Явления самосознания как предмет исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.

Объект исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.

2)рассмотреть особенности развития самосознания и самооценки.

3)изучить самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Исследование сознания и его формирование…………………………………..5

1.1 Путь исследования самосознания……………………..…………………..…5

1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8

2 Самосознание дошкольника……………………………………………………..12

2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12

2.2 Развитие самооценки……………………………….………………………….18

2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20

2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21

Заключение…………………………………………………………….……………..24

Глоссарий……………………………………………………………………………..26

Список используемых источников………………………………………………….28

Приложения…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Общая психология .doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Общая психология
Тема Явления сознания как предмет исследования
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

      

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Исследование  сознания и его формирование…………………………………..5

1.1 Путь исследования самосознания……………………..…………………..…5

1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8

2 Самосознание дошкольника……………………………………………………..12

2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12

2.2  Развитие самооценки……………………………….………………………….18

2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20

2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21

Заключение…………………………………………………………….……………..24

Глоссарий……………………………………………………………………………..26

Список используемых источников………………………………………………….28

Приложения…………………………………………………………………………..30 

     Введение

    Всегда  существовала проблема ответа на вопрос: «Кто я?». Это одна из важных проблем в современной психологии вообще и в отечественной в частности — проблема поиска индивидом, группой, обществом психосоциальной идентичности, потребности в идентичности.

    Исходя  из этого происходит работа для которой  необходимо рассмотреть самосознание.

    Самосознание - это одна из самых таинственных областей человеческой психики. Здесь  рождается один из самых интимных вопросов человеческого бытия: «Кто я такой?», «Что я такое?». Здесь  же рождается и ответ, выраженный процессами самооценки, самоотношения, самоуважения, или самониприятия, самобичевания, самоотрицания.

    Считается, что появление самосознания означает «второе рождение» личности. Коротко  самосознание можно определить как  образ себя и отношение к себе. Такие образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя.

    Но  в каком же возрасте происходит появление  самосознания и как? В раннем возрасте видны лишь истоки, а вот к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию происходит формирование самосознания, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

    Теорий  и высказываний на тему о самосознании большое множество, поэтому возникает  проблема вопроса, что же есть самосознание, в каком возрасте оно проявляется и как? Всё вышесказанное стало основанием для выбора темы исследования «самосознание дошкольника».

    Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.

    Объект  исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.

    Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

    1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.

    2)рассмотреть  особенности развития самосознания  и самооценки.

    3)изучить  самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.

    Для решения поставленных задач был избран комплекс методов, взаимодополняемость которых обеспечивает объективность и научную достоверность результатов исследования. С помощью теоретических методов исследования осуществлялся анализ психолого-педагогической, историко-философской литературы.

    Вопрос  о компонентах самосознания дошкольника  в исследовании рассмотрен не будет, несмотря на то, что он тесно связан с выбранной темой исследования. Коротко выделим основные компоненты самосознания дошкольника в [Приложение 1].

    Результаты  исследования могут быть использованы в практической работе психолога  и педагога. 

     Основная  часть

     1Исследование сознания и его формирование

    1. Путь  исследования самосознания

      С самых ранних исторических времён человек стал настойчиво стремиться познать своё окружение и самого себя. Он самоутверждался и развивался в направлении к самопознанию по мере того, как усиливал свою реальную власть над природой, научался понимать себя через мир вещей. Через осознание преобразуемых им общественных отношений, через постоянное общение с другими людьми, а не посредством личного «я», которое будто бы само себе установилось. Сознание направляется на самого себя, на анализ и оценку своих действий, возможностей, своих личностных качеств, отдельных поступков и поведения в целом. Подчёркивая роль общественного труда в формировании самосознания К.Маркс писал: «... человек интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире».

    Изменяя в процессе деятельности предметы внешнего мира, человек накладывал на них печать своей воли и мысли. При восприятии же созданных им предметов он усматривал в них свои собственные цели. Видя, например, каменный топор, человек воспринимал его не просто как камень, а как вещь, в которой заложена общественная цель её применения и воплощена нужная для этого форма. Иными словами, человек в созданных им вещах усматривал замыслы их создателя.

      Путь формирования самосознания свойственен не только человечеству в целом, но и индивидуальному развитию каждого отдельного человека, что отметил ещё Гегель: «отрок бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами, как неким делом, в котором он получает возможность созерцать своё собственное творение».

      Человек выступает как личность в той мере, в какой он выделяет себя из окружающего мира, и отношение его к миру, к другим людям и самому себе дано ему как отношение, то есть, поскольку он осознаёт и мир и своё отношение к нему и тем самым самого себя. «Для животного его отношение к другим не существует как отношение».

      Жизнь в условиях постоянного взаимного общения людей, социальных норм и контроля требует, чтобы человек осознавал не только внешний мир, но и самого себя. Лишь на этой основе возможна высшая, социально детерминированная саморегуляция личности. Жизнь своими суровыми уроками научила человека осуществлять такое самоопределение.

    Самосознание  появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определённых этических и правовых норм. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, человек берёт на себя полную ответственность за них.

    Изучая  психологию самосознания, проводились исследования и изучение данной задачи. Первые эмпирические исследования самосознания, начавшиеся уже в XIX в., развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного «Эго» путём непосредственного наблюдения за детьми. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией. Такое распространённое в психологии направление, как бихевиоризм, не считало самосознание серьёзной научной проблемой, а персоналистская психология скептически отнеслась к возможности его экспериментального исследования. Кризис этих крайних ориентации способствовал возрастанию научного интереса к данной тематике. Достаточно сказать, что с 1940 по 1970 г. в мире было опубликовано свыше 2 тыс. психологических исследований посвященных проблеме «я» и число их продолжает увеличиваться.

    Предметом таких исследований чаще всего являются структура и компоненты «образа я».

    Так же в отличии от философских теорий, претендующих на раскрытие «истиной природы» и «сущности» «я» в целом, психология пыталась расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований.

    Большинство психологов XIX в., видели в «я» чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закреплённых памятью ассоциаций. Так Дж.Ст.Милль связывал появление «я» с помощью о совершенном действии. По мнению Ч.Пирса «идея Я» возникает у ребёнка в результате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознаётся как причина перемещения.

    В.Вундт  понимает «я» как чувство связи  всех индивидуальных, психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущением.

    В истории философии и психологии высказаны различные точки зрения о природе я, соотношении «я»  и самосознания личности. Эта история  представлена в работах советских  авторов И.С.Кона, А.Г. Спирина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина и других, причём в этих исследованиях отмечается, что не существует ещё единого взгляда на эту проблему.

    Так же проблема самосознания привлекла  внимание многих учёных ещё в 60~е  и 70-е годы, таких учёных как: Е.В. Шорохова, К.К. Платонов; В.П. Гугаринов, А.В. Петровский. Эта проблема остаётся актуальной и в 20-е годы и сейчас.

    Поэтому рассуждать и говорить на тему психологии самосознания можно бесконечно, приводя  в пример множество теорий и высказываний. 

    1. Формирование  самосознания у детей

      Наблюдение за детьми, воспитывающимися в разных культурах, выявило специфическое поведение, отражающее наличие самосознания.

    Узнавание самого себя.

    Одним из главных индикаторов появления  в 2-летнем возрасте является узнавание  себя в зеркале. Сначала детям  в возрасте от 9 до 24 месяцев давали посмотреться в зеркало. Затем их матери незаметно подкрашивали им нос помадой и вновь давали посмотреться в зеркало. Дети младше 18-24 месяцев, увидев след помады у собственного отражения, не дотрагивались до своего носа или лица, в то же время две трети 24-месячных детей щупали свой нос. Вскоре, после того как дети начинают указывать на свой испачканный помадой нос, они начинают также использовать местоимения «я», «моё» и «ты», что говорит о наличии способности проводить границу между собой и другими людьми.

    Время появления чувства «Я», вероятно, обусловлено процессом созревания. В пользу этого заключения свидетельствуют  результаты лонгитюдного исследования глухой девочки (родившейся у глухих родителей), обучавшейся американскому  языку глухонемых. В середине 2-го года жизни, в возрасте, когда слышащие дети начинают комментировать свои действия в процессе их выполнения, девочка начала использовать знаки, относящиеся к ней самой. Таким образом, дети, использующие разные системы символов, начинают упоминать самих себя примерно в одном возрасте.

    Описание  собственного поведения. Самосознание детей проявляется не только в  том, что они употребляют местоимение  «Я», но и в осознании собственных  действий. Научившись составлять предложения из 3-4 слов, включающие глаголы, дети начинают комментировать собственные действия в процессе их выполнения. Двухлетний ребёнок говорит «залез», забравшись на стул, «исправлю», пытаясь собрать рассыпавшуюся башню из кубиков, или «хочу печенье», направляясь на кухню.

    Дети  чаще описывают собственные действия, а не поведение других. Этому может быть несколько объяснений. Одно из них заключается в том, что дети более всего увлечены собственной деятельностью. Как следствие, они предпочитают описывать своё* поведение, а не поведение других. Ещё одна возможная причина: первоначально дети не осознают, что другие люди, как и они сами, являются субъектами собственных действий. Понимание мотивов своих действий приводит к более ясному осознанию себя субъектом деятельности; лишь в последствии ребёнок распространяет это качество на других людей.

Информация о работе Явления самосознания как предмет исследования в психологии