Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Объект исследования: подростки с табачной аддикцией. Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и  табачной аддикции у подростков …………
1.1 Психологическая характеристика подросткового  возраста……...……..….
1.2  Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..
1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………
2  Эмпирическое изучение  проблемы взаимосвязи  оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и  табачной аддикции у подростков…………
2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...
5-й тип – «Жажда». Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотин в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.
6-й тип – «Рефлекс». Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета.
Сумма баллов 11 и более указывает на то, что человек курит именно по этой причине. Сумма баллов от 7 до 11 говорит о том, что это в некоторой мере может быть причиной курения. Сумма баллов меньше 7 указывает на то, что этот тип курения для человека не характерен. Тип курительного поведения в большинстве случаев носит смешенный характер, но опрос по анкете позволяет выделить преобладающий тип курения, путем сложения букв: А+Ж+Н= Стимуляция; Г+К+Р= Поддержка; Б+З+О= «Игра с сигаретой»; Д+Л+С= Жажда; В+И+П= Расслабление; Е+М+Т= Рефлекс.
Опросник СТОУН-П для подростков (см. приложение В) представляет собой набор из двадцати четырех жизненных ситуаций. Испытуемому предлагается представить себе каждую ситуацию и сформулировать причину, которая привела к возникновению такой ситуации, записав ее вербальную формулировку. Затем причину ситуации предлагается оценить по двум из трех параметров атрибутивного стиля – постоянства (стабильности), широты (глобальности) и контролируемости (контроля). Таким образом, опросник включает в себя 48 пунктов, которые группируются в три шкалы, соответствующие параметрам атрибутивного стиля. Среди 24 ситуаций присутствуют позитивные события (успехи) и негативные события (неудачи). Среди ситуаций обоих типов встречаются как ситуации достижения, так и межличностные ситуации, что позволяет группировать баллы также по параметру сферы, к которой относятся ситуации.
     По 
результатам обработки  по анкетам 
и опроснику  была  составлена таблица 
сводных данных (см. приложение Г). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.2. 
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ 
ДАННЫХ 
     После 
данные были проинтерпретированы, в результате 
обработки анкеты Д.Хорна было выявлено, 
что у двадцати подростков преобладает 
такой тип поведения как  «Поддержка», 
у четырех подростков – «Расслабление», 
у четырех – «Жажда», у четырех подростков  
«Игра с сигаретой»,  у  восемнадцати 
подростков – «Стимуляция» (см. рисунок 
1) 
В результате обработки анкеты, которая выявляет причины курения, было выявлено, что 10 человек не знают, почему они начали курить, 20 человек начали курить, так как курили их друзья, 2 – начали, чтобы выследить старше, 5 человека, для того, что бы изменить свой имидж, 3 человек начал курить, так как курит его любимый киногерой, 10 человек ответили другое: «любопытство», «что бы занять себя», «успокоить нервы».(см. рисунок 2)
Рисунок 2. Причины курения
Так же выяснилась, то многие подростки начали курить с 10-12 лет. Вначале они выкуривали 1-3 сигарет в день, сейчас выкуривают примерно 2-7 сигарет в день, так же все подростки пытались бросить курить 2-3 раза, все они хотят быть некурящими, так как считают, что курение приносит вред их здоровью, но сделать им это трудно.
С целью проверки гипотезы о существовании взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков был использован коэффициент корреляции по Спирмену, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Формула подсчёта коэффициента корреляции Спирмена:
Где n – количество ранжируемых признаков; D – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого.
Для расчёта корреляции Спирмена сначала необходимо ранжировать по той и другой переменной, а также проверить на нормальность распределения. Нормальное распределение характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине - достаточно часто. Параметры распределения - это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака. После ранжирования можно проверить его правильность: сумма рангов должна быть равна N(N+1) ∕ 2. Затем для каждого испытуемого нужно вычислить разность рангов (сумма разностей рангов должна быть равна ноль). После этого для каждого испытуемого вычисляется квадрат разности рангов.
     ?????????????????????????
 
 
 
 
 
В результате мы получили:
| Marked correlations are significant at p <,05000 | ||||
| Pair of Variables | Valid | Spearman | t(N-2) | p-level | 
| успеваемость & курение | 30 | -0,321891 | -1,79904 | 0,082800 | 
     Таким 
образом, корреляционная связь отражает 
тот факт, что изменчивость одного 
признака находится в некотором 
соответствии с изменением другого 
признака. В связи с этим выделяют 
две формы связи: линейная и нелинейная 
форма и два направления связи положительная 
(прямая) и отрицательная (обратная). По 
результатам обработки по Спирмену получена 
умеренная, линейная отрицательная (обратная) 
связь между успеваемостью и табачной 
аддикцией, то это говорит о том, что с 
увеличением или уменьшением одной переменной 
вторая переменная в среднем растет либо 
убывает. Отрицательная (обратная) связь 
предполагает, что высокие значения первой 
переменной связаны с низкими значениями 
другой переменной. 
ВЫВОДЫ:
В процессе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о взаимосвязи табачной аддикции и успеваемости у студенческой молодежи обучающихся на 2 курсе факультета социально-педагогических технологий БГПУ имени М. Танка и достигнуты все поставленные цели.
     Так 
как у большинства (56%) курящих 
студентов был выявлен 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В 
современном обществе в ходе радикальных 
преобразований всех сфер жизнедеятельности 
наряду с различными формами проявления 
аддикции широкое распространение 
получила табачная аддикция. Данное обстоятельство 
существенно актуализирует 
Изучение табачной аддикции особенно актуально, так как табачная аддикция является разрушительной для организма и личности, видоизменяется уровень аддиктивного поведения, тем самым несет свой негативный отпечаток на личность юношей и девушек. Распространение табачной аддикции в большей мере затронуло молодежь, так как она наиболее чувствительна к изменениям, происходящим в обществе и в их внутреннем мире. Студенческая молодежь наиболее активна и быстрее реагирует на изменения общественных образцов поведения, норм морали и нравственности. Направленность, темперамент, характер, способности, от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Хотя у студентов некоторые чувство притупляются и вследствие этого многие они пытаются уйти от невыносимой действительности пытаются изменить свое психическое состояние: расслабиться, поддержать себя, «поиграть» при помощи курения. Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. Важную роль играют психосоциальные условия – курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей.
После изучения научной литературы и проведения исследования на представленную тему, были достигнуты следующие результаты: выявлена умеренная связь между успеваемостью и табачной аддикцией. Которая показывает, что у большинства студентов преобладает психическая зависимость, которая характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Эта зависимость в небольшой степени связано с успеваемостью, но взаимосвязь лучше искать между вниманием и утомляемостью, так как из-за курения эти показатели снижаются.
     Студенческая 
молодежь наиболее  подвергнута 
табачной зависимости по причине 
того, что они отдаляются от родительского 
дома и чувствуют себя свободными 
и независимыми от всех. Поэтому 
главное место в рассмотрении 
проблемы табачной аддикции должна занимать 
ее профилактика. Важно определить пути 
решения данной проблемы среди студенческой 
молодежи и условия эффективного использования 
программ по ее преодолению. В связи с 
этим возможно дальнейшее изучение данной 
проблемы, проведение глубочайшего исследования 
в области аддиктивного  поведения, 
продолжения работы в данной области.