Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.
Объект исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.
2)рассмотреть особенности развития самосознания и самооценки.
3)изучить самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Исследование сознания и его формирование…………………………………..5
1.1 Путь исследования самосознания……………………..…………………..…5
1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8
2 Самосознание дошкольника……………………………………………………..12
2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12
2.2 Развитие самооценки……………………………….………………………….18
2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20
2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21
Заключение…………………………………………………………….……………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………..26
Список используемых источников………………………………………………….28
Приложения…………………………………………………………………………..30
Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимнообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребёнка и его личности в целом.
В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Межличностные отношения детей имеют определённую возрастную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.
Самосознание
ребёнка и его отношение к
другим развиваются в неразрывном единстве
и основаны на двух началах: субъектном
и объектном. Соотношение объектного и
субъектного начала с возрастом меняется
и определяет характер отношения к себе
и другому. Преобладание объектного начала
самосознания является источником некоторых
проблемных форм поведения и отношения
к сверстникам.
Предпосылка развития самосознания - отделения себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт, что он существует. Пока ещё он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок трёх-четырёх лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребёнок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. («Я хороший, потому что мама так говорит»).
Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинству и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следовательно положительным образцам. Вместе с тем ребёнок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, но тем не менее и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребёнок может подчёркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться таким способом удовлетворения своих желаний.
Внешний
мир - мир социальных отношений - требует
от ребёнка нравственного
Первостепенное значение для развития ребёнка как социального существа имеет значение нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребёнок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребёнка в практике общения с другими людьми вырабатываются' привычки поведения. Если ребёнок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта; в-третьих, ребёнок проникается определённым эмоциональным отношением к этим нормам.
Эмоциональное
и рассудочное отношение к
нравственным нормам и их выполнению
развивается у ребёнка через
общение со взрослыми. Взрослый своим
отношением к поступку ребёнка санкционирует
определённый тип поведения, он помогает
ребёнку осмыслить рациональность и необходимость
определённого нравственного поступка.
Именно на фоне эмоциональной зависимости
от взрослого у ребёнка развивается притязание
на признание в сфере морального поведения.
Определяющее значение для развития детской
личности имеют чувства и воля.
Ранее уже говорилось о том, что фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребёнка. Только взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребёнка, и только он может передать ее. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребёнка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания и так далее. Во всех этих исследованиях культурный опыт передавался ребёнку в процессе общения и взаимодействия со взрослым. В то же время сам процесс общения и отношения ребёнка со взрослым оставались за рамками этих исследований, как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.
Этот пробел был восполнен в работах М.И. Лисиной и его учеников. М.И. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребёнка со взрослым - и разработала концепцию его развития, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: предмет, потребности, мотивы и средства. Подробней в [Приложении 2].
На разных этапах развития ребёнка данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно своеобразные формы общения. Развития общения ребёнка со взрослым от рождения до 7 лет М.И. Лисина представляла как систему нескольких целостных форм общения.
Формой общения является коммуникативная деятельность на определённом этапе её развития, которая характеризуется следующими параметрами:
1)временем возникновения данной формы;
2)основным содержанием потребности в общении удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;
3)главными мотивами, побуждающими ребёнка на этом этапе к общению со взрослыми;
4)основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребёнка со взрослым.
В результате исследований были выделены четыре основных формы общения, характерные для детей определённого возраста. Название и основные параметры этих форм представлены в таблице [Приложение 3].
Форма
общения со взрослым является важнейшей
характеристикой психического развития
ребёнка, поскольку в процессе общения
со взрослым происходит не только усвоение
и присвоение культурных образцов и
средств овладения собой, но и
становление новых мотивов деятельности
ребёнка.
Самосознание - свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и главным образом, от условий жизни, воспитания и обучения.
В проявлении самосознания у детей дошкольного возраста наблюдаются прямо-таки противоположные качества. Правильно воспитанные дети осознают, что нехорошо говорить неправду, что нужно быть вежливыми, скромными, искренне признавать свои проступки и ошибки: так внушают родители и педагоги. Но есть дети, которых неправильно воспитывают в семье. Родители и родственники превращают их в предмет поклонения, все их требования немедленно удовлетворяются; их захваливают, балуют. Такие дети становятся капризными, эгоистичными, развязными и грубыми, они не желают подчиняться правилам коллектива, потому что в семье им привили неправильное самосознание: излишне самомнение, пренебрежительное отношение к другим людям - взрослым и детям.
В итоге отметим наиболее характерные особенности самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
Самые маленькие дошкольники оценивают себя только положительно, как «самых умных», «самых ловких» и так далее. Для маленьких детей «умный» - это прежде всего послушный, тот кто не шалит, не мешает заниматься. Это своеобразная форма сознания самого себя, связанная с развитием познания, чувств и воли ребёнка, когда он способен осознавать лишь чувственно познанную действительность и оценивать себя и других детей оценкой взрослых. Учитывая эти особенности младших дошкольников, воспитатель не может только хвалить их по всякому поводу. Напротив, необходимо указывать детям этого возраста на недостатки в их поведении и давать примеры, как правильно поступать и вести себя. Маленькие дети искренни, доверчивы, склонны подражать взрослым и друг другу. Оценивая действия детей, воспитатель даёт им критерий самооценки: авторитет воспитателя для них непререкаем.
Самосознание детей среднего дошкольного возраста имеет свои особенности. Исследование и опыт показывают, что дети от пяти до шести лет в осознании своих умений проявляют некоторую скромность. Большинство из них не ставят себя на первое место, они способны в известной мере адекватно оценивать свою работу, сравнивая её с работами других детей. У детей среднего дошкольного возраста расширяется оценочная аргументация, потому что они больше знают и больше и лучше умеют делать, чем младшие дошкольники.
Самосознание ребёнка среднего дошкольного возраста связано с особенностями общего развития его психики. Это возраст «почемучек» (4-летние «почемучки» задают до 400 вопросов в день), когда дети пытаются понимать причинные связи и зависимости в явлениях окружающей действительности, понимать загадки, пословицы, начинают отличать «правдашнее» и «неправдашнее» у них возникает критическое отношение к действиям взрослых. Они начинают противопоставлять себя другим детям. У них появляется желание похвалиться своими успехами в чём-либо. Неправильная оценка их поступков и действий со стороны воспитателя может вызвать недоверие детей к нему. В этом возрасте развитие личности ребенка особое значение приобретает моральная направленность его сознания и самосознания.
У
старших дошкольников, у которых
формируются многие общие понятия
и отвлечённые формы
Их
может обижать незаслуженная
похвала, потому что они способны
сами сравнивать и оценивать свою
работу с работами других детей в
значительной степени адекватно. Всё это
обязывает воспитателя быть строгим, объективным
и справедливым ценителем и критиком поведения
деятельности старших дошкольников. А
для этого воспитатель сам должен быть
для детей примером справедливости, скромности.
Результаты нашего теоретического исследования с помощью научной психологической и педагогической литературы, позволило делать следующие выводы:
Информация о работе Явления самосознания как предмет исследования в психологии