Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Объект исследования: подростки с табачной аддикцией. Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков …………
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста……...……..….
1.2 Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..
1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………
2 Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков…………
2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...
Аддиктивное поведение характерно для человека, который еще не начал систематически употреблять психоактивных вещества, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к алкоголю и наркотикам, внешние атрибуты среды. Формируется внутренняя готовность самому начать употребление. К такой группе можно принадлежать, чаше всего, исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отвергнутым группой может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие социальной зависимости – наличие группы, которая может сформироваться даже под воздействием одного человека, употребляющего психоактивных вещества. [28, с. 58]
Основным мотивом поведения юношей, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в вузе и конфликты с родителями, преподавателями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим людям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, вуз, однокурсники и пр.) становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и отторжение от реальной действительности. [8, с. 27]
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. [27, с. 461]
Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям. [27, с. 464]
Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. Этот этап характеризуется изменением психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи.
Следующий этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многих факторов: особенностей личности до возникновения аддикции, предшествующих аддикции установок, особенностей воспитания, культурного уровня, окружающей социальной среды, значимых событий в жизни, изменений привычного стереотипа. На третьем этапе аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни, «интегральной частью личности». Это делает аддиктов невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.
Четвертый этап – полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира, сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Нефармакологические аддикции также нарушают физическое состояние в связи с постоянным стрессом, что влечет за собой заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. [27, с. 462]
Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией и подавленностью. Прежнее до аддиктивное «Я» разрушено, возврат к нему невозможен, с такими людьми почти не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может осложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной. [27, с. 465]
Таким
образом, табачная аддикция в
подростковом возрасте является разрушительной
для организма и личности. Разрушительный
характер аддикции проявляется в том,
что в этом процессе устанавливаются эмоциональные
отношения, связи не с другими людьми,
а с неодушевленными предметами или явлениями.
Эмоциональные отношения с людьми теряют
свою значимость, становятся поверхностными.
Способ аддиктивной реализации из средства
постепенно превращаются в цель. Отвлечение
от сомнений и переживаний в трудных ситуациях
периодически необходимо всем, но в случае
аддиктивного поведения оно становится
стилем жизни, в процессе которого человек
оказывается в ловушке постоянного ухода
от реальной действительности. Так как
человек не может реализовать свои возможности,
потому что он попадает в сети зависимости
разных психоактивных веществ, в том числе
и от курения, которое тормозит
его развитие как физическое, так и психическое.
Аддиктивная личность пытается избежать
решения проблем, у нее отмечается нестабильность
отношений с окружающими, высокий уровень
притязаний при отсутствии критической
оценки своих возможностей, склонность
к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное
или неуверенное поведение, появления
социофобий, нетерпимость. Основным в
поведении аддиктивной личности является
стремление к уходу от реальности, склонность
к эмоциональным запредельным переживаниям
даже ценой серьезного риска для жизни
и неспособность быть ответственными
за свои поступки. Развитие табачной зависимости
связано с характером курения (возраст,
в котором начинают курить, стаж, частота
курения), с особенностями организма и
характера курильщика. Важную роль играют
психосоциальные условия – курение родителей,
учителей и других взрослых (тенденция
к идентификации) и особенно влияние курящих
друзей.
1.3
Проявления оптимизма
как стиля объяснения
успехов и неудач
Наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман – профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни.
С
помощью ряда экспериментов Селигман
выявил и описал явление, так называемой,
выученной беспомощности у
Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а неконтролируемость этих событий. Существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
Беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит - и на долголетие. (АБРАМСОН Л, СЕЛИГМАН М. )
Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования "выученной беспомощности". В ходе этих экспериментов обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма. Он предположил, что приобретенный в "борьбе с реальностью" оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям: снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у "пессимистичных" персон, склонных к формированию выученной беспомощности. (ГОРДЕЕВА, ОСИН. ШЕВЯХОВА.. Д-ка оптимизма…)
Это
навело Селигмана на размышления
о том, можно ли посредством осознанных
усилий сформировать оптимистический
стиль мышления. Результатом его изысканий
стало создание позитивной психологии,
которая изучает такие понятия, как «счастье»,
«оптимизм», «положительные эмоции». По
мнению Селигмана, суть оптимизма состоит
в особом стиле объяснения причин неудач
или успехов.
Именно через стиль атрибуции (объяснения) "просеивается" опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма – преувеличивается. Под атрибутивным стилем понимается характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных событий. Понятие атрибутивного (или объяснительного) стиля является ключевым понятием переформулированной теории выученной беспомощности и депрессии, и ее последней версией, теорией безнадежности. (ГОРДЕЕВА, Т.О., Е.Н ОСИН, В.Ю ШЕВЯХОВА. Д-ка оптимизма…….)
Опираясь на параметры, выделенные Вайнером в своей атрибутивной теории мотивации достижения, Селигман ввел параметры локуса, стабильности и глобальности. Параметр локуса призван описать направленность причинного объяснения: на себя, когда индивид воспринимает произошедшие события как вызванное внутренними причинами («моя вина»), или на внешний мир, других людей («она/ вы/ они в этом виноваты»). Постоянство – временная характеристика, позволяющая оценивать причину как имеющую постоянный или временной характер.
Под
глобальностью или широтой
Определив, таким образом, ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма/пессимизма.
Это его открытие позволило провести ряд интересных экспериментов, показавших степень влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и на жизнь целых стран.
Оптимистичные люди, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, что для нас особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей. (МУЗДЫБАЕВ. К)
Способ, которым мы обычно пользуемся при описании происходящих с нами событий, Селигман называет стилем интерпретации. Он выявил различие в том, как оптимисты и пессимисты описывают хорошие и плохие события в своей жизни. Пессимистичный спортсмен описывает свою спортивную неудачу, как нечто постоянное, более того, распространяющееся на все виды спорта. Мать думает, что капризы ребенка будут продолжаться вечно и списывает это на свою несостоятельность во всех аспектах материнства. Система образования и воспитания часто ориентируется на приемы «негативного подкрепления». Родители и учителя внимательно следят за ошибками, которые допускают дети, и при любом удобном случае эти ошибки отмечают. Помимо всех прочих недостатков такого способа воспитания, у детей формируется привычка замечать в себе негативное, упрекать себя самих за совершенные ошибки и винить себя в неверных решениях. Следствием «центрированного на негативном» способе воспитания может стать пессимизм. Поэтому в качестве основных источников оптимистического атрибутивного стиля М. Селигман и его коллеги рассматривали: роль родителей как моделей атрибутивного стиля, роль критики со стороны взрослых (родителей и учителей) и роль неблагополучных событий и кризисов в жизни ребенка ( Зелигман, 1997)