Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.
Объект исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.
2)рассмотреть особенности развития самосознания и самооценки.
3)изучить самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Исследование сознания и его формирование…………………………………..5
1.1 Путь исследования самосознания……………………..…………………..…5
1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8
2 Самосознание дошкольника……………………………………………………..12
2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12
2.2 Развитие самооценки……………………………….………………………….18
2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20
2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21
Заключение…………………………………………………………….……………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………..26
Список используемых источников………………………………………………….28
Приложения…………………………………………………………………………..30
Доказательством этому утверждению служит тот факт, что первоначально дети описывают действия других детей с точки зрения вида движения (например, бежит, бросает) и лишь потом их описание начинает , включать ненаблюдаемые переменные, такие как цель и причина (например, что-то открывает).
Чувство собственности.
Самопознание детей проявляется и в их социальном взаимодействии с другими детьми. Рассмотрим следующий пример. Два 3-летних мальчика, абсолютно незнакомых друг с другом, в присутствии своих мам играют в противоположных углах незнакомой комнаты. В первые 20 минут игры Джек четыре раза брал у Билла игрушки. Ни разу Билл ничего не предпринимал. Он не протестовал, не плакал, не хныкал, не отвечал тем же и не обращался за помощью к матери. Однако после четвёртого «покушения на собственность» Билл оставил свои игрушки, прошёл по комнате и взял у Джека игрушку, с которой тот играл раньше, и отнёс её обратно на свою половину комнаты. Несколько минут спустя Джек попытался отнять у Билла грузовик, с которым тот играл. На этот раз Билл не поддался и успешно сопротивлялся «покушению на собственность».
Почему Билл стал сопротивляться Джеку лишь на пятый раз, ничего не предпринимая до этого? Одно из объяснений может заключаться в том, что регулярное лишение игрушек, в конце концов, разбудило в Билле чувства собственника, несмотря на то, что с этими игрушками он играл впервые. Лишившись какой-либо вещи, ребёнок может попытаться утвердиться в своих правах собственника, сопротивляясь или отобрав у другого ребёнка его игрушки. Это заключение основывается на предположении, что у ребёнка существует концепция «Я», чего-то, что может владеть предметами, хотя бы на некоторое время и распоряжаться ими.
Двухлетние дети, самосознание которых сформировалось несколько раньше, чем у других людей, обычно обладают более развитым чувством собственности. В одном из исследований у 2-летних мальчиков проверяли уровень самосознания с использованием теста с зеркалом, описанного выше. У них также оценивали уровень понимания местоимений «моё», «ты» и «я» и способность взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека. Затем пары мальчиков наблюдали в ходе свободной игры. Мальчики, обладавшие более устойчивым самосознанием, гораздо чаще проявляли чувство собственности в отношении игрушек, чаще кричали «это мой мячик» при приближении к ним какого-либо из детей.
Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что в процессе развития и познания самого себя ребёнок начинает увереннее отстаивать то, что принадлежит ему, и всё чаще вступает в конфликты. Вероятно, это плата человека за приобретённый им дар самосознания. Однако ценности общества, в котором воспитывается ребёнок, могут подогревать или заглушать естественный собственнический инстинкт. Если взрослые не приветствуют подобное поведение, как, например, в израильских кибуцах и китайских коммунах, чувство собственности у детей будет менее развито, чем у большинства детей, воспитывающихся в американских семьях, где частная собственность представляет собой одну из важнейших ценностей.
2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки
Самосознание - это знание и в то же время отношение к себе, как и к определённой личности.
Самосознание - чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти своё место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознание человека, как и его отношение к другим основано на двух различных началах - субъектном и объектном. Субъектное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это -некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально и не имеет подобия (бес - подобно), не подлежит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бес - ценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество и пр.).
Объектное начало отражает представления человека обо всём, к чему приложило местоимение «моё»: моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в группе, - их оценку и значимость. На основе этих представлений складывается самооценка (как отношение к своим конкретным качествам) и образ себя (как представление о своих способностях, возможностях, своём месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я, его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая опосредствует отношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей). Объектное (или предметное) отношение задаёт границы своего Я, своё отличие от других и обособленность.
Эти два начала («Я» и «моё») являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение существенно различаются — как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза.
Возникновение и развитие самосознание ребёнка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. Попытаемся проследить основные этапы этого развития.
В первом полугодии жизни в отношениях младенца с матерью явно доминирует субъектное, личностное начало. При благоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной безусловной любви, которая не зависит от каких-либо других предметных моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень способностей и пр.). В таком общении рождается аффективная связь ребёнка с матерью, которая даёт начало его субъектному самосознанию, - он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого. Такое самоощущение, как и аффективная связь с матерью, является внутренним достоянием младенца и ложится в фундамент его самосознания.
Во втором полугодии с появлением предметно - манипулятивно деятельности отношение ребёнка к взрослому усложняется дифференцируется. Оно начинает опосредоваться предметами предметными действиями. Отношение к матери уже зависит от содержание общения, ребенок начинает дифференцировать положительные и отрицательные воздействия взрослого, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей. Появляется образ своего физического Я (узнавание себя в зеркале). Всё это может свидетельствовать о появлении объектного начала самосознания, которое выражается в образе себя. Вместе с тем сформированность субъектного начала имеет яркое отражение в предметной активности малыша, его самоощущении и в отношениях с близкими взрослыми. Стремление разделить свои впечатления с близкими взрослыми и чувство защищённости в тревожных ситуациях, которое наблюдалось у детей из семьи, свидетельствуют о внутренней связи, сопричастности матери и ребёнка, которая открывает новые возможности освоения мира, даёт уверенность в себе и своей компетентности. При благоприятных условиях развития уже на первом году жизни у ребёнка складываются обе составляющих отношения к себе - субъектное и объектное.
В раннем возрасте возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребёнка - его отношения со сверстниками. В первых формах отношения к сверстнику отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребёнком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нём. Можно предположить, что эмоционально-практическое взаимодействие детей раннего возраста даёт им ощущение своей целостности, активности, которое усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети ещё не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих, так и другого ребёнка). Их отношение к другому ещё не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Всё это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребёнка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребёнок узнаёт себя в другом, что даёт ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.
Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения создают ощущение единства с равными и похожими людьми, которое впоследствии может стать фундаментом более глубоких человеческих отношении. Узнавая себя в своём ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства, для каждого ребёнка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет а себе самом конкретные свойства и качества.
В середине дошкольного возраста происходит серьёзный перелом в отношении ребёнка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Я ребенка опредмечивается, в нём выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо — то есть сверстник. Дошкольник начинает относиться к себе через другого ребёнка, постоянно сравнивая себя с другими. Причём соотнесение себя с другими происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребёнка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится основой самооценки как важной составляющей самосознания. Самооценка дошкольника имеет явно завышенный характер - ребёнок 4-5 лет склонен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими.
К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребёнка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.). Всё это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях отношения 6-7-летнего ребёнка к другим детям. Собственное Я ребёнка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и.оценке своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребёнка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребёнок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как своё поражение.
Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребёнка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность). Специальный анализ психологических особенностей таких проблемных дошкольников показал, что все дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.
Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и пр.
Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам своей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряжённая потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности; тревога о своём Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребёнка.
Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребёнок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности - в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить своё Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание - фиксация на своей самооценке и своём образе. «Я» ребёнка как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.
Информация о работе Явления самосознания как предмет исследования в психологии