Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучение тревоги как психологической категории.
2. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.
3. Практическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Феномен тревожности в психологической науке 5
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Особенности тревожности у детей подросткового возраста 10
1.3. Особенности поведения тревожных детей 14
Глава 2. Организация и методики исследования 21
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 21
2.2. Методы исследования уровня школьной тревожности «тест Филлипса» 21
2.3. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора 23
Глава 3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у подростков 24
3.1.Особенности тревожности у подростков 24
3.2.Особенности успеваемости у подростков 28
3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением 29
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения ……………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

взаимосвязь тревожнотсти и уровня шк оупсевам подрсотков.doc

— 485.50 Кб (Скачать)
 

      Как показал анализ таблицы, у учеников общеобразовательного профиля наиболее выраженным является страх несоответствовать ожиданиям окружающих (12 человек – 46.2%). Ученики данной группы ориентированы на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, склонны испытывать тревогу по поводу оценок, даваемых окружающим, нередко ожидают негативные оценки.

      Следующим по выраженности в группе школьников является показатель страх самовыражения (10 человек – 38,5). Испытуемые склонны  к негативным эмоциональным переживаниям ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

      На  третьем месте по выраженности стоит  страх ситуации проверки знаний (9 человек  – 34,6%). Можно отметить, что школьники  данной группы в целом негативно относятся к контролю знаний и склонны переживать тревогу в подобных, особенно публичных, ситуациях.

      Что касается самого низкого рейтинга, то он выявлен у показателя проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 7,7%). Ученики общеобразовательного класса в большинстве своём спокойны и адекватны в отношениях с учителями, не склонны испытывать необоснованные страхи при взаимодействии с ними.

      Таким образом, можно отметить, что ученикам общеобразовательного класса свойственны  следующие переживания школьной тревожности: страх несоответствовать  ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями.

      Результаты  по выборке учащихся математического  профиля представлены в таблице 2.

 

       Таблица 2.

      Факторы, наиболее и наименее тревожащие учащихся 6 «Б» класса 

Фактор Кол-во чел с  повышенным и высоким уровнем  тревожности % «Рейтинг страха»

(место)

1.Общая  тревожность в школе 3 12 5
2.Прееживание  социального стресса 4 16 4
3.Фрустрация  потребности в достижении успеха 5 20 3
4.Страх  самовыражения 9 36 2
5.Страх  ситуации проверки знаний 5 20 3
6.Страх  несоответствовать ожиданиям окружающих 10 40 1
7.Низкая  физиологическая сопротивляемость  стрессу 4 16 4
8.Проблемы  и страхи в отношениях с  учителями  2 8 6
 

      Как показал анализ таблицы, также как и ученики общеобразовательного класса, учащиеся профильного математического класса чаще всего склонны переживать страх несоответствовать ожиданиям окружающих (10 человек – 40%). Можно предположить, что как и в предыдущей группе в данном случае сказываются особенности подросткового возраста, в соответствии с которыми ориентация на мнение референтной группы является для подростков одной их важнейших возрастных характеристик. Для школьников 6 класса референтной группой остаются родители. Кроме этого, самооценка подростка зависит от оценки сверстников, что также сказывается на возникновении данного фактора школьной тревожности.

      Следующим по выраженности идёт, также как  и в предыдущей группе является страх самовыражения (9 человек – 36 %). Можно предположить, что в данном случае также сказываются особенности подросткового возраста, в соответствии с которыми подростки, несмотря на внешнюю независимость и склонность к самостоятельности в силу недостаточности жизненного опыта и повышенной противоречивости между возможностями и притязаниями являются крайне ранимыми и чувствительными. Соответственно, любые  поражения, даже гипотетические являются для них болезненными, что и приводит к возникновению данного фактора школьной тревожности.

      На третьем месте в профильной группе идут сразу два фактора – фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний (5 человек – 20% соответственно). Данное сочетание факторов может говорить о противоречивости состояния подростка из профильного класса. С одной стороны подросток в силу выраженных способностей ориентирован окружающими на более сильные результаты учебной деятельности, однако, излишнее стремление ученика к достижению высоких результатов способствует развитию неблагоприятного психического фона учебной деятельности. С другой стороны, переживания страха ситуаций публичной самопрезентации может говорить о неуверенности ребёнка в собственных силах и возможностях.

      Самый низкий рейтинг факторов школьной тревожности  имеет, также как и в предыдущей группе проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 8%). Следовательно, можно предположить, что выше перечисленные переживания школьной тревожности не обусловлены взаимоотношениями учитель – ученик, а являются следствием других составляющих личности подростка.

      Таким образом, можно отметить, что ученикам профильного математического класса свойственны следующие переживания  школьной тревожности: страх несоответствовать  ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и фрустрация потребности в достижении успеха. Наименее выраженным являются проблемы и страхи в отношениях с учителями. Следовательно, можно отметить сходство в переживании школьной тревожности у подростков общеобразовательного и профильного класса. Отличным является наличие в структуре факторов тревожности фрустрации потребности в достижении успеха у учеников профильного класса.

      Что касается личностной шкалы проявлений тревоги, то как показал анализ средних  значений, больший средний уровень тревожности имеют школьники из общеобразовательного класса (14,46), чем ученики математического класса (13,33) (см. Приложение 1). Можно отметить некоторую повышенную тревожность у учеников общеобразовательного класса, связанную, вероятно с тем, что более способные ученики профильного класса более уверенны в своих силах и способностях. Однако, стоит отметить, что различия в средних значениях тревожности между группами подростков являются незначительными.

     3.2.Особенности успеваемости у подростков

 
 

     Что касается успеваемости, то результаты исследования представлены в таблице 3 (см. Приложение 2).

     Таблица 3.

     Результаты  исследования успеваемости подростков по средним значениям  

6 «А»

общеобразовательный

6 «Б»

профильный

3 класс 5 класс 3 класс 5 класс
4,38 3,92 4.48 4,44
 

       Как видно из таблицы, в третьем классе уровень успеваемости школьников был почти одинаковым – 4,38 у учеников общеобразовательного класса и 4,48 у школьников профильного класса.

     В то же время обнаружились различия в динамике уровня успеваемости. Если в общеобразовательном классе успеваемость в начале среднего звена снизилась до 3,92, то в математическом классе она практически осталась на прежнем уровне – 4,44. можно отметить тем самым, что в 5 классе различия в уровне успеваемости у школьников двух классов стали более выраженными. Вероятно, в данном случае сказывается специфика учебной деятельности. Если, как показал анализ, при традиционном обучении в общеобразовательном классе уровень успеваемости детей при переходе в среднее звено снижается, то обучение в профильном классе предполагает развитие способностей подростков в ситуации учебной деятельности методами проблемного обучения, что, вероятно и может являться причиной сохранения высокого уровня успеваемости школьников. 

     Таким образом, анализ успеваемости учеников показал, что выявлены различия в динамике уровня успеваемости – у учеников профильного класса при переходе в среднее звено успеваемость ухудшилась, у учеников профильного класса при переходе детей в среднее звено успеваемость осталась на прежнем уровне.

     3.2.Особенности взаимосвязей успеваемости и тревожности у подростков со специальным обучением

 
 

     Как отмечалось выше, для изучения взаимосвязей успеваемости и тревожности был использован корреляционный анализ Пирсона. Полученные результаты представлены в таблице 4. 
 

     Таблица 4.

     Взаимосвязи успеваемости и тревожности у  подростков профильного класса 

        Переживание соц. стресса Фрустр. потребн. Страх несоот. ожидан Пробл. в отнош. с учителем
      Фрустрация потребн. 0,49      
      Пробл и страхи в отнош. с учит 0,52 0,44    
      Общ. шк. тр-ть     0,46 0,64
      Тр-ть по Тейлору       0,45
      Успев. 5 кл   0,55    
 

      

                                                     

     

     Рис.1. Схема взаимосвязей успеваемости и тревожности у школьников профильного класса

     Как видно из таблицы  и рисунка наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей проблемы и страхи в отношениях с учителем (4 взаимосвязи) и фрустрация потребности в достижении успеха (3 взаимосвязи). Фрустрация потребности в достижении успеха значимо взаимосвязан как с показателями школьной тревожности – переживанием социального стресса (0,49) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,52), так и успеваемости детей за 5 класс (0,55). Можно предположить, что неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состояния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и взрослыми в школе. В то же время стоит отметить, что адекватное отношение к своим способностям и к возможным успехам способствует тому, что ребёнок спокоен при взаимодействии как со сверстниками, так и с учителями в ситуациях школьной жизни.

     Взаимосвязь фрустрации потребности в достижении успеха с успеваемостью может говорить о том, что дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость, несмотря на фрустрирующий фон подобных устремлений. В то же время, низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков.

     Также выявлен рад взаимосвязей показателей тревожности, которые характеризуют эмоциональный фон учебной деятельности подростков профильного класса.

     Так, общая школьная тревожность значимо взаимосвязана со страхом несоответствовать ожиданиям окружающих (0,46) и проблемами и страхами в отношениях с учителями (0,64). Можно предположить, что общий неблагоприятный фон школьной жизни определяется как ориентацией подростков на оценку своих результатов, поступков, и мыслей со стороны окружающих, ожиданием от них негативных оценок, так и негативным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями. Ситуации, при которых общение подростка с педагогами является неблагоприятным, способствует тому, что школьная жизнь становится для ученика стрессогенным фактором.

     Кроме этого, проблемы и  страхи в отношениях с учителем приводят к переживанию социального стресса (0,52) и повышению тревожности (0,45). В данной связи можно отметить, что взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

     Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи  успеваемости и тревожности у  учеников профильного класса:

  • наибольшее количество значимых взаимосвязей выявлено у показателей фрустрация потребности в достижении успеха и проблемы и страхи в отношениях с учителем;
  • неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата развивается на фоне негативного эмоционального состояния ребенка в ситуации социальных контактов со сверстниками и со взрослыми в школе;
  • дети, которые стремятся максимально реализовать свои способности, имеют лучшую успеваемость; низкая мотивированность учебной деятельности приводит к снижению успеваемости у подростков;
  • общий неблагоприятный  фон школьной жизни определяется как ориентацией подростков на оценку своих результатов со стороны окружающих, так и негативным эмоциональным фоном отношений ученика с учителями;
  • взаимоотношения с педагогами являются одним из наиболее стрессовых факторов школьного обучения подростков профильного класса.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и уровня успеваемости среди подростков