Взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Объект исследования: подростки с табачной аддикцией. Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков …………
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста……...……..….
1.2 Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..
1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………
2 Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков…………
2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Оптимизм.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

     5-й тип – «Жажда». Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотин в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.

     6-й тип –  «Рефлекс».  Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета.

     Сумма баллов 11 и более указывает на то, что человек курит именно по этой причине. Сумма баллов от 7 до 11 говорит о том, что это в некоторой мере может быть причиной курения. Сумма баллов меньше 7 указывает на то, что этот тип курения для человека не характерен. Тип курительного поведения в большинстве случаев носит смешенный характер, но опрос по анкете позволяет выделить преобладающий тип курения, путем сложения букв: А+Ж+Н= Стимуляция; Г+К+Р= Поддержка; Б+З+О= «Игра с сигаретой»; Д+Л+С= Жажда; В+И+П= Расслабление; Е+М+Т= Рефлекс.

     Опросник СТОУН-П для подростков (см. приложение  В) представляет собой набор из двадцати четырех  жизненных  ситуаций.  Испытуемому предлагается представить себе каждую ситуацию и сформулировать причину, которая привела к возникновению такой ситуации, записав ее вербальную формулировку. Затем причину ситуации предлагается оценить по двум из трех параметров атрибутивного стиля – постоянства (стабильности), широты (глобальности) и контролируемости (контроля). Таким образом, опросник включает в себя 48 пунктов, которые группируются в три шкалы, соответствующие параметрам атрибутивного стиля. Среди 24 ситуаций присутствуют позитивные события (успехи) и негативные события (неудачи). Среди ситуаций обоих типов встречаются как ситуации достижения, так и межличностные ситуации, что позволяет группировать баллы также по параметру сферы, к которой относятся ситуации.

     По  результатам обработки  по анкетам и опроснику была  составлена таблица сводных данных (см. приложение Г). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ  ДАННЫХ 

     После данные были проинтерпретированы, в результате обработки анкеты Д.Хорна было выявлено, что у двадцати подростков преобладает такой тип поведения как  «Поддержка», у четырех подростков – «Расслабление», у четырех – «Жажда», у четырех подростков «Игра с сигаретой»,  у  восемнадцати подростков – «Стимуляция» (см. рисунок 1) 

     

Рисунок 1. Курительное поведение студентов 

     В результате обработки анкеты, которая  выявляет причины курения, было выявлено, что 10 человек не знают, почему они начали курить, 20 человек начали курить, так как курили их друзья, 2 – начали, чтобы выследить старше, 5 человека, для того, что бы изменить свой имидж, 3 человек начал курить, так как курит его любимый киногерой, 10 человек ответили другое: «любопытство», «что бы занять себя», «успокоить нервы».(см. рисунок 2)

     Рисунок 2. Причины курения

     Так же выяснилась, то многие подростки начали курить с 10-12 лет. Вначале они выкуривали 1-3 сигарет в день, сейчас выкуривают примерно 2-7 сигарет в день, так же все подростки пытались бросить курить 2-3 раза, все они хотят быть некурящими, так как считают, что курение приносит вред их здоровью, но сделать им это трудно.

     С целью проверки гипотезы о существовании взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач  и табачной аддикции у подростков был использован коэффициент корреляции по Спирмену, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

     Формула подсчёта коэффициента корреляции Спирмена:

     

     Где n – количество ранжируемых признаков; D – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого.

     Для расчёта корреляции Спирмена сначала  необходимо ранжировать по той и  другой переменной, а также проверить  на нормальность распределения. Нормальное распределение характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине - достаточно часто.  Параметры распределения - это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака. После ранжирования можно проверить его правильность: сумма рангов должна быть равна N(N+1) ∕ 2. Затем для каждого испытуемого нужно вычислить разность рангов (сумма разностей рангов должна быть равна ноль). После этого для каждого испытуемого вычисляется квадрат разности рангов.

     ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? 
 
 
 
 
 

     В результате мы получили:

Marked correlations are significant at p <,05000
Pair of Variables Valid Spearman t(N-2) p-level
успеваемость & курение 30 -0,321891 -1,79904 0,082800
 

     Таким образом, корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором  соответствии с изменением другого  признака. В связи с этим выделяют две формы связи: линейная и нелинейная форма и два направления связи положительная (прямая) и отрицательная (обратная). По результатам обработки по Спирмену получена умеренная, линейная отрицательная (обратная) связь между успеваемостью и табачной аддикцией, то это говорит о том, что с увеличением или уменьшением одной переменной вторая переменная в среднем растет либо убывает. Отрицательная (обратная) связь предполагает, что высокие значения первой переменной связаны с низкими значениями другой переменной. 

ВЫВОДЫ:

     В процессе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о взаимосвязи табачной аддикции и успеваемости у студенческой молодежи обучающихся на 2  курсе факультета социально-педагогических технологий   БГПУ имени М. Танка и достигнуты все поставленные цели.

     Так как у большинства (56%) курящих  студентов был выявлен преобладающий  тип курительного поведения «Поддержка»  – этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение, это значит, что они не имеют физической зависимости – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствам. А у них  наблюдается психическая зависимость, которая характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Так же выявлено, что большинство студентов (40%) начали курить, так как курили их друзья, и они пристрастились к курению «за компанию». 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современном обществе в ходе радикальных  преобразований всех сфер жизнедеятельности  наряду с различными формами проявления аддикции широкое распространение  получила табачная аддикция. Данное обстоятельство существенно актуализирует необходимость всестороннего изучения этого социального явления, а так же путей его преодоление – профилактики.

     Изучение  табачной  аддикции особенно актуально, так как табачная аддикция является разрушительной для организма и личности, видоизменяется   уровень аддиктивного поведения, тем самым несет свой негативный отпечаток на личность юношей и девушек. Распространение табачной аддикции в большей мере затронуло молодежь, так как она наиболее чувствительна к изменениям, происходящим в обществе и в их внутреннем мире. Студенческая молодежь наиболее активна и быстрее реагирует на изменения общественных образцов поведения, норм морали и нравственности. Направленность, темперамент, характер, способности, от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Хотя у студентов некоторые чувство притупляются и вследствие этого многие они пытаются уйти от невыносимой действительности пытаются изменить свое психическое состояние: расслабиться, поддержать себя, «поиграть» при помощи курения. Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. Важную роль играют психосоциальные условия – курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей.

    После изучения научной литературы и проведения исследования на представленную тему, были достигнуты следующие результаты: выявлена умеренная связь между  успеваемостью и табачной аддикцией. Которая показывает, что у большинства студентов преобладает психическая зависимость, которая характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Эта зависимость в небольшой степени связано с успеваемостью, но взаимосвязь лучше искать между  вниманием и утомляемостью, так как из-за курения эти показатели снижаются.

     Студенческая  молодежь наиболее  подвергнута  табачной зависимости по причине  того, что они отдаляются от родительского  дома и чувствуют себя свободными и независимыми от всех. Поэтому  главное место в рассмотрении проблемы табачной аддикции должна занимать ее профилактика. Важно определить пути решения данной проблемы среди студенческой молодежи и условия эффективного использования программ по ее преодолению. В связи с этим возможно дальнейшее изучение данной проблемы, проведение глубочайшего исследования в области аддиктивного  поведения, продолжения работы в данной области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией