Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучение тревоги как психологической категории.
2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста 10
1.3. Особенности поведения тревожных детей 14
Глава 2. Организация и методики исследования 21
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 21
2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса» 21
2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора 23
Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков 24
3.1.Особенности тревожности у подростков 24
3.2.Особенности успеваемости у подростков 28
3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением 29
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения ……………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

взаимосвязь тревожнотсти и уровня шк оупсевам подрсотков.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

     А.М. Прихожан выделяет две основных категории тревожности: 1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в резкой степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения [22,c.54].

     Внутри  этих категорий были выявлены и подверглись  специальному анализу различные  формы тревожности. Выделим три  формы открытой тревожности:

  1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
  2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой подростки самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.

     Важной  характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается  подростками как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

  1. Культивируемая тревожность – тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющая добиться немалого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов.

     Тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях. Называют повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д. [6,c.53]

     Закрепившись  как личностная черта, тревожность  начинает сильно снижать возможности  ребёнка, влияет на уровень адаптации в среде общения, в крайних вариантах приводя к аутичности.

     С другой стороны, развитие тревожности  можно рассматривать в качестве социального механизма регуляции  поведения в сторону более  приемлемого в социуме. Следовательно, тревожность способствует социальной адаптации.

     Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждающих, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Между тем потребность подростка в самонаблюдении, самооценки, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает, как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и неправильным, чего следует добиваться и от чего воздерживаться. То есть интерес к себе возникает из потребности жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то они ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при правильно организованной деятельности лишь потребности в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Усложняются в этот период отношения со сверстниками [16.с.86].

     Подросток испытывает особую потребность в  дружеских отношениях, где только и возможна система реального  равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную позицию по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность и мнительность.

     Подростки чутко улавливают отношение к  ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.

     Конфликты в школе могут приводить к  требующим коррекции поведенческим нарушениям, например, к «школофобии», в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка. Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т. д.), экономическое положение родителей, образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

     Таким образом, причиной возникновения тревожности является внутренний конфликт, когда одно желание противоречит другому, одна потребность мешает другой, что ведёт к потере ориентиров, неуверенности в окружающем мире; тревожность может иметь как немедленные последствия для развития личности, так и оказывать влияние через длительный период времени; тревожность как устойчивое качество личности подростка способствует проявлению некоторых особенностей, негативно сказывающихся на социальных взаимодействиях -  повышенную чувствительность к мнению окружающих, ранимость, нервозность, предчувствие неудачи, эмоциональную напряженность в контактах и т.д.

 

     Глава 2. Организация и методики исследования

     2.1. Организация исследования  и характеристика  выборки

 

     Практическая  часть исследования проводилась  в марте – апреле 2010г. на базе МОУ СОШ «Гимназия №17» города Перми. В исследовании принимал участие 51 ученик, из них 26 человек – ученики общеобразовательного 6 «А» класса и 25 человек – ученики 6 «Б» – класса с математическим уклоном. Возраст испытуемых – 12-13 лет.

     Для достижения целей  исследования анализировалась динамика успеваемости учеников по математике по школьным журналам за 3 и 5 классы.  

     Кроме этого были использованы следующие методики исследования: тест школьной тревожности Филипса и личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора.

2.2. Методика диагностики  уровня школьной  тревожности «тест  Филлипса»

 

    Цель: Изучение «уровня и характера  тревожности», связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест  состоит из 58 вопросов, которые зачитывались школьникам. На каждый вопрос требовалось  однозначно ответить «Да» или «Нет».

      Школьникам предлагалась следующая инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

     На  листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая  на вопрос, записывайте его номер  и ответ, если Вы согласны с ним, или  если не согласны".

    Содержательная  характеристика каждого  синдрома (фактора)

    1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

     4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя Другим, демонстрации своих возможностей.

     5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

     6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

     7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

     8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

     2.2. Личностная шкала  проявления тревоги  Дж. Тейлора

    Цель: определение уровня тревожности.  Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.).

    Тест  содержит 50 утверждений, которые зачитывались школьникам. На каждое утверждение  требовалось однозначно ответить «Да» или «Нет». Школьникам предлагалась следующая инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник из ряда утверждений. Отвечайте «да» - если согласны и «нет» - если не согласны.

    Суммарная оценка:

    40—50 баллов рассматриваются как показатель  очень высокого уровня тревоги; 

    25—40 баллов свидетельствуют о высоком  уровне тревоги; 

    15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;

    0—5  баллов — о низком уровне  тревоги.

    Результаты  исследования были проанализированы с  помощью анализа процентных соотношений, анализа средних величин, методом  математической статистики – корреляционным анализом Пирсона с использованием программы «STATISTICA 6» for Windows

 

     Глава 3. Результаты исследования

     3.1.Особенности тревожности у подростков

 
 

      Как отмечалось выше, для изучения школьной тревожности использовался тест Филлипса. Были определены наиболее тревожащие испытуемых подростков факторы школьной тревожности. Результаты по выборке учащихся общеобразовательного профиля представлены в таблице 1.

      Таблица 1.

      Факторы, наиболее и наименее тревожащие учащихся 6 «А» класса 

Фактор Кол-во чел с  повышенным и высоким уровнем  тревожности % «Рейтинг страха»

(место)

1.Общая  тревожность в школе 5 19,2 6
2.Прееживание  социального стресса 7 26,9 4
3.Фрустрация  потребности в достижении успеха 6 23,1 5
4.Страх  самовыражения 10 38,5 2
5.Страх  ситуации проверки знаний 9 34,6 3
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 12 46,2 1
7.Низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу 7 26,9 4
8.Проблемы  и страхи в отношениях с  учителями  2 7,7 7

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков