы человеческой психики, Фрейд  исходит из того, что глубинный, природный  ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе  получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих  страстей индивид сталкивается с  внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направить их в русло  социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует  свои условия "Я".

Как покорный слуга бессознательных  влечений, "Я" пытается сохранить  свое доброе согласие с "Оно" и  внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом  образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное  чувство вины. "Идеал - Я" как  бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в  психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных  влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к  конфликтной ситуации, ведущей к  нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с "Оно", так и с "Идеал - Я".

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно  утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и  всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал  Фрейд, заключается в том, чтобы  бессознательный материал человеческой психики перевести в область  сознания и подчинить его своим  целям. В этом смысле Фрейд был  оптимистом, так как верил в  способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его  аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы  бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно  управлять ими в реальной жизни.

Фрейд определяет бессознательное  как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда, всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответсвующими словесными представлениями.

Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения  бессознательным, долго бился над  решением этой проблемы, постоянно  внося коррективы в понимание  природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных  влечений".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однако «сумма психологической информации», собранной им эмпирическим путем, постепенно складывалась в научную дисциплину мировоззренческого характера. Ему казалось, что его открытия применимы к различным областям общественной жизни – культуре, религии, искусству.

Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических  инстинктов, Фрейд обращается к истокам  культуры, к возникновению религиозных  верований. Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили  Фрейду дать свою трактовку таким  важнейшим вопросам как генезис  и предназначение культуры, соотношение  природных и культурных начал  в структуре личности, истоки нравственности и т.д.

Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году.

 

 


Информация о работе Жизненный путь Зигмунда Фрейда