Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:54, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.
Объект исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.
2)рассмотреть особенности развития самосознания и самооценки.
3)изучить самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Исследование сознания и его формирование…………………………………..5
1.1 Путь исследования самосознания……………………..…………………..…5
1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8
2 Самосознание дошкольника……………………………………………………..12
2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12
2.2 Развитие самооценки……………………………….………………………….18
2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20
2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21
Заключение…………………………………………………………….……………..24
Глоссарий……………………………………………………………………………..26
Список используемых источников………………………………………………….28
Приложения…………………………………………………………………………..30
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Общая психология |
Тема | Явления сознания как предмет исследования |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
1 Исследование
сознания и его формирование………
1.1 Путь исследования
самосознания……………………..………………….
1.2Формирование самосознания у детей…………………………………………..8
2 Самосознание
дошкольника…………………………………………………
2.1 Дошкольник, развитие его самосознания и самооценки ..………………..…12
2.2 Развитие
самооценки……………………………….…………………
2.3 0бщение и самосознание. Форма общения…………………………………….20
2.4 Особенности самосознания и самооценки……………….……………………21
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых
источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Всегда существовала проблема ответа на вопрос: «Кто я?». Это одна из важных проблем в современной психологии вообще и в отечественной в частности — проблема поиска индивидом, группой, обществом психосоциальной идентичности, потребности в идентичности.
Исходя из этого происходит работа для которой необходимо рассмотреть самосознание.
Самосознание - это одна из самых таинственных областей человеческой психики. Здесь рождается один из самых интимных вопросов человеческого бытия: «Кто я такой?», «Что я такое?». Здесь же рождается и ответ, выраженный процессами самооценки, самоотношения, самоуважения, или самониприятия, самобичевания, самоотрицания.
Считается,
что появление самосознания означает
«второе рождение» личности. Коротко
самосознание можно определить как
образ себя и отношение к себе.
Такие образ и отношение
Но в каком же возрасте происходит появление самосознания и как? В раннем возрасте видны лишь истоки, а вот к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию происходит формирование самосознания, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Теорий и высказываний на тему о самосознании большое множество, поэтому возникает проблема вопроса, что же есть самосознание, в каком возрасте оно проявляется и как? Всё вышесказанное стало основанием для выбора темы исследования «самосознание дошкольника».
Целью нашего исследования является изучение самосознания дошкольника.
Объект исследования: дошкольник - как индивидуальный субъект. Предмет исследования: особенности его самосознания.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1)ознакомится с формированием, изучением и исследованием самосознания.
2)рассмотреть
особенности развития
3)изучить самосознание дошкольника, особенности самосознания и самооценки.
Для решения поставленных задач был избран комплекс методов, взаимодополняемость которых обеспечивает объективность и научную достоверность результатов исследования. С помощью теоретических методов исследования осуществлялся анализ психолого-педагогической, историко-философской литературы.
Вопрос
о компонентах самосознания дошкольника
в исследовании рассмотрен не будет,
несмотря на то, что он тесно связан
с выбранной темой
Результаты
исследования могут быть использованы
в практической работе психолога
и педагога.
С самых ранних исторических времён человек стал настойчиво стремиться познать своё окружение и самого себя. Он самоутверждался и развивался в направлении к самопознанию по мере того, как усиливал свою реальную власть над природой, научался понимать себя через мир вещей. Через осознание преобразуемых им общественных отношений, через постоянное общение с другими людьми, а не посредством личного «я», которое будто бы само себе установилось. Сознание направляется на самого себя, на анализ и оценку своих действий, возможностей, своих личностных качеств, отдельных поступков и поведения в целом. Подчёркивая роль общественного труда в формировании самосознания К.Маркс писал: «... человек интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире».
Изменяя в процессе деятельности предметы внешнего мира, человек накладывал на них печать своей воли и мысли. При восприятии же созданных им предметов он усматривал в них свои собственные цели. Видя, например, каменный топор, человек воспринимал его не просто как камень, а как вещь, в которой заложена общественная цель её применения и воплощена нужная для этого форма. Иными словами, человек в созданных им вещах усматривал замыслы их создателя.
Путь формирования самосознания свойственен не только человечеству в целом, но и индивидуальному развитию каждого отдельного человека, что отметил ещё Гегель: «отрок бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами, как неким делом, в котором он получает возможность созерцать своё собственное творение».
Человек выступает как личность в той мере, в какой он выделяет себя из окружающего мира, и отношение его к миру, к другим людям и самому себе дано ему как отношение, то есть, поскольку он осознаёт и мир и своё отношение к нему и тем самым самого себя. «Для животного его отношение к другим не существует как отношение».
Жизнь в условиях постоянного взаимного общения людей, социальных норм и контроля требует, чтобы человек осознавал не только внешний мир, но и самого себя. Лишь на этой основе возможна высшая, социально детерминированная саморегуляция личности. Жизнь своими суровыми уроками научила человека осуществлять такое самоопределение.
Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определённых этических и правовых норм. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, человек берёт на себя полную ответственность за них.
Изучая психологию самосознания, проводились исследования и изучение данной задачи. Первые эмпирические исследования самосознания, начавшиеся уже в XIX в., развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного «Эго» путём непосредственного наблюдения за детьми. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией. Такое распространённое в психологии направление, как бихевиоризм, не считало самосознание серьёзной научной проблемой, а персоналистская психология скептически отнеслась к возможности его экспериментального исследования. Кризис этих крайних ориентации способствовал возрастанию научного интереса к данной тематике. Достаточно сказать, что с 1940 по 1970 г. в мире было опубликовано свыше 2 тыс. психологических исследований посвященных проблеме «я» и число их продолжает увеличиваться.
Предметом таких исследований чаще всего являются структура и компоненты «образа я».
Так же в отличии от философских теорий, претендующих на раскрытие «истиной природы» и «сущности» «я» в целом, психология пыталась расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом экспериментальных исследований.
Большинство психологов XIX в., видели в «я» чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закреплённых памятью ассоциаций. Так Дж.Ст.Милль связывал появление «я» с помощью о совершенном действии. По мнению Ч.Пирса «идея Я» возникает у ребёнка в результате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознаётся как причина перемещения.
В.Вундт понимает «я» как чувство связи всех индивидуальных, психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущением.
В
истории философии и психологии
высказаны различные точки
Так же проблема самосознания привлекла внимание многих учёных ещё в 60~е и 70-е годы, таких учёных как: Е.В. Шорохова, К.К. Платонов; В.П. Гугаринов, А.В. Петровский. Эта проблема остаётся актуальной и в 20-е годы и сейчас.
Поэтому
рассуждать и говорить на тему психологии
самосознания можно бесконечно, приводя
в пример множество теорий и высказываний.
Наблюдение за детьми, воспитывающимися в разных культурах, выявило специфическое поведение, отражающее наличие самосознания.
Узнавание самого себя.
Одним из главных индикаторов появления в 2-летнем возрасте является узнавание себя в зеркале. Сначала детям в возрасте от 9 до 24 месяцев давали посмотреться в зеркало. Затем их матери незаметно подкрашивали им нос помадой и вновь давали посмотреться в зеркало. Дети младше 18-24 месяцев, увидев след помады у собственного отражения, не дотрагивались до своего носа или лица, в то же время две трети 24-месячных детей щупали свой нос. Вскоре, после того как дети начинают указывать на свой испачканный помадой нос, они начинают также использовать местоимения «я», «моё» и «ты», что говорит о наличии способности проводить границу между собой и другими людьми.
Время
появления чувства «Я», вероятно,
обусловлено процессом
Описание
собственного поведения. Самосознание
детей проявляется не только в
том, что они употребляют
Дети чаще описывают собственные действия, а не поведение других. Этому может быть несколько объяснений. Одно из них заключается в том, что дети более всего увлечены собственной деятельностью. Как следствие, они предпочитают описывать своё* поведение, а не поведение других. Ещё одна возможная причина: первоначально дети не осознают, что другие люди, как и они сами, являются субъектами собственных действий. Понимание мотивов своих действий приводит к более ясному осознанию себя субъектом деятельности; лишь в последствии ребёнок распространяет это качество на других людей.
Информация о работе Явления самосознания как предмет исследования в психологии