Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 23:20, контрольная работа
роль родителей, общества в психологическом развитии ребенка с рождения
Введение_________________________________________________3
Роль общения в формировании личности__________________3
Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека_________3
Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми___________________________________7
Заключение ______________________________________________10
Список  литературы________________________________________11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский 
государственный 
гуманитарный университет» 
Факультет психологии
                              
          
Дата регистрации______________
    Номер 
регистрации_______________ 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине: «Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.»
на 
тему: «Зависимость психического развития 
в раннем детстве от окружающих людей.» 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка:
Группы ФСП-41
Летченко О.В.
Руководитель:
          Цветкова 
Н.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
Киров
2010
Введение______________________
Заключение 
______________________________
Список 
литературы____________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     С 
рождения у ребенка никаких способностей 
нет, имеются лишь задатки к их развитию. 
Сами по себе задатки не могут превратиться 
в способности. Если маленького ребенка 
лишить возможности общения с другими 
(взрослыми) людьми, то это в значительной 
степени задержит его психическое развитие, 
а в случае очень больших ограничений 
могут произойти необратимые изменения. 
Широко известны случаи, описанные в научной 
и другой литературе, свидетельствующие 
о том, что будучи лишенным возможности 
общения с людьми, человек или не развивается 
психологически вообще (случаи обнаружения 
детей среди зверей), или отстает в своем 
развитии, или деградирует психологически, 
т.е. фактически возвращается к животноподобному 
образу жизни. Наиболее известный из этих 
случаев произошел в начале ХХ века в Индии, 
где в логове волков были обнаружены два 
ребенка, оказавшиеся среди животных. 
Девочка 3-х лет и мальчик 7 лет не были 
приспособлены к человеческому образу 
жизни.  
Для нормального развития ребенка необходим 
постоянный контакт со взрослыми людьми, 
особенно с матерью. Результаты специальных 
исследований и экспериментов говорят 
о том, что ограничение таких контактов 
ведет к пониженному уровню развития познавательных 
процессов.  
Строго говоря, ни одна из человеческих 
способностей не может возникнуть вне 
общения данного человека с людьми. Окружающие 
люди, во-первых, являются единственными 
носителями способностей, которые осваиваются 
людьми. Во-вторых, взаимодействие с этими 
людьми необходимо человеку для того, 
чтобы он мог усвоить эти способности. 
В-третьих, речь идет не просто о взаимодействии 
как таковом, а об организованном, учебно-развивающем 
общении. В-четвертых, процесс развития 
способностей необходимо контролировать 
и оценивать, а это также делается в непосредственном 
общении того, у кого эти способности формируются, 
с теми, кто эти способности формирует. 
Удовлетворение потребностей человека 
оказывается изначально возможным лишь 
в том случае, если он вступает в общение, 
взаимодействуя с другими людьми. Это 
порождает потребность субъекта сказать 
им о том, что для него важно и значимо. 
Ребенок, овладевая членораздельной речью 
легко произносит первые созвучия "ма-ма", 
"па-па", "ба-ба". Взрослый соотносит 
эти созвучия с конкретными лицами – матерью, 
отцом, бабушкой, что способствует закреплению 
у ребенка связи каждого из этих созвучий 
с конкретным лицом из его ближайшего 
окружения ("это баба"). В дальнейшем 
каждое из этих созвучий превращается 
для ребенка в слово, которое он использует 
для организации своего взаимодействия 
с окружающими. Одновременно развивается 
и невербальная коммуникация: мимика, 
жесты, интонационное разнообразие речи. 
Формируются обратные связи в процессе 
коммуникации – ребенок научается дешифровать 
выражение лица собеседника, улавливать 
одобрение или неодобрение в его интонациях, 
понимать значение жеста, сопровождающего 
и усиливающего слово взрослого человека. 
Все это позволяет ему корректировать 
свои действия, добиваться должного взаимопонимания 
в обществе. В совместной деятельности 
с людьми, то есть в общении с ними, вырабатывается 
индивидуальный стиль деятельности отдельного 
человека. Характер проявляется в его 
поступках, рассчитанных на определенное 
воздействие на людей. Характер не только 
проявляется в общении, но и формируется 
в нем. Так в раннем детстве, черты характера 
складываются под влиянием того, как взрослые 
люди общаются с ребенком. В подростковом 
возрасте на формирование характера начинают 
оказывать влияние общение ребенка со 
сверстниками. В старших классах школы 
характер продолжает развиваться под 
влиянием общения старшеклассников не 
только со сверстниками, но и со взрослыми 
людьми. Да и у самих взрослых людей характер 
может изменяться под воздействием их 
общения с другими людьми. Воля также развивается 
под воздействием общения с другими людьми. 
Этот процесс можно представить, наблюдая 
за поведением детей, за их усилиями и 
желанием добиться цели, которые сознательно 
направляются взрослым человеком и стимулируют 
ребенка на преодоление препятствий. Для 
того, чтобы повторить связанные с этими 
стимулами приятные переживания, ребенок 
начинает проявлять свою волю. Особым 
образом организованное общение взрослых 
с ребенком становится фактором, под воздействием 
которого развивается воля ребенка.  
Чувства, проявляемые в межличностном 
общении, формируются и развиваются под 
влиянием общения с людьми. Другие виды 
чувств также находятся под влиянием общения 
с другими людьми. Так, например, эстетические 
чувства человеку сообщают другие люди, 
понимающие прекрасное. Моральные чувства 
также подкрепляются одобрением или неодобрением 
поступков человека со стороны окружающих 
людей, и иначе как в общении, это происходить 
не может. Мотивы и социальные потребности 
растущая личность также заимствует в 
общении с окружающими людьми. Механизм 
передачи мотивов поведения от одного 
человека к другому в процессе общения 
можно представить себе следующим образом. 
Стремясь стать похожим на значимых для 
него людей, человек подражает им, в том 
числе перенимает их интересы. Наблюдая 
за поведением и поступками значимых людей 
и, одобряя их, человек принимает для себя 
наблюдаемое поведение. В конечном счете 
мотивы поведения других людей одобренные 
индивидом, становятся мотивами его собственного 
поведения.  
Таким образом, человек как личность во 
всех ее существенных проявлениях формируется 
и развивается в процессе общения с людьми.  
 
     Зависимость 
психологического развития человека как 
личности зависит от его общения 
с другими людьми. Если человека 
лишить возможности удовлетворения данной 
потребности, то в его психике могут появиться 
определенные отклонения: слабое развитие 
речи; отсутствие необходимых коммуникативных 
умений и навыков; слабое развитие интеллекта; 
недоразвитие чувств. Слабое развитие 
речи в условиях дефицита общения с людьми 
вызывается тем, что основным источником 
речевого развития человека являются 
люди, с которыми он общается. В раннем 
детстве ребенок осваивает речь путем 
прямого подражания взрослым людям, с 
которыми он повседневно общается. Начиная 
примерно с 3-х летнего возраста речевое 
развитие ребенка идет под воздействием 
многих других людей, с которыми он вступает 
в общение. Став взрослым, человек продолжает 
развиваться в речевом плане через общение 
с людьми и другие источники речевого 
развития, например, книги, становятся 
доступными для него также через общение. 
Если с раннего детства ребенок испытывает 
дефицит общения с людьми, если этот дефицит 
продолжает существовать в дальнейшем, 
то у данного человека неизбежны недостатки 
в речевом развитии. Если человек испытывает 
дефицит общения с другими людьми, у него 
не могут в достаточной степени развиться 
коммуникативные навыки и умения. В лучшем 
случае, данный человек будет обладать 
некоторым сравнительно примитивным набором 
невербальных средств общения, которые 
передаются по наследству. При этом у него 
не будет вербальных средств общения, 
связанных с человеческой культурой, а 
так же вербальных средств общения, связанных 
со знанием и использованием языка. Что 
касается слабого развития интеллекта, 
то оно выступает как результат дефицита 
общения человека с людьми по следующим 
причинам. Во-первых, по причине слабого 
развития речи, во-вторых, по причине того, 
что человек лишается возможности обучаться 
на примере других людей, с более развитым, 
чем у него самого, интеллектом. В начале 
своего развития дети, играя вместе с другими 
детьми или людьми или занимаясь вместе 
с ними какими-либо делами, решают совместно, 
в непосредственном общении разнообразные 
задачи. Взрослые люди и более опытные 
партнеры по совместной деятельности 
демонстрируют ребенку способы решения 
задач, объясняют их и помогают овладеть 
ими. Ребенок развивает свой интеллект 
не только подражая другим людям, но и 
под их руководством, что исключено, в 
случае отсутствия активного общения. 
Примерно то же самое характеризует и 
интеллектуальное развитие взрослых людей. 
Недоразвитость чувств выступает как 
следствие недостатка общения с людьми 
по следующим причинам. Когда люди находятся 
вместе и тем более, когда они общаются 
друг с другом, то переживания одного человека 
непосредственно передаются другому, 
который ему сопереживает. Это происходит 
за счет особого социально-психологического 
механизма прямого эмоционального воздействия 
людей друг на друга, которое известно 
как "заражение". Эмоционального 
заражения не происходит, если люди не 
общаются. Кроме того, через другой механизм 
обучения, - "подражание", люди общаясь 
и наблюдая друг за другом, учатся переживать, 
то есть, в соответствии с культурными 
нормами выражать свои чувства. Специальные 
исследования по изучению влияния индивидуальной 
изоляции на человека показывают, что 
длительное пребывание в гермокамере 
ведет, как правило, к целому ряду нарушений 
в области восприятия, мышления, памяти, 
эмоциональных процессов и т.д. Однако 
при этом, серьезные нарушения психической 
деятельности и поведения человека наблюдаются 
в условиях изоляции только при отсутствии 
целенаправленной деятельности и при 
значительной гиподинамии.  
Интересным и полезным материалом для 
понимания того, как действует на человека 
изоляция, являются свидетельства людей, 
добровольно или случайно очутившихся 
в ситуации оторванности от общества и 
лишенных межличностного общения. Все 
они в условиях изоляции вскоре начинают 
говорит вслух. Сначала это своего рода 
комментарии уведенного или происходящего. 
Потом появляется потребность обратиться 
к кому-нибудь или чему-нибудь; некоторые 
разговаривают сами с собой: подбадривают, 
дают советы, отдают команды, задают вопросы. 
Основная причина такого поведения человека, 
заключается в том, что у него нет возможности 
для удовлетворения потребности в общении. 
Поэтому он компенсирует отсутствие реального 
межличностного общения представляемым 
и воображаемым.  
 
     Общение 
людей друг с другом имеет даже 
большее значение для психологического 
развития, чем деятельность. В общении 
друг с другом решаются задачи, которые 
не доступны отдельно взятому человеку.  
Именно благодаря общению в совместной 
деятельности люди когда-то сумели преодолеть 
свой животный, естественный образ жизни, 
подняться над собственной биологической 
ограниченностью, создать общество и культуру.  
С первых дней жизни младенец начинает 
общаться со взрослыми людьми, и это общение 
не прерывается в течение всей жизни. С 
помощью такого общения ребенок усваивает 
все, что психологически делает его человеком 
вообще и современным человеком в частности. 
Это касается и человеческих особенностей 
его познавательных процессов, их произвольности 
и опосредованности; и человеческих особенностей 
его поведения (мораль, этика, культура 
поведения); и человеческих особенностей 
его личности (воля, способности, характер, 
потребности, чувства); и человеческих 
взаимоотношений (доброта, порядочность, 
отзывчивость и пр).  
Общение - важное условие человеческого 
бытия. Оно является одновременно и объективным 
внешним фактором влияния на человека 
и, в то же время, формой существования 
ее индивидуально-психологического бытия.  
 
1.  Андреева 
Г.М. Социальная психология. - Л: Изд. ЛГУ, 
1983.  
2.  Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 
1978.  
3. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 
1973.  
4. Немов Р.С. Общая психология: Учебник. 
- М.: Владос, 2003.  
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: 
Учебник, 2001.  
6. Психология: Учебник / Отв. Ред. А. А. Крылов. 
- М.: Проспект, 2005. 
7. Эмоциональное развитие дошкольника. Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
8. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996
9. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
10. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
11. Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград,1922
12 .Эльконин 
Д.Б. Детская психология. - М.,1960.  
Информация о работе Зависимость психического развития в раннем детстве от окружающих людей