Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:05, реферат
Во первых альтернатива - это существование возможности выбора, мы можем выбирать между разными путями, разными направлениями. Во-вторых, понятие альтернативы, актуальное, в частности, для образования, состоит в том, что могут существовать разные педагогические системы и направления, и эти подходы альтернативны друг другу, т.е. их невозможно практически соединить.
Введение
Глава 1. Системы воспитания и обучения детей раннего возраста.
Система Г.Домана
Система П.В.Тюленева
Система М.Ибука
Система Б.Никитина
Глава 2. Система раннего развития М.Монтессори
Заключение
Список литературы
Принципиальный противник всякого тоталитаризма и насилия, искренне и глубоко религиозный человек, М. Монтессори не приняла фашистский режим Муссолини в Италии и в 30-е гг. покинула страну. В конце 30-х - первой половине 40-х гг. она жила в Индии, где ее взгляды обогатились мудростью восточной педагогики, а затем, после окончания войны, вернулась в Европу, и повсюду вслед за ней возникали школы Монтессори.
Продолжалась и напряженная научная деятельность. В итоговой работе "Разум ребенка" (1952) М. Монтессори создала не просто новое направление в педагогике - развитие детей первых 3 лет, - а как бы открыла новую планету, которую населяли удивительные существа, похожие на людей, но вместе с тем совершенно другие. Последние годы жизни возглавила Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
2. Методологические основы данной педагогической системы.
В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод» предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие - педагогическая система. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды». В центре системы Монтессори стоит ребенок - независимо от его культурной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. В этом весь смысл исходной позиции системы М. Монтессори. Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре.
Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем. Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, а взрослый может это делать. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребенку, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой? Вся эта развивающая среда для взрослых кажется немного упрощенной: ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка это целый космос. Он постепенно познает мир.
Система М. Монтессори строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори-общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Педагогика Монтессори как «альтернативная» система включает в себя:
- наличие собственной уникальной философской базы;
- наличие эффективных
оригинальных технологий (методик),
адекватно реализующих
- отсутствие классно-урочной системы.
Понятие «система» означает единство и целостность Монтессори - образования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость ее составных частей снизу доверху.
Философский уровень связан с наличием у М. Монтессори собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума - «впитывающим мышлением» - и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».
На методическом уровне рассматриваются конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей. Система М. Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно. Термин «образование» также имеет у М. Монтессори свой смысл: образование не есть то, что делает с ребенком государство или учитель. Образование - это процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала. Монтессори полагала, что с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя... и взрослые должны уважать в нем законы творения. Педагог-партнер и помощник ребенка в процессе его образования. По мнению М. Монтессори, необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера.
3. Характеристика программно-целевого компонента.
Главной ценностью воспитания
в системе М. Монтессори является индивидуальность
и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори
понимала как наличие собственной цели
и возможность выбора своих действий.
Целенаправленность, интерес и сосредоточенность
на каком-либо деле составляют безусловные
ценности воспитания. Своеобразие системы
и ее выдающийся вклад в дошкольную педагогику
заключается в разработке и в создании
специального дидактического материала,
который обучает ребенка, воспитывает
у него ценные качества, обеспечивает
свободу выбора и защищает ребенка от
сложных и опасных воздействий взрослого
мира.
Главной целью развития маленького
ребенка М. Монтессори считала развитие
интеллекта и познавательное развитие.
Основой всех познавательных процессов
является восприятие. Начало интеллектуального
развития предполагает собирание, различение,
классификацию чувственных впечатлений.
Разработанный М. Монтессори сенсорный
материал позволяет осуществлять многочисленные
упражнения, позволяющие ребенку строить
свой интеллект через различение и классификацию
различных чувственных признаков предметов.
Это не игрушки для свободной игры, а материал для серьезных учебных упражнений. В этом сенсорном материале представлены самые разные воспринимаемые качества вещей: формы, цвета, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и пр. В каждом предмете выделено и определено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание, и отброшено все лишнее, отвлекающее от данного качества. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки), для различения формы - плоские геометрические фигуры, для различения цвета - простые таблички из бумаги или цветного шелка.
Таким образом, достигается
изоляция определенного качества, которая
способствует получению ясных представлений
в сознании ребенка. Все градации сенсорных
качеств, тщательно продуманы и подобраны.
Поэтому данный материал нельзя изготовлять
кустарно - комплекты материала производятся
только профессионалами на специализированных
предприятиях.
4. Основные положения методического компонента.
Специальной задачей многих упражнений является сериация, т. е. расположение предметов в порядке убывания (или возрастания) качества: от бледного к самому интенсивному оттенку цвета, от самой гладкой к самой шероховатой поверхности, от самого широкого к самому узкому кубику и пр. М. Монтессори подчеркивала, что ее материал сам подсказывает, что нужно делать и сам указывает на ошибки. Так, например, для различения толщины предметов используется коричневая лестница, которая состоит из 10 деревянных призм с квадратным основанием, длинной 20 см каждая. Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 см к 1 см. Призмы прикладываются друг к другу в определенной последовательности, в результате получается лестница, равномерность ступенек которой можно легко увидеть или ощутить руками. Для развития моторики и координации движений детям предлагаются рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и пр.
Благодаря упражнениям в сознании ребенка устанавливается первичный порядок, который дает импульс к установлению внутреннего порядка и к систематизации внешнего мира. Воспитатель не должен вмешиваться в действия ребенка и управлять ими. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребенка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного слова, которое не вызывает ясного, отчетливого представления о предмете. Свободные разговоры детей также не поощряются, поскольку они отвлекают внимание ребенка от работы с материалом.
Для педагога важно уметь отступить на задний план, не навязывать своих замыслов и не руководить. Его основная задача - наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка. Помощь педагога направлена на активизацию самостоятельности ребенка. Главная просьба, на которую всегда откликается воспитатель: "Помоги мне это сделать самому". Каждый ребенок выбирает, материал, с которым он хочет сегодня заниматься. Если ребенок затрудняется в выборе, воспитатель направляет его
5. Сущность оценочно-результативного компонента.
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. Что способствует формированию у детей:
Состояние полной сосредоточенности
и погруженности ребенка в работу с игрушками,
которое характерно для этих садов, получило
название в педагогике "феномена Монтессори".
Воспитанники "детских садов Монтессори"
отличаются организованностью, ответственностью
и умением работать самостоятельно. Возможность
выбора материала и занятия, работа в своем
индивидуальном темпе, сосредоточенность
на своем деле, сознательная дисциплина
- все это важные и несомненные преимущества
системы.
Имеющийся отечественный и
зарубежный опыт показывает, что дети,
воспитывающиеся в условиях Монтессори-педагогики,
лучше и раньше сверстников овладевают
к пяти годам письмом, чтением и счетом,
у них рано формируется и не пропадает
в дальнейшем интерес к учению. У этих
детей интенсивно развиваются внимание,
слух, память и иные психические процессы,
социальные навыки, необходимые для школьного
обучения, для становления гуманистически
ориентированной личности с развитой
произвольной саморегуляцией деятельности
на психофизическом, эмоциональном, социально-психологическом
уровнях.
6. Возможности
использования представленных материалов
в отечественной педагогической практике.
Сегодня метод Марии
Монтессори – один из самых распространенных
в мире, получивший колоссальное признание.
Во многих странах Европы он является
основным в системе преподавания в начальных
школах. Возникли даже специальные термины:
Монтессори-садик, Монтессори-группа,
Монтессори-материал. В России создана
«Российская ассоциация Монтессори-педагогов»,
на основе метода работают многие детские
садики и развивающие группы. «Международная
Монтессори-ассоциация» помогает организовать
работу десятков тысяч учителей и воспитателей.
В продаже есть различные игрушки, сделанные
по принципу некоторых развивающих пособий
автора.
В настоящий момент в группы Монтессори принимают практически с рождения. В них занимаются дети разных возрастов. Они сформированы по наличию некоторых основных навыков: с 2 до 16 месяцев, с 16 месяцев до 3 лет, с 3 до 6 лет.
Заключение
Выбор развивающей системы зависит от предпочтений родителей и от их возможностей. Если для родителей важно обеспечить ребенку ту необходимую обогащенную среду для развития ребенка, то можно пойти в школу развития или в клуб. Хотя это не снимает ответственности с мамы за развитие ребенка во все остальное время. Для многих мам посещение школы или клуба является способом общения, получения новой информации, и даже налаживания дружеских отношений с другими родителями, восприятия разных точек зрения на воспитание и развитие ребенка.
Главное для родителей осмысленно реагировать на любую рекламу развивающих систем . Например: «Ваш ребенок будет читать в два года!». Может быть и будет, но с какой целью? В любом базовом учебнике по психологии развития, описаны те периоды, в которые психические функции и способности наиболее предрасположены к развитию, так называемые сензитивные периоды.
Уже в самом раннем периоде детства - мы можем развивать двигательную активность ребенка, эмоциональную сторону, развивать его восприятие. Главное, чтобы любая деятельность - будь это музыкальное занятие, лепка, рисование или освоение счета проходила в игровой форме, и от ребенка не требовалось слишком много, а любые его успехи поощрялись мамой и педагогом. Иначе такое обучение может нанести вред. Опасность здесь кроется в неверном поведении родителей или педагога. Когда от ребенка слишком много требуют того, на что он еще в принципе не способен, это отрицательно сказывается на формировании его самооценки и на желании чему-то учится.
И отрицательную роль может играть, когда родители смотрят на других детей того же возраста, у которых что-то хорошо получается, сравнивают своего ребенка с другими, начиная считать его менее способным. Забывая о том, что темпы развития каждого ребенка индивидуальны.
И самое главное - ранее обучение ребенка каким-либо навыкам напрямую не связано с успешностью его в будущем и с тем, насколько счастливо и достойно он проживет свою жизнь. Прежде всего, важны отношения родителей и ребенка!
Стремясь к развитию
Список используемой литературы