Явления самосознания как предмет исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.

Объект исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.

2)рассмотреть особенности развития самосознания и самооценки.

3)изучить самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Исследование сознания и его формирование…………………………………..5

1.1 Путь исследования самосознания……………………..…………………..…5

1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8

2 Самосознание дошкольника……………………………………………………..12

2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12

2.2 Развитие самооценки……………………………….………………………….18

2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20

2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21

Заключение…………………………………………………………….……………..24

Глоссарий……………………………………………………………………………..26

Список используемых источников………………………………………………….28

Приложения…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Общая психология .doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимнообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребёнка и его личности в целом.

    В дошкольном возрасте возникают первичные  этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Межличностные отношения детей имеют определённую возрастную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.

    Самосознание  ребёнка и его отношение к  другим развиваются в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном. Соотношение объектного и субъектного начала с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам. 

    1.   Развитие самооценки

    Предпосылка развития самосознания - отделения  себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт, что он существует. Пока ещё он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок трёх-четырёх лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребёнок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. («Я хороший, потому что мама так говорит»).

    Старшие дошкольники в основном верно  осознают свои достоинству и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следовательно положительным образцам. Вместе с тем ребёнок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, но тем не менее и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребёнок может подчёркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться таким способом удовлетворения своих желаний.

    Внешний мир - мир социальных отношений - требует  от ребёнка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребёнка.

    Первостепенное  значение для развития ребёнка как  социального существа имеет значение нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребёнок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребёнка в практике общения с другими людьми вырабатываются' привычки поведения. Если ребёнок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта; в-третьих, ребёнок проникается определённым эмоциональным отношением к этим нормам.

    Эмоциональное и рассудочное отношение к  нравственным нормам и их выполнению развивается у ребёнка через  общение со взрослыми. Взрослый своим  отношением к поступку ребёнка санкционирует  определённый тип поведения, он помогает ребёнку осмыслить рациональность и необходимость определённого нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребёнка развивается притязание на признание в сфере морального поведения. Определяющее значение для развития детской личности имеют чувства и воля. 
 
 

    1.   Общение и самосознание. Форма общения
 

    Ранее уже говорилось о том, что фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребёнка. Только взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребёнка, и только он может передать ее. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребёнка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания и так далее. Во всех этих исследованиях культурный опыт передавался ребёнку в процессе общения и взаимодействия со взрослым. В то же время сам процесс общения и отношения ребёнка со взрослым оставались за рамками этих исследований, как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.

    Этот  пробел был восполнен в работах  М.И. Лисиной и его учеников. М.И. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребёнка со взрослым - и разработала концепцию его развития, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: предмет, потребности, мотивы и средства. Подробней в [Приложении 2].

    На  разных этапах развития ребёнка данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно  своеобразные формы общения. Развития общения ребёнка со взрослым от рождения до 7 лет М.И. Лисина представляла как систему нескольких целостных форм общения.

    Формой  общения является коммуникативная деятельность на определённом этапе её развития, которая характеризуется следующими параметрами:

    1)временем возникновения данной формы;

    2)основным содержанием потребности в общении удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;

    3)главными  мотивами, побуждающими ребёнка  на этом этапе к общению со взрослыми;

    4)основными  средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребёнка со взрослым.

    В результате исследований были выделены четыре основных формы общения, характерные для детей определённого возраста. Название и основные параметры этих форм представлены в таблице [Приложение 3].

    Форма общения со взрослым является важнейшей  характеристикой психического развития ребёнка, поскольку в процессе общения  со взрослым происходит не только усвоение и присвоение культурных образцов и  средств овладения собой, но и  становление новых мотивов деятельности ребёнка. 

    1.   Особенности самосознания и самооценки
 

    Самосознание  - свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и главным образом, от условий жизни, воспитания и обучения.

    В проявлении самосознания у детей дошкольного возраста наблюдаются прямо-таки противоположные качества. Правильно воспитанные дети осознают, что нехорошо говорить неправду, что нужно быть  вежливыми, скромными, искренне признавать свои проступки и ошибки: так внушают родители и педагоги. Но есть дети, которых неправильно воспитывают в семье. Родители и родственники превращают их в предмет поклонения, все их требования немедленно удовлетворяются; их захваливают, балуют. Такие дети становятся капризными, эгоистичными, развязными и грубыми, они не желают подчиняться правилам коллектива, потому что в семье им привили неправильное самосознание: излишне самомнение, пренебрежительное отношение к другим людям - взрослым и детям.

    В итоге отметим наиболее характерные  особенности самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

    Самые маленькие дошкольники оценивают себя только положительно, как «самых умных», «самых ловких» и так далее. Для маленьких детей «умный» - это прежде всего послушный, тот кто не шалит, не мешает заниматься. Это своеобразная форма сознания самого себя, связанная с развитием познания, чувств и воли ребёнка, когда он способен осознавать лишь чувственно познанную действительность и оценивать себя и других детей оценкой взрослых. Учитывая эти особенности младших дошкольников, воспитатель не может только хвалить их по всякому поводу. Напротив, необходимо указывать детям этого возраста на недостатки в их поведении и давать примеры, как правильно поступать и вести себя. Маленькие дети искренни, доверчивы, склонны подражать взрослым и друг другу. Оценивая действия детей, воспитатель даёт им критерий самооценки: авторитет воспитателя для них непререкаем.

    Самосознание  детей среднего дошкольного возраста имеет свои особенности. Исследование и опыт показывают, что дети от пяти до шести лет в осознании своих умений проявляют некоторую скромность. Большинство из них не ставят себя на первое место, они способны в известной мере адекватно оценивать свою работу, сравнивая её с работами других детей. У детей среднего дошкольного возраста расширяется оценочная аргументация, потому что они больше знают и больше и лучше умеют делать, чем младшие дошкольники.

    Самосознание  ребёнка среднего дошкольного возраста связано с особенностями общего развития его психики. Это возраст  «почемучек» (4-летние «почемучки» задают до 400 вопросов в день), когда дети пытаются понимать причинные связи и зависимости в явлениях окружающей действительности, понимать загадки, пословицы, начинают отличать «правдашнее» и «неправдашнее» у них возникает критическое отношение к действиям взрослых. Они начинают противопоставлять себя другим детям. У них появляется желание похвалиться своими успехами в чём-либо. Неправильная оценка их поступков и действий со стороны воспитателя может вызвать недоверие детей к нему. В этом возрасте развитие личности ребенка особое значение приобретает моральная направленность его сознания и самосознания.

    У старших дошкольников, у которых  формируются многие общие понятия  и отвлечённые формы рассудочной  деятельности, имеют место более  развитое сознание и самосознание. Они дифференцируют понятия <<хороший>>, «плохой», «самый умный» и «не самый умный». Они различают «умный» и «послушный». По их мнению бывают умные, но не послушные. В самооценке они порой проявляют скромность, не желая ставить себя на первое место. Они способны испытывать чувство стыда, если их подозревают в хвастовстве, самохвальстве.

     Их  может обижать незаслуженная  похвала, потому что они способны сами сравнивать и оценивать свою работу с работами других детей в  значительной степени адекватно. Всё это обязывает воспитателя быть строгим, объективным и справедливым ценителем и критиком поведения деятельности старших дошкольников. А для этого воспитатель сам должен быть для детей примером справедливости, скромности. 

      

     Заключение

    Результаты  нашего теоретического исследования с помощью научной психологической и педагогической литературы, позволило делать следующие выводы:

  1. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
  2. В дошкольном возрасте далеко не все свойства личности и психические процессы могут осознаваться ребёнком, так как многие из них находятся в первоначальной стадии развития.
  3. Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки.
  4. Среди продуктов личностного общения одно из главных мест занимает сознание, осознание и самосознание. Опыт общения служит решающим фактором становления и развития сознания, осознания, самосознания.
  5. Стремление к самопознанию и самооценке возникает у детей впервые только в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу как к будущей личности и существу, уже одарённому сознанием. Без такого отношения (при «дефиците общения», по Н.М. Щелованову) у детей не складывается «первая духовная потребность» (А.В. Запорожец), и они впадают в состояние психического маразма (госнитализм).
  6. На протяжении первых семи лет жизни развитие потребности в общении с взрослыми, а с трёх лет - и со сверстниками обуславливает формирование отношения детей к себе. В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление детей к доброжелательному вниманию других людей, а над ним надстраиваются в последовательном порядке стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми. Удовлетворяя эти стремления, ребёнок получает возможность оценить свои успехи и недостатки с помощью взрослых и сверстников в разных сферах активности.
  7. В контактах с взрослыми ребёнок оценивает себя путём сравнения с идеалом, образцом; в контактах со сверстниками -путём сравнения с равными себе существами. Оба способа одинаково необходимы ему для развития самопознания, хотя и обеспечивают последнее по-разному.
  8. В дошкольном возрасте развёртывается умственное сотрудничество ребёнка со взрослыми; на его основе дети усваивают первые научные представления об окружающем мире; резко увеличивается их любознательность (4-летние «почемучки» задают до 400 вопросов в день). Во второй половине дошкольного детства интересы детей сосредоточиваются на явлениях в социальном мире. В общении с взрослыми и сверстниками у детей происходит осознание нравственных норм общежития, складываются представления о своих правах и обязанностях.

Информация о работе Явления самосознания как предмет исследования в психологии