Взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Объект исследования: подростки с табачной аддикцией. Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков …………
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста……...……..….
1.2 Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..
1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………
2 Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков…………
2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Оптимизм.doc

— 314.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра возрастной и педагогической психологии 
 

432 группа 

Колодинская Наталия Михайловна 

Курсовая  работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОПТИМИЗМА КАК СТИЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ У ПОДРОСТКОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ 
 

Научный руководитель:

Кандидат  психологических наук

Хриптович Виктория Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков …………

1.1 Психологическая  характеристика подросткового   возраста……...……..….

1.2  Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..

1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….

ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………

2 Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков…………

2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..

2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    На  данный момент проблема успешности актуальна  как никогда, ведь успешность обучения подростков является показателем качества образования в школе. Мы считаем, что понятием, которое ориентировано на оценку качества образования, является траектория успешности обучения  в школе и его дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда.

     Каждая  личность, какой бы талантливой она  ни была, на определенном этапе своей  жизни претерпевает неудачу. Чем смелее и решительнее действия, тем выше риск и вероятность поражения.

     Неудачу нужно уметь пережить. Для того чтобы развиваться, совершенствоваться, недостаточно только одерживать победы. Проанализировав причины неудач, сделав выводы из уроков прошлого, человек делает шаг вперед в собственном развитии. Кто умеет использовать уроки прошлого и учиться на собственном опыте, тот имеет большие шансы достичь успехов в будущем. Неудача не является чем-то случайным, простым стечением обстоятельств. Ее причины следует искать в личностных факторах, в низком уровне мотивации, в отсутствии компетентности. Часто причины неудачи состоят в том, что человек игнорирует объективные условия, не учитывает материальную, общественную и психологическую действительность.

     Одним из факторов, который приводит к неудаче, может быть необоснованный оптимизм в принятии решений. Люди слишком часто переоценивают собственные шансы по достижению цель. Таким образом, субъект увеличивает мотивацию к смелым, рискованным действиям, в то же время он блокирует рациональную оценку возможностей и объективных условий.

     Оценка  условий - это не только анализ того, что происходит сейчас, но также  и предвидение ситуаций, которые  могут возникнуть в будущем. Умение предусмотреть то, что может произойти, оценить вероятность - вот ключи к успеху. Реакции людей на неудачу более разнообразны, чем реакции на успех. Они могут быть конструктивными и деструктивными, рациональными и эмоциональными, нормальными и патологическими.

     Конструктивная  реакция на неудачу предусматривает, что неудача не снижает, а наоборот, усиливает мотивацию. Вследствие конструктивной реакции на неудачу, осознав собственные недостатки, человек увеличивает расходы энергии и времени на достижение цели, а не прекращает деятельность. Субъект начинает анализировать причины неудачи, и это увеличивает вероятность достижения успеха в будущем. Неудача в случае конструктивной реакции на нее закаляет характер, увеличивает настойчивость и уровень мотивации.

    Последние полвека внимание исследователей приковано к теме мотивационных особенностей человека, обусловливающих стремление к успеху. Такое стремление, проявляющееся в значимой для человека деятельности, согласно большинству авторов, «обеспечивается» мотивом достижения. В настоящее время появляются работы, в которых обсуждается вопрос о когнитивных детерминантах стремления к успеху и желания добиваться своих целей. Такая традиция преимущественно характерна для западных исследователей и просматривается в трудах Д. Макклелланда, X. Хекхаузена, Дж. Роттера, Б. Вайнера, К. Двек, Э. Скиннер, А. Бандуры и др.

    Особое  внимание среди когнитивных теорий стремления к успеху привлекает подход М. Селигмана. Автор считает, что успешность деятельности обусловлена оптимистическим стилем объяснения событий. В зависимости от того, как человек объясняет происходящие с ним в жизни благоприятные и неблагоприятные события, его можно отнести, скорее, к пессимистам или оптимистам. Теоретико-методологическую основу исследования составляет когнитивная теория стремления к успеху М. Селигмана; общепсихологическая теория деятельности и личности (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л. и др.); идея понимания психического развития личности как интеграции ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.); концепция осознанной саморегуляции деятельности человека  (Конопкин О.А., Вербицкий А.А., Миславский Ю.А., Моросанова В.И., Осницкий А.К., Степанский В.И. и др.); целостная система самоуправления (Пейсахов Н.М. и др.); деятельностный подход к исследованию самоорганизации (Донцов В.Н., Кузьмина Н.В., Сороковой А.Г. и др.).

Общая характеристика работы:

Цель  исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1. проанализировать  научно-психологическую литературу  по изучаемой проблеме;

2. проанализировать понятие «оптимизм как стиль объяснения успехов и неудач» и факторы, которые ведут к его формированию;

3. изучить понятие «табачная аддикция» и ее проявление в подростковом возрасте;

4. изучить и проанализировать  взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач  и табачной аддикции у подростков;

Объект исследования: подростки с табачной аддикцией

Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач  и табачной аддикции у подростков.

Гипотеза: существует взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач  и табачной аддикции у подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков 

1.1 Психологическая характеристика подросткового  возраста

     Подростки представляют уникальную демографическую группу, имеющую свои специфические особенности и потребности, обусловленные быстро меняющимися их физическим, психологическим и социальным положением.

             Подростковый возраст – это  время познания окружающего мира; это стадия жизни, имеющая наивысший  потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой формируются основные жизненные навыки, включая навыки, связанные со здоровьем.

       Но  вместе с тем, подростковый возраст  – это и период, когда молодые  люди сталкиваются с множеством факторов риска, которые, переходя в привычки поведения, могут привести к серьезным проблемам в старшем возрасте. [24, с.5-6]. 

       Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру,— открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной  индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни [8, с.422].

     Л.С. Выготский центральным и специфическим  новообразованием  подросткового  возраста считал «чувство взрослости» – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Чувство взрослости - это особая форма самосознания подростка, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, определяет специфические направления и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых [11, с. 321]. Чувство взрослости подростка проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию [6, с. 125]. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть, учебы. В семье к подростку предъявляются более высокие требования, за ними признают больше прав и обязанностей, что ведет к высоким требованиям, предъявляемым подростком самому себе.

     Особенность самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии личности подростка.

     Возраст характеризуется перестройкой мотивационной  сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но более всего – личностной сферы, самосознания [8, с. 397].

     Согласно  теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

     Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и для  ребенка, и для близких ему  взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом [6, с. 137]. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в данном возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые [4, с. 122]. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темпы полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

     Много изменений происходит в плане  формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Также нужно отметить и эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Информация о работе Взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией