Взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Объект исследования: подростки с табачной аддикцией. Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков …………
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста……...……..….
1.2 Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..
1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………
2 Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков…………
2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Оптимизм.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

     Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пространственно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себя, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства. [14,с. 220]

     Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками, возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

       Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт [14, с. 234].

     Очевидно, что устойчивые мотивы на учебную  деятельность формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.

     Наряду  с учебной деятельностью у подростка большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга [15, с. 123].

     На  примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и  того же школьника параллельно в  различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней [19, с. 211].

       Таким образом, подростковый возраст  – это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В организме подростка происходят множественные физиологические изменения, обусловленные изменением деятельности гормональной системы. Основные новообразования этого возраста: появляется чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, складываются разнообразные образы «Я» и к концу периода они объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде у подростков большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей.  

1.2  Табачная аддикция  в подростковом  возрасте 

     Аддиктивное поведение – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ, приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

     Наличие аддиктивного поведения указывает  на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские. [8, с .5]

     Термин  «аддиктивное поведение», впервые С.А. Кулаковым, указывает на психолога-педагогическую сферу компетентности при работе с этой проблемой, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости. [15, с. 7]

     Аддиктивное поведение в континууме зависимого поведения занимает промежуточное  место. А.Е. Личко и В.С. Битенский  рассматривают в качестве конечного  этапа формирования аддиктивного поведения – этап групповой психической зависимости. Авторы рассматривают два пути формирования аддиктивного поведения: полисубстантный и моносубстантный. [18, с. 25]

     Аддиктивное поведение – буквально «пагубная привычка», пристрастие к чему-либо, порочная склонность. С точки зрения наркологов, аддиктивное поведение – это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние (включая алкоголь) до того, как сформировалась зависимость от них. [9, с. 5]

     Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. [27, с. 450]

          Психологи, изучающие аддиктивное поведение, рассматривают его как случаи раннего злоупотребления психоактивными веществами. Аддиктивное поведение протекают с измененным состоянием сознания без признаков физической зависимости, сопровождающиеся психической зависимостью. [2, с. 12]

     Колесов Д.В. выделяет в развитии каждой новой  потребности три стадии. В первой происходит первичное замыкание  потребностного цикла. Человек испытывает первое состояние удовлетворения в  процессе определенной деятельности. Это может происходить в рамках удовлетворения какой-то другой потребности и обуславливается любознательностью, любопытством, скукой, подражанием или давлением окружающих. В случае употребления табака, которые только попробовали курить, часто оказывается неприятным. Первый опыт курения сопровождается головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может одолеть слабость, юноша подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса курения. Это ведет к регулярному употреблению, уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта. [30, с. 14]

     Д.В. Колесов отмечает, что первые пробы  не означают что, потребляемость сформировалось. Сначала такой потребностной цикл не является устойчивым, и потребностной состояние возникает лишь при восприятии предмета потребности (табака, алкогольные напитки, наркотические вещества и др.) или человека, которому индивид подражает, при условиях, благоприятствующих потреблению. Вторая стадия новой потребности – ее укрепление. Потребностное возбуждение постепенно начинает возникать все более самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств. Третья стадия характеризуется возрастанием веса новой потребности в мотивационном поле, ее выходом на первый план как наиболее важной и неотложной. Сначала новая потребность доминирует  в определенной ситуации, а затем независимо от ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. В контексте зависимого поведения – это конечная стадия его формирования. Объект зависимости становится потребностью, которую необходимо удовлетворять, к которой испытывается непреодолимое влечение. [13, с. 299]

     С точки зрения социологии и социальной педагогики под аддиктивным поведением следует понимать начало потребления психоактивных веществ с целью достижения измененного состояния сознания (все прочие цели отходят на второй план). В нашей культурной ситуации, как правило, начало такого поведения имеет место в подростковом и юношеском возрасте. [16, с. 37] Первичный опыт употребления снимает сдерживающий социокультурный барьер, однако ценностного смысла состоянию измененного сознания не придает. Он создает лишь прецедент. Ощущение «вины» вследствие нарушения социальной нормы утрачивается, а сама норма подвергается сомнению. Поэтому в качестве объекта исследования аддиктивного поведения молодежи, как правило, рассматривается молодежь следующих возрастных групп: 14-16 лет (старший подростковый возраст) и 17-25 лет – возраст, связанный с активным усвоением и демонстрацией ценностей и норм молодежной субкультуры. Психологи, изучающие проблемы формирования зависимости от психоактивных веществ, считают, этот процесс связан с особенностями подросткового саморазрушающего поведения. [29, с. 32]

       Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

     Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция – компьютерная аддикция, азартные игры, табачная аддикция,  любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание). [8, с. 5]

     Алкоголизм, наркомания и токсикомания, табакокурение вызывают зависимость. Зависимость есть состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Зависимость разделяется на психическую и физическую. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. [8, с. 8]

        Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствам.

       Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и односторонний – способ выживания – уход от проблем, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью. Основными причинами распространения и употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части населения. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни и др. [8, с. 12]

     Развитие  табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. Чем раньше человек начал курить и чем продолжительнее стаж курения, тем легче и крепче развивается табачная зависимость. [8, с. 90]

     Важную  роль играют психосоциальные условия – курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей (солидарность). А если учесть, что курение снижает еще и производительность труда, то это приводит к повышенной утомляемости, ухудшению памяти и снижению производительности умственного и физического труда. [19, с. 203] Попадание в кровь малых доз никотина временно может повышать мышечную работоспособность. Наступающая после этого быстрая утомляемость приводит к снижению общей эффективности работы. При обследовании студентов установлено, что у курящих успеваемость статистически ниже, чем у некурящих. Курение умешает скорость чтения и увеличивает число ошибок. [20, с. 204]

       Началом аддиктивного поведения является формирование социальной зависимости на этапе поисковой аддиктивности, для которой характерно эпизодическое потребление психоактивных веществ. Формируется ценностная установка, как на ритуал потребления, так и на определенное состояние сознания, которое само по себе становится ценностью. Формирование социальной зависимости – основное содержание аддиктивного поведения - предполагает наличие группы (реальной или идеальной) со своей субкультурой, которая рассматривает потребление психоактивных веществ необходимым элементом существования. [9, с.7]

     Аддиктивное поведение появляется на этапе так называемой поисковой наркомании, когда относительно данного человека фиксируются случаи раннего злоупотребления психоактивными веществами. Они протекают с измененным состоянием сознания и ухудшением социального функционирования без признаков зависимости. [26, с. 12]

Информация о работе Взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией