Законодательное регулирование алиментных обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:56, доклад

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Настоящая работа - это попытка комплексно исследовать проблемы законодательного регулирования алиментных обязательств и отношений в Российской Федерации, определить необходимость и возможности их совершенствования.
Это позволило решить ряд исследовательских задач:
- найти в ранее действовавшем законодательстве те положения, которые упрощали процедуру алиментных правоотношений, делали их менее конфликтными, помогали обеспечить содержание нуждающимся и нетрудоспособным членам семьи;
- выявить наиболее острые проблемы, возникающие в этой сфере правоотношений в современных условиях и наметить пути их преодоления;
- обосновать конкретные предложения, направленные на совершенствование семейного законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В РФ
1.1 История формирования алиментных обязательств как институт семейного права
1.2 Оформление соглашения об уплате алиментов
1.3 Ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов
2. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
2.1 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
2.2. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей
2.3 Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей
3. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ В РОССИИ
3.1 Основания уплаты алиментов на родителей
3.2 Размер и порядок уплаты алиментов на родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

тр.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Согласно  статьям 80 и 85 Семейного кодекса  РФ родители обязаны содержать своих  несовершеннолетних детей, а также  нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

В случае если средства на содержание обязанными лицами не представляются добровольно, они взыскиваются по решению суда и подлежат уплате ежемесячно в размере, установленном решением суда.

Наличие решения суда, вступившего в законную силу, - обязательное условие применения статьи 157 УК РФ. Если выплата алиментов  предусмотрена нотариально удостоверенным соглашением сторон (статья 99 Семейного кодекса РФ) либо постановлением суда о взыскании алиментов до вынесения судом решения (статья 108 Семейного кодекса РФ), уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения соглашения и постановления исключается.

Под уклонением практика понимает прямой отказ от уплаты присужденных судом  алиментов, а также иные формы  уклонения - сокрытие лицом своего действительного  заработка, смена места работы или  места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу и многое другое[18].

Преступлением признается лишь такое уклонение  от уплаты по решению суда алиментов, которое характеризуется злостностью, то есть продолжительностью (систематичностью) неуплаты - свыше шести месяцев, либо упорным нежеланием исполнять решения суда, несмотря на соответствующие предупреждения, повторность совершения аналогичного преступления, розыском лица, обязанного выплачивать алименты (ввиду сокрытия им своего местонахождения).

Злостное  уклонение отсутствует, если у лица не было реальной возможности выполнить  решение суда (длительная болезнь, систематические  задержки выплаты пособия по безработице).

Недопустима общая ссылка в соответствующем  правоприменительном акте (приговоре) на то, что уклонение носило злостный характер, так как должно быть указано, в чем конкретно эта злостность выражалась.

Субъектами  преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК, являются родители. К  таковым относятся лица, записанные отцом или матерью в книге записей рождений, в том числе и те, отцовство (материнство) которых установлено в судебном порядке. Ответственность по статье 157 УК РФ могут нести и лица, лишенные родительских прав в судебном порядке, поскольку лишение таких прав не освобождает родителей от обязанности материально содержать ребенка, даже в случае помещения их в государственные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, субъектами преступления могут быть и усыновители, так как по отношению к усыновленному ребенку они приравниваются в правах и обязанностях к родителям по происхождению (статья 137 Семейного кодекса). Кровные родители при усыновлении (удочерении) ребенка освобождаются от выплаты алиментов и потому субъектами рассматриваемого преступления уже не могут быть[19].

Вместе  с тем не охраняется уголовным  законом права других членов семьи  указанных в гл. 15 Семейного кодекса, что следует признать существенным недостатком действующего законодательства, который требует немедленного устранения.

Алиментные  обязательства прекращаются также  по достижении ребенком восемнадцати лет или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия, а также при признании судом восстановления трудоспособности или прекращении нуждаемости в помощи получателя алиментов. Однако на общих основаниях решается вопрос об ответственности родителей (усыновителей), злостно уклоняющихся от уплаты по решению суда алиментов и разысканных после достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста, кроме случаев, когда истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Субъектами преступления, предусмотренного частью 2 статьи 157 УК РФ, являются совершеннолетние трудоспособные дети. Обязанность указанных  лиц содержать своих нетрудоспособных родителей и заботиться о них  зафиксирована в статье 87 Семейного  кодекса. В данной статье содержится несколько ограничительных условий, важных в плане применения статьи 157 УК РФ. Во-первых, речь идет об обязанности содержать не просто нетрудоспособных, а нуждающихся в помощи, в том числе материальной поддержке, родителей. Этот фактор должен приниматься во внимание судом при вынесении решения о взыскании алиментов. Во-вторых, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей (нетрудоспособных и нуждающихся в помощи), если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. В-третьих, дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав[20].

Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Мотивы, как правило, корыстные. Виновный руководствуется намерением избавиться от материальных затрат. Но могут быть и иные мотивы, например месть, неприязненные отношения с бывшей супругой.

Деяния, описанные в частях 1 и 2 статьи 157 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Ряд федеральных законов прямо  или косвенно также решает задачу охраны семьи. Среди них можно  выделить Федеральный закон «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[21], Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[22]. Однако, несмотря на предпринятые шаги, круг негативных явлений требует более активного вмешательства в эту сферу, в том числе уголовно-правовыми средствами.

Некоторые нормы, посвященные взысканию  алиментов, содержатся в ряде статей Федерального закона «Об исполнительном производстве»[23]. В частности, статья 7 указанного Закона устанавливает перечень исполнительных документов, среди которых мы можем выделить исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; статья 66 определяет размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника при взыскании алиментов.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 утверждает перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей[24].

При оценке данных норм заметно влияние  на них международно-правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, семья имеет право на защиту со стороны общества и государства[25]. Аналогичный тезис содержит п. 1 статьи 10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт ратифицирован Российской Федерацией[26].

Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, в принципе 6 утверждает: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви  и понимании. Он должен, когда это  возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей»[27].

Однако стоит отметить, что в  настоящее время широкая правовая база не решает многие проблемы семьи, так как она не учитывает кардинальные изменения экономической жизни семьи, правовой культуры и правового сознания населения, значения места и роли семьи в сфере антикриминального воспитания детей[28]. В настоящее время наблюдается низкая рождаемость в большинстве регионов России, растет количество семей с одним ребенком, увеличивается число разводов[29]. Ежегодно рождается детей на 750 тысяч меньше, чем необходимо для воспроизводства населения. С обострением социально-экономических условий жизни общества перечисленные негативные явления в последние десятилетия стремительно обостряются. Наблюдается демографический спад. Растет смертность. В настоящее время в России число умерших почти вдвое превысило число родившихся[30]. Все больше семей планируют только одного ребенка. Большинство супружеских пар отказываются от рождения детей по экономическим причинам. Одновременно растет число гражданских браков. Исследователь И.Н. Туктарова отметила, что "изменение условий жизни привело к изменению в брачно-семейных отношениях: семья - главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в крайне сложной ситуации, на сегодняшний день отмечается процесс снижения потребности в детях, их ценности в понимании современной женщины"[31]. В настоящее время растет число самоубийств среди подростков[32]. Обострилась проблема нравственного климата в семье. Не случайно многие исследователи предлагают дополнить статьи 63, 69 СК РФ положением о том, что родители должны заботиться о половом воспитании детей[33]. Кризис образования привел к тому, что проблема воспитания подрастающего поколения целиком переложена на плечи семьи, а она в современных условиях находится в тяжелом материальном положении и без государственной поддержки не в силах решить эту задачу. Наблюдается крайне негативный процесс, когда семья в целях выживания фактически идет на продажу детей, воспитывает детей в духе криминальных ценностей. Дети вовлекаются в кражи и другие преступления, наркоманию и проституцию[34]. Одновременно растет смертность детей, много детей с отклонениями в психике и другими серьезными заболеваниями. В целом, несмотря на отдельные предпринятые государством шаги, все еще слаба правовая защита семьи. Специалисты также отмечают, что значительная часть проявления насилия в семье связана с нерешенностью ее проблем[35]. В перспективе, если охране семьи и созданию нормальных условий ее не будет уделено должного внимания, населению России грозит резкое вымирание и такая тенденция сохранится надолго.

Все эти факторы не могут не сказаться  на росте преступлений, связанных  со злостным уклонением от уплаты алиментов. Однако, несмотря на действительность, современное человечество не может  отказаться от таких институтов, как семья и брак, иначе неизбежна его гибель и вырождение[36].

Таким образом, законодатель в первую очередь рассматривает возможность  добровольной уплаты денежного содержания, рассчитывая на возможность договора между супругами, а также родителями и детьми, а уже в последующем в случае не достижения, или отказа уплаты алиментов добровольно порядке, возможность судебного рассмотрения дела.

 

2. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  РОДИТЕЛЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ  

 

2.1 Обязанности родителей  по содержанию несовершеннолетних  детей

В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного  кодекса РФ (далее - СК РФ) родители обязаны  содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. В ст. 26 и 27 Конвенции о правах ребенка говорится даже не об обязанности родителей, а об их финансовой ответственности за содержание ребенка. Государственные институты могут оказывать помощь родителям в содержании детей, например, в виде пособий, льгот и т.п., однако основным источником содержания ребенка являются средства его родителей.

Обычно родители исполняют свои обязанности добровольно, объединяя  свои средства в общий семейный бюджет, основываясь на чувствах любви к ребенку и ответственности перед семьей (ст. 1 СК РФ). Проблемы возникают чаще всего тогда, когда родители или один из них не обеспечивают жизнь своих детей. В этом случае средства на содержание (алименты) могут быть взысканы в судебном порядке.

Основные положения закона о  взыскании алиментов по решению  суда выдержали испытание временем, чем и объясняется их сохранение в новом СК РФ. В качестве общего правила предусмотрено взыскание  алиментов в долевом отношении  к заработку (доходам) плательщика, неизменным остался и размер долей, взыскиваемых на содержание детей: на одного ребенка - 1/4, на двух детей - 1/3, на троих и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителя (п. 1 ст. 81 СК РФ). Определение алиментов в долях от заработка и иного дохода в наибольшей степени гарантирует интересы детей, и поэтому в судебной практике, как правило, алименты определяют в долях от заработка. В соответствии с п. 2 ст. 81 СК «размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств». Представляется, что именно в этом и заключается главное новшество, хотя на первый взгляд кажется, что перемен как бы нет - ведь размер долей остался прежним, однако возможности у суда стали иными. Суд вправе изменять доли, т.е. норма перестала быть императивной, она приобрела все черты диспозитивности. Таким образом, доли определяются менее жестко, что позволяет в каждом случае индивидуализировать размер взыскания на содержание ребенка. Тем самым положен конец дискуссии относительно минимального и максимального размера алиментов. Суд приобрел широкие возможности для определения доли заработка, взыскиваемой на содержание детей, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Считаем это свидетельством расширения границ судебного правоприменения и возможностей судейского усмотрения, что не может не оцениваться положительно с учетом все большего разнообразия жизненных ситуаций[37].

Поскольку в соответствии со ст. 60 СК РФ алименты выплачиваются ребенку, но поступают в распоряжение родителя, на воспитании у которого он находится, и должны расходоваться на его  содержание, воспитание и образование, то их размер надлежит определять исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения. Естественно, с учетом того обстоятельства, что оба родителя в равной мере обязаны содержать своего несовершеннолетнего ребенка, хотя и несут эту обязанность самостоятельно, независимо друг от друга.

Следовательно, если суд установит, что размер алиментов, взыскиваемых в размере, предусмотренном п. 1 ст. 81 СК РФ, не обеспечивает ребенка средствами в объеме, необходимом для удовлетворения его самых элементарных потребностей в пределах прожиточного минимума, то он вправе увеличить долю заработка (дохода), взыскиваемого на содержание ребенка. Суд вправе также увеличить размер доли, если придет к убеждению, что плательщик умышленно скрывает свой заработок[38]. Однако, думается, увеличивая взыскание, суду нужно позаботиться и о том, чтобы сам плательщик не остался без средств к существованию.

«Разрешая споры о снижении или  увеличении размера алиментов, взысканных на несовершеннолетних детей, суд вправе отказать полностью или частично в удовлетворении соответствующих требований, поскольку закон предусматривает возможность, а не обязательность их удовлетворения»[39]. Этот вывод справедлив и для случая, когда иск о снижении размера алиментов заявлен в связи с тем, что с плательщика по суду взысканы алименты на его детей от другой матери или же заключено соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка другой матери, и в результате сумма алиментов в общей сложности превышает размер, установленный п. 1 ст. 81 СК РФ. Если к ответчику, выплачивающему алименты на детей по соглашению или по решению суда, предъявлен иск о взыскании алиментов на его детей от другой матери, то при удовлетворении этого иска размер платежей по новому решению совсем не обязательно должен строго определяться с учетом числа детей от обеих матерей в пределах, установленных п. 1 ст. 81 СК РФ[40].

В ст. 42 Основ законодательства Союза  ССР и Союзных республик о  здравоохранении от 19 декабря 1969 г.[41] шла речь о том, что дети и подростки, имеющие недостатки в физическом и умственном развитии, содержатся в детских специализированных учреждениях за государственный счет.

Согласно ст. 68 КоБС РФ, действовавшей  до 1 марта 1996 г., суд вправе был при нахождении ребенка на полном государственном обеспечении решить вопрос о полном или частичном освобождении его родителей от уплаты алиментов. Таким образом, законодатель признавал за родителями право в случае передачи ребенка в специализированное медицинское учреждение на полное государственное обеспечение на освобождение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, поскольку такое содержание ему полностью предоставляется государством. Последующие изменения законодательства - принятие нового СК РФ - исключило это право граждан. Полагаем, что СК РФ ухудшил положение гражданина в сравнении с ранее действующим КоБС РФ. Произошла отмена права гражданина.

Информация о работе Законодательное регулирование алиментных обязательств