Заключение
Таким образом, анализ
литературы по проблеме исследования
показал, что:
- эмоции
представляют собой отражение реальной
действительности в форме переживаний;
различные формы переживания чувств (эмоции,
аффекты, настроения, стрессы, страсти
и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную
сферу человека; тревожность - индивидуальная
психологическая особенность, состоящая
в повышенной склонности испытывать беспокойство
в различных жизненных ситуациях, в том
числе и тех, объективные характеристики
которых к этому не предрасполагают. Тревога
является важнейшим источником агрессивного
поведения;
- подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения; подростки наиболее тревожны
в отношениях с одноклассниками
и родителями; уровень тревожности
подростков зависит от степени самооценки;
- причиной
возникновения тревожности является внутренний
конфликт, когда одно желание противоречит
другому, одна потребность мешает другой,
что ведёт к потере ориентиров, неуверенности
в окружающем мире; тревожность может
иметь как немедленные последствия для
развития личности, так и оказывать влияние
через длительный период времени; тревожность
как устойчивое качество личности подростка
способствует проявлению некоторых особенностей,
негативно сказывающихся на социальных
взаимодействиях - повышенную чувствительность
к мнению окружающих, ранимость, нервозность,
предчувствие неудачи, эмоциональную
напряженность в контактах и т.д.
Практическое
исследование показало, что:
- ученикам
общеобразовательного класса свойственны
следующие переживания школьной тревожности:
страх несоответствовать ожиданиям окружающих,
страх самовыражения, страх ситуации проверки
знаний. Наименее выраженным являются
проблемы и страхи в отношениях с учителями;
- ученикам
профильного математического класса свойственны
следующие переживания школьной тревожности:
страх несоответствовать ожиданиям окружающих,
страх самовыражения, страх ситуации проверки
знаний и фрустрация потребности в достижении
успеха. Наименее выраженным являются
проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Следовательно,
существует сходство в переживании
школьной тревожности у подростков общеобразовательного
и профильного класса. Отличным является
наличие в структуре факторов тревожности
фрустрации потребности в достижении
успеха у учеников профильного класса.
Анализ
успеваемости учеников показал, что выявлены
различия в динамике уровня успеваемости
– у учеников профильного класса при переходе
в среднее звено успеваемость ухудшилась,
у учеников профильного класса при переходе
детей в среднее звено успеваемость осталась
на прежнем уровне.
Корреляционный
анализ позволил выявить следующие взаимосвязи
успеваемости и тревожности у учеников
профильного класса:
- наибольшее
количество значимых взаимосвязей выявлено
у показателей фрустрация потребности
в достижении успеха и проблемы и страхи
в отношениях с учителем;
- неблагоприятный
психический фон, не позволяющий ребенку
развивать свои потребности в успехе,
в достижении высокого результата развивается
на фоне негативного эмоционального состояния
ребенка в ситуации социальных контактов
со сверстниками и со взрослыми в школе;
- дети, которые
стремятся максимально реализовать свои
способности, имеют лучшую успеваемость;
низкая мотивированность учебной деятельности
приводит к снижению успеваемости у подростков;
- общий неблагоприятный
фон школьной жизни определяется как ориентацией
подростков на оценку своих результатов
со стороны окружающих, так и негативным
эмоциональным фоном отношений ученика
с учителями;
- взаимоотношения
с педагогами являются одним из наиболее
стрессовых факторов школьного обучения
подростков профильного класса.
Следовательно,
существуют как сходства, так и отличия
в переживании тревожности и успеваемости
учеников общеобразовательного и профильного
класса; существуют взаимосвязи успеваемости
и тревожности и учеников профильного
класса. Гипотеза исследования подтвердилась.
Список
литературы
- Александровский
Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы
эмоциональной напряжённости (дефиниция,
диагностика, пути предупреждения и
коррекция). - Л.: Знание, 1986. - 284с.
- Астапов В.М.
Навыки контроля тревоги у подростков
// Прикладная психология, 2001, №1. - С.67-71.
- Астапов В.М.
Тревожность у детей. - М.: Владос –
Пресс, 2001. - 220с.
- Астапов В.М.
Тревожные расстройства у детей // Прикладная
психология, 2002, №2. - С.45-53.
- Бадмаев С.А.
Психологическая коррекция отклоняющегося
поведения школьников. - М.: Знание, 1993.
- 190с.
- Божович Л.И.
Изучение мотивации поведения детей и
подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 285с.
- Бреслав Г.М.
Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: Норма и отклонения.
- М.: Педагогика, 1990. - 228с.
- Бурменская
Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастное
психологическое консультирование: Проблемы
психического развития детей. - М.: Просвещение,
1980. - 217с.
- Вилюнас В.К.
Психология эмоциональных явлений.
- М.: МГУ, 1976. – 244с
- Выготский
Л.С. Исторический смысл психологического
кризиса // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика,
1982. - 370с.
- Диагностика
и коррекция социальной дезадаптации
подростков // Под ред. Беличевой С.А. - М.:
Просвещение,1999. - 225с.
- Диагностика
школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой
С.А., Коробейникова, И.А., Кумариной
Г.Ф. - М.: Просвещение, 1992. - 301с.
- Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребёнка. - М.: Просвещение,1993. - 217с.
- Изард К.
Психология эмоций. - СП-б.: Питер, 2000. -
464с.
- Кантонистова
Н.С. Особенности формирования личности
у подростков и их связь с состоянием психического
развития. // Здоровье, развитие, личности.
/ Под ред. Сердюковской Г.Н. - М.: Знание,
1990. - 315с.
- Кон И. С.
Психология ранней юности. - М.: Политиздат,1987.
- 217с.
- Крайг Г.
Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
- 492с.
- Лебединский
В.В. Нарушения психического развития
у детей. - М.: Просвещение, 1985. - 336с.
- Левитов
Н.Д. Психическое состояние беспокойства,
тревоги // Вопросы психологии, 1999. № 1.
- С. 131 – 138.
- Личко А.Е.
Психопатии и акцентуации характера у
подростков. - Л.: Знание, 1983. - 416с.
- Особенности
обучения и психического развития школьников
13 - 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С.
Круглова. - М.: Педагогика, 1988. - 395с.
- Прихожан
А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности // Психологические науки
и образование, 1988, №2. - С.53-58.
- Психология:
Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.
Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 394с.
- Психология
современного подростка / Под ред. Д.И.
Фельштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 298с.
- Столяренко
Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов
н/Д.: - Феникс, 2003. - 381с.
- Тревога
и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. -
СП-б.: Питер, 2001. - 368с.
- Фельдштейн
Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.
- М.: Просвещение, 1989. -314с.
Приложения
Приложение
1
| Тест
тейлора |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 6а |
|
|
6Б |
|
| |
|
|
|
|
| 1 |
10 |
|
1 |
11 |
| 2 |
7 |
|
2 |
13 |
| 3 |
11 |
|
3 |
11 |
| 4 |
13 |
|
4 |
11 |
| 5 |
11 |
|
5 |
13 |
| 6 |
10 |
|
6 |
10 |
| 7 |
13 |
|
7 |
11 |
| 8 |
15 |
|
8 |
12 |
| 9 |
14 |
|
9 |
11 |
| 10 |
13 |
|
10 |
14 |
| 11 |
10 |
|
11 |
12 |
| 12 |
14 |
|
12 |
12 |
| 13 |
13 |
|
13 |
13 |
| 14 |
16 |
|
14 |
15 |
| 15 |
13 |
|
15 |
23 |
| 16 |
14 |
|
16 |
13 |
| 17 |
13 |
|
17 |
24 |
| 18 |
23 |
|
18 |
20 |
| 19 |
20 |
|
19 |
12 |
| 20 |
10 |
|
20 |
13 |
| 21 |
23 |
|
21 |
13 |
| 22 |
17 |
|
22 |
11 |
| 23 |
11 |
|
23 |
10 |
| 24 |
25 |
|
24 |
12 |
| 25 |
22 |
|
25 |
11 |
| 26 |
15 |
|
|
|
| |
14,46154 |
|
|
13,33333 |
Приложение 2
Сводная
ведомость успеваемости школьников
за 3 и 5 классы
| общеобразовательный |
|
|
математический |
|
| 6а |
|
|
|
6Б |
|
|
| |
3А |
5А |
|
|
3Б |
5Б |
| 1 |
5 |
5 |
|
1 |
5 |
5 |
| 2 |
4 |
4 |
|
2 |
5 |
5 |
| 3 |
5 |
5 |
|
3 |
4 |
5 |
| 4 |
4 |
3 |
|
4 |
5 |
5 |
| 5 |
4 |
4 |
|
5 |
4 |
3 |
| 6 |
4 |
4 |
|
6 |
4 |
4 |
| 7 |
5 |
3 |
|
7 |
5 |
5 |
| 8 |
5 |
5 |
|
8 |
4 |
4 |
| 9 |
4 |
4 |
|
9 |
4 |
5 |
| 10 |
5 |
4 |
|
10 |
5 |
4 |
| 11 |
5 |
4 |
|
11 |
4 |
4 |
| 12 |
4 |
4 |
|
12 |
5 |
4 |
| 13 |
4 |
4 |
|
13 |
4 |
5 |
| 14 |
5 |
4 |
|
14 |
5 |
4 |
| 15 |
3 |
4 |
|
15 |
4 |
5 |
| 16 |
4 |
4 |
|
16 |
5 |
4 |
| 17 |
4 |
4 |
|
17 |
4 |
4 |
| 18 |
5 |
4 |
|
18 |
5 |
4 |
| 19 |
4 |
3 |
|
19 |
5 |
5 |
| 20 |
5 |
4 |
|
20 |
4 |
4 |
| 21 |
4 |
4 |
|
21 |
5 |
4 |
| 22 |
4 |
3 |
|
22 |
4 |
5 |
| 23 |
4 |
4 |
|
23 |
4 |
4 |
| 24 |
5 |
4 |
|
24 |
4 |
5 |
| 25 |
4 |
3 |
|
25 |
5 |
5 |
| 26 |
5 |
4 |
|
|
4,48 |
4,44 |
| |
4,384615 |
3,923077 |
|
|
|
|
Приложение
3
Корреляционная
матрица (профильный класс)
| |
Корреляции (Spreadsheet1)
Marked correlations are significant at p < ,05000
N=25 (Casewise deletion of missing data) |
| |
6Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Соц стр |
Фрустр потр |
Страх сам |
Страх пров |
Страх несоот |
Низкая физ |
Пробл в отнош с учит |
Общ тр |
Тр тейл |
Успев 5 кл |
|
|
| Соц
стр |
1,00 |
0,49 |
0,02 |
-0,07 |
0,00 |
0,06 |
0,52 |
0,29 |
0,03 |
-0,01 |
|
|
| Фрустр
потр |
0,49 |
1,00 |
0,18 |
-0,05 |
0,27 |
0,05 |
0,44 |
0,20 |
0,07 |
0,55 |
|
|
| Страх
сам |
0,02 |
0,18 |
1,00 |
0,23 |
0,11 |
0,12 |
-0,07 |
-0,17 |
0,01 |
-0,12 |
|
|
| Страх
пров |
-0,07 |
-0,05 |
0,23 |
1,00 |
-0,01 |
0,21 |
0,22 |
0,02 |
0,08 |
-0,05 |
|
|
| Страх
несоотв |
0,00 |
0,27 |
0,11 |
-0,01 |
1,00 |
0,06 |
0,29 |
0,46 |
0,24 |
-0,02 |
|
|
| Низк
физ |
0,06 |
0,05 |
0,12 |
0,21 |
0,06 |
1,00 |
0,10 |
0,30 |
-0,09 |
0,03 |
|
|
| Пробл
в общ |
0,52 |
0,44 |
-0,07 |
0,22 |
0,29 |
0,10 |
1,00 |
0,64 |
0,45 |
0,15 |
|
|
| Общ
тр |
0,29 |
0,20 |
-0,17 |
0,02 |
0,46 |
0,30 |
0,64 |
1,00 |
0,24 |
0,11 |
|
|
| Тр тейл |
0,03 |
0,07 |
0,01 |
0,08 |
0,24 |
-0,09 |
0,45 |
0,24 |
1,00 |
-0,12 |
|
|
| Усп
5 кл |
-0,01 |
0,55 |
-0,12 |
-0,05 |
-0,02 |
0,03 |
0,15 |
0,11 |
-0,12 |
1,00 |
|
|