Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучение тревоги как психологической категории.
2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста 10
1.3. Особенности поведения тревожных детей 14
Глава 2. Организация и методики исследования 21
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 21
2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса» 21
2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора 23
Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков 24
3.1.Особенности тревожности у подростков 24
3.2.Особенности успеваемости у подростков 28
3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением 29
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения ……………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

взаимосвязь тревожнотсти и уровня шк оупсевам подрсотков.doc

— 485.50 Кб (Скачать)
 

      

Заключение

     Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:

  • эмоции представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний; различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека; тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения;
  • подростковый  возраст характеризуется эмоциональной  неустойчивостью и резкими колебаниями  настроения; подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками  и родителями; уровень тревожности подростков зависит от степени самооценки;
  • причиной  возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях -  повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.

     Практическое  исследование показало, что:

  • ученикам общеобразовательного класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями;
  • ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.

      Следовательно, существует сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.

      Анализ  успеваемости учеников показал, что выявлены различия в динамике уровня успеваемости – у учеников профильного класса при переходе в среднее звено успеваемость ухудшилась, у учеников профильного класса при переходе детей в среднее звено успеваемость осталась на прежнем уровне.

     Корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи успеваемости и тревожности у учеников профильного класса:

  • наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;
  • неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состояния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе; 
  • дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;
  • общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориентацией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и негативным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;
  • взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

     Следовательно, существуют как сходства, так и отличия в переживании тревожности и успеваемости учеников общеобразовательного и профильного класса; существуют взаимосвязи успеваемости и тревожности и учеников профильного класса. Гипотеза исследования подтвердилась.

      

 

Список  литературы

 
  1. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы  эмоциональной напряжённости (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и  коррекция). - Л.: Знание, 1986. - 284с.
  2. Астапов В.М. Навыки контроля тревоги у подростков // Прикладная психология, 2001, №1. - С.67-71.
  3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.:  Владос – Пресс, 2001. - 220с.
  4. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей // Прикладная психология, 2002, №2. - С.45-53.
  5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Знание, 1993. - 190с.
  6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 285с.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 228с.
  8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. - М.: Просвещение, 1980. - 217с.
  9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.  - М.: МГУ, 1976. – 244с
  10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - 370с.
  11. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков // Под ред. Беличевой С.А. - М.: Просвещение,1999. - 225с.
  12. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А.,  Коробейникова, И.А., Кумариной Г.Ф. - М.: Просвещение, 1992. - 301с.
  13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение,1993. - 217с.
  14. Изард К. Психология эмоций. - СП-б.: Питер, 2000. - 464с.
  15. Кантонистова Н.С. Особенности формирования личности у подростков и их связь с состоянием психического развития. // Здоровье, развитие, личности. / Под ред. Сердюковской Г.Н. - М.: Знание, 1990. - 315с.
  16. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Политиздат,1987. - 217с.
  17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 492с.
  18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.
  19. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1999. № 1. - С. 131 – 138.
  20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Знание, 1983. - 416с.
  21. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17  лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика, 1988. - 395с.
  22. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологические науки и образование, 1988, №2. - С.53-58.
  23. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 394с.
  24. Психология современного подростка / Под  ред. Д.И. Фельштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 298с.
  25. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д.: - Феникс, 2003. - 381с.
  26. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СП-б.: Питер, 2001. - 368с.
  27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Просвещение, 1989. -314с.
 
 
 

 

     Приложения 

     Приложение 1

Тест тейлора      
         
     
         
1 10   1 11
2 7   2 13
3 11   3 11
4 13   4 11
5 11   5 13
6 10   6 10
7 13   7 11
8 15   8 12
9 14   9 11
10 13   10 14
11 10   11 12
12 14   12 12
13 13   13 13
14 16   14 15
15 13   15 23
16 14   16 13
17 13   17 24
18 23   18 20
19 20   19 12
20 10   20 13
21 23   21 13
22 17   22 11
23 11   23 10
24 25   24 12
25 22   25 11
26 15      
  14,46154     13,33333
 

 

     Приложение 2

     Сводная ведомость успеваемости школьников за 3 и 5 классы 

общеобразовательный     математический  
         
     
1 5 5   1 5 5
2 4 4   2 5 5
3 5 5   3 4 5
4 4 3   4 5 5
5 4 4   5 4 3
6 4 4   6 4 4
7 5 3   7 5 5
8 5 5   8 4 4
9 4 4   9 4 5
10 5 4   10 5 4
11 5 4   11 4 4
12 4 4   12 5 4
13 4 4   13 4 5
14 5 4   14 5 4
15 3 4   15 4 5
16 4 4   16 5 4
17 4 4   17 4 4
18 5 4   18 5 4
19 4 3   19 5 5
20 5 4   20 4 4
21 4 4   21 5 4
22 4 3   22 4 5
23 4 4   23 4 4
24 5 4   24 4 5
25 4 3   25 5 5
26 5 4     4,48 4,44
  4,384615 3,923077        
 

 

     

     Приложение 3

     Корреляционная  матрица (профильный класс) 

      Корреляции (Spreadsheet1) Marked correlations are significant at p < ,05000 
     
    N=25 (Casewise deletion of missing data)
                           
                             
      Соц стр Фрустр потр Страх сам Страх пров Страх несоот Низкая физ Пробл в отнош с учит Общ тр Тр тейл Успев 5 кл    
    Соц стр 1,00 0,49 0,02 -0,07 0,00 0,06 0,52 0,29 0,03 -0,01    
    Фрустр потр 0,49 1,00 0,18 -0,05 0,27 0,05 0,44 0,20 0,07 0,55    
    Страх сам 0,02 0,18 1,00 0,23 0,11 0,12 -0,07 -0,17 0,01 -0,12    
    Страх пров -0,07 -0,05 0,23 1,00 -0,01 0,21 0,22 0,02 0,08 -0,05    
    Страх несоотв 0,00 0,27 0,11 -0,01 1,00 0,06 0,29 0,46 0,24 -0,02    
    Низк физ 0,06 0,05 0,12 0,21 0,06 1,00 0,10 0,30 -0,09 0,03    
    Пробл в общ 0,52 0,44 -0,07 0,22 0,29 0,10 1,00 0,64 0,45 0,15    
    Общ тр 0,29 0,20 -0,17 0,02 0,46 0,30 0,64 1,00 0,24 0,11    
    Тр тейл 0,03 0,07 0,01 0,08 0,24 -0,09 0,45 0,24 1,00 -0,12    
    Усп 5 кл -0,01 0,55 -0,12 -0,05 -0,02 0,03 0,15 0,11 -0,12 1,00    

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков