Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:05, реферат
Во первых альтернатива - это существование возможности выбора, мы можем выбирать между разными путями, разными направлениями. Во-вторых, понятие альтернативы, актуальное, в частности, для образования, состоит в том, что могут существовать разные педагогические системы и направления, и эти подходы альтернативны друг другу, т.е. их невозможно практически соединить.
Введение
Глава 1. Системы воспитания и обучения детей раннего возраста.
Система Г.Домана
Система П.В.Тюленева
Система М.Ибука
Система Б.Никитина
Глава 2. Система раннего развития М.Монтессори
Заключение
Список литературы
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Альтернативные системы раннего развития
Выполнила: студентка
Заочного отделения 511группы
Старкова Оксана
Руководитель: Хохрякова Ю.М.
Пермь 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Системы воспитания
и обучения детей раннего
Глава 2. Система раннего развития М.Монтессори
Заключение
Список литературы
Введение
Что понимать над альтернативой?
Можно выделить два основных значения понятия «альтернатива».
Во первых альтернатива - это существование возможности выбора, мы можем выбирать между разными путями, разными направлениями. Во-вторых, понятие альтернативы, актуальное, в частности, для образования, состоит в том, что могут существовать разные педагогические системы и направления, и эти подходы альтернативны друг другу, т.е. их невозможно практически соединить. Альтернативное обучение — обучение с применением новых технологий, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.
Многие авторы (Доман, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что раннее развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.
Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.
Исходя из этого, можно дать определение термину "раннее развитие" – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, "садовско-школьными" способами обучения.
Глава 1. Системы воспитания
и обучения детей раннего
Система Глена Домана
Глен Доман по происхождению американец. Стал известным как ученый-исследователь в области интеллектуального развития у детей раннего возраста.
В 40-е годы он был военным врачом-нейрохирургом, и работал с детьми, имеющими травмы головного мозга. В поиске возможности реабилитации таких детей он сделал открытие: усиленное воздействие на один из органов чувств помогает восстановить активность головного мозга. Схема обучения по Г.Доману включает использование карточек. Желательно, чтобы карточки были определенной тематики, например, с изображениями домов разных видов, или, скажем, лесных животных и т.д. Эти изображения показывают ребенку буквально на 1-2 секунды. Он успевает заметить картинку, затем информация обрабатывается в мозгу, и слой за слоем укореняется. Постепенно задача усложняется: теперь уже идет не просто показ, а показ с небольшими комментариями. Таким методом ребенок может осваивать любую дисциплину, будь то математика или география - принцип один.
Павел Тюленев доказал, что
вундеркиндом может стать любой ребенок,
если родители вовремя займутся его развитием. Вопросам раннего интеллектуаль
- обязательное создание развивающей,
полезной среды, которое описывается строгими
законами (вплоть до подбора игрушек и
пособий);
- формирование различных «опорных» образов
(геометрических, физических, социальных
и т.д.) которые реализованы в специальных
книжках и карточках системы МИР;
- необходимость сведения к минимуму времени,
которое проводится с младенцем впустую
(перед нами, гений, которого нужно успеть
развить, время очень дорого).
Одной из главных составляющих вообще всех методик Тюленева является лозунг «раньше, чем ходить». Он рекомендует обучать детей пению, счёту, нотам, рисованию, менеджменту, чтению (а также прочим навыкам) ещё до того, как они научаться ходить. Младенцы, которых обучают по этой методике, начинают читать до года, но поскольку речь в это время еще не сформирована, то читают они "про себя". А проверяется это просто: ребенок хоть и не может произнести слово, но найти его в ряду других и указать на него пальчиком - ему вполне по силам.
Система Масару Ибука
Масару Ибука
не изобрел, как многие другие авторы методик развития
детей, новые развивающие игрушки и игры.
Методика
развития детей японского гения не дает готовых
решений и рецептов, но он даёт несколько общих
советов для родителей:
Ключевая идея всей
его системы обучения состоит
в том, что не генетика, а социальная
среда, окружение, умелые и вдумчивые
педагоги имеют преобладающее
значение для развития
Система Б.Никитина
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины - педагоги и многодетные родители. В 60 - 70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике, которую специалисты окрестили «системой раннего и разностороннего развития детей».
Семья Никитиных, воспитывая своих семерых детей, выработала определенные принципы жизни. Большое внимание уделяется спорту, всегда должны быть спортивные снаряды. Форма одежды - легкая, (их грудные малыши спали на террассе без распашонок и не болели). На занятиях предоставляется полная свобода для творчества. Спортивные занятия сочетаются с интеллектуальными. Родительское участие в жизни ребенка, неравнодушие к его проблемам.
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность (сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры). Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая - заключается в заброшенности ребенка (общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить)). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом: свобода творчества детей в занятия, никаких специальных тренировок, зарядок, уроков, дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
Родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие “опережающие” условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Система Марии Монтессори
1. Биография Марии
Монтессори
Мария Монтессори (1870 – 1952) – итальянский врач, педагог, создавшая свою оригинальную систему воспитания и обучения детей дошкольного и раннего дошкольного возраста.
Мария Монтессори родилась в Къяравалле, около г. Анкона. В 1894 г. окончила Римский университет, а через 2 года, получив учёную степень, стала первой в Италии женщиной – доктором медицинских наук, профессором антропологии и гигиены. Преподавала в Высшей женской школе, Римском университете.
Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895 – 1898), где под влиянием Ж.Итара и Э.Сегена, занимавшихся проблемами развития и обучения детей с отклонениями, разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899 – 1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками. Предложенный Монтессори метод позволял ей настолько развивать и обучать своих воспитанников, что они на равне с другими детьми успешно сдавали экзамены за курс начальной школы. Успех метода позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста.
Для внедрения своей системы Монтессори
создавала для детей 3-6 лет дошкольные
учреждения – дома ребёнка (первые были
открыты в 1907 г. в Риме). Это заведение должно
было стать «местом, специально приспособленным
для того, чтобы дети, не подвергаясь обучению,
могли впитать в себя культуру, разлитую
в окружающей их обстановке». Стремясь
донести свое слово до большого числа
слушателей, М. Монтессори в 1910 г. прерывает
личную практику в "Доме ребенка"
и целиком переключается на экспериментально-