Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования: исследование взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач у подростков с табачной аддикцией. Объект исследования: подростки с табачной аддикцией. Предмет исследования взаимосвязь оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков …………
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста……...……..….
1.2 Табачная аддикция в подростковом возрасте………………………………..
1.3 Проявления оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...……………
2 Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков…………
2.1 Описание этапов проведения исследования……………………..………..
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...
Пессимист будет считать плохие вещи постоянными и распространяющимися буквально на все, а хорошие – временными и очень локальными. Оптимист – плохие вещи временными и очень локальными, а хорошие – постоянными и распространяющимися буквально на все. (ЗЕЛИГМАН)
Оптимист или пессимист, каким бы талантливым он не был, на определенном этапе своей жизни каждый из них претерпевает неудачу. Чем смелее и решительнее действия, тем выше риск и вероятность поражения.
Неудачу нужно уметь пережить. Для того чтобы развиваться, совершенствоваться, недостаточно только одерживать победы. Неудача не является чем-то случайным, простым стечением обстоятельств. Ее причины следует искать в личностных факторах, в низком уровне мотивации, в отсутствии компетентности. Часто причины неудачи состоят в том, что человек игнорирует объективные условия, не учитывает материальную, общественную и психологическую действительность.
Одним из факторов, который приводит к неудаче, может быть необоснованный оптимизм в принятии решений. Люди слишком часто переоценивают собственные шансы достичь цели. Таким образом, субъект увеличивает мотивацию к смелым, рискованным действиям, в то же время он блокирует рациональную оценку возможностей и объективных условий.
Оценка условий – это не только анализ того, что происходит сейчас, но также и предвидение ситуаций, которые могут возникнуть в будущем. Умение предусмотреть то, что может произойти, оценить вероятность – вот ключи к успеху. Гордеева. Мотивация достижения: теории
Человек
может адекватно оценить
Часто стремление к успеху бывает недостаточно устойчивым и сильным, что предопределяет быстрый отказ от деятельности. Иногда люди мобилизуют всю свою энергию и время на подготовку к деятельности, а потом у них не хватает сил для ее выполнения, для преодоления преград. Часто первые позитивные результаты становятся заметными только через определенный промежуток времени. Даже незначительного успеха иногда приходится ожидать достаточно долго. Большинство людей сориентировано на быстрый успех. Сам процесс деятельности приносит им мало удовольствия. А для длительной мотивации только результативной установки недостаточно, необходимо также увлечение процессом деятельности.
Люди не всегда являются достаточно зрелыми, чтобы выполнять деятельность без начальных подкреплений. Наименьшего успеха, одобрения, признания (что составляет суть позитивного подкрепления) приходится ожидать достаточно долго. Нетерпеливое стремление достичь немедленного результата является существенным недостатком многих людей. (ФРЭНКИН)
Успех часто связан с опасностью, тревогой и фрустрацией в процессе деятельности, а также может вызывать у окружающих зависть и агрессию. Только человек, который способен преодолеть зависть, недоброжелательность, предубежденное отношение других к собственным успехам (справиться с давлением и требованиями окружения и сберечь свое "Я"), способен сохранять мотивацию к деятельности. Легче всего слиться с "серой массой", быть таким, как все. В таком случае гарантировано позитивное отношение к тебе, ведь счастливчиков любят далеко не все. Таким образом, давление, зависть, различные формы социального контроля - это факторы, которые снижают мотивацию к деятельности.(гордеева Алриб. стили лич и субъет……)
Реакции людей на неудачу более разнообразны, чем реакции на успех. Они могут быть конструктивными и деструктивными, рациональными и эмоциональными, нормальными и патологическими.
Конструктивная реакция на неудачу предусматривает, что неудача не снижает, а наоборот, усиливает мотивацию. Вследствие конструктивной реакции на неудачу, осознав собственные недостатки, человек увеличивает расходы энергии и времени на достижение цели, а не прекращает деятельность. Деструктивная реакция на неудачу. У определенной категории людей неудача может снижать самооценку, формировать комплекс неполноценности и беспомощность. Деструктивные реакции могут быть направленными как на себя, так и на других людей. Субъект, который не принимает себя, сталкивается также с трудностью в установлении неформальных отношений с окружающими. Может проявляться агрессивная реакция относительно тех, кому счастье улыбнулось больше.(маздыбаев)
В связи этим Селигман выделил стили мышления оптимиста и пессимиста. Оптимист приписывает успехи себе: это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а), все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания). Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, если захотеть и постараться, успех обеспечен. В любом месте, в любой стране. Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением.
Неудачи приписываются стечению обстоятельств: просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей. Локально в пространстве: просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия. Локально во времени: время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз.
Пессимист приписывает неудачи стечению обстоятельств: просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей. Локально в пространстве: просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия. Локально во времени: время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет.
Неудачи приписываются себе: это произошло закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам(а), и сам(а) виноват(а). Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены. Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением. (ГОРДЕЕВА. ОПТИМИСТИЧ. МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ…….)
Согласно Селигману, у пессимистов есть возможность обучиться навыку оптимизма.
Таким образом, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Оптимизм – это умение оптимистично воспринимать благоприятные жизненные ситуации являются предикатом психологического благополучия (счастья, самоуважения, веры в будущее) и достижений в деятельности (например, успехов в учебной деятельности). Умение гибко воспринимать неудачи, объясняя их временными, конкретными, контролируемыми причинами являются предиктором самоконтроля, эффективной саморегуляция, психологического благополучия и отсутствие депрессии. Даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Ошибки и неудачи становятся факторами успеха, если из них удается вывести простое и выполнимое правило на будущее или выполнимую задачу, качество, которое обеспечивает эту способность, связано с понятием оптимизма. В качестве основных источников оптимистического атрибутивного стиля М. Селигман и его коллеги рассматривали: роль родителей как моделей атрибутивного стиля, роль критики со стороны взрослых (родителей и учителей) и роль неблагополучных событий и кризисов в жизни ребенка.
ВЫВОДЫ:
Подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В организме подростка происходят множественные физиологические изменения, обусловленные изменением деятельности гормональной системы. Основные новообразования этого возраста: появляется чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, складываются разнообразные образы «Я» и к концу периода они объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде у подростков большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей.
Табачная аддикция в подростковом возрасте является разрушительной для организма и личности. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. Так как человек не может реализовать свои возможности, потому что он попадает в сети зависимости разных психоактивных веществ, в том числе и от курения, которое тормозит его развитие как физическое, так и психическое. Аддиктивная личность пытается избежать решения проблем, у нее отмечается нестабильность отношений с окружающими, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появления социофобий, нетерпимость. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, склонность к эмоциональным запредельным переживаниям даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственными за свои поступки. Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. Важную роль играют психосоциальные условия – курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей.
Оптимизм
– это стиль объяснения причин неудач
или успехов. Так же это умение оптимистично
воспринимать благоприятные жизненные
ситуации являются предикатом психологического
благополучия (счастья, самоуважения,
веры в будущее) и достижений в деятельности
(например, успехов в учебной деятельности).
Умение гибко воспринимать неудачи, объясняя
их временными, конкретными, контролируемыми
причинами являются предиктором самоконтроля,
эффективной саморегуляция, психологического
благополучия и отсутствие депрессии.
Даже в условиях очень неблагоприятной
внешней среды некоторые люди оказываются
очень устойчивыми к переходу в беспомощное
состояние. Они сохраняют инициативу и
не прекращают попыток достичь успеха.
Ошибки и неудачи становятся факторами
успеха, если из них удается вывести простое
и выполнимое правило на будущее или выполнимую
задачу, качество, которое обеспечивает
эту способность, связано с понятием оптимизма.
В качестве основных источников оптимистического
атрибутивного стиля М. Селигман и его
коллеги рассматривали: роль родителей
как моделей атрибутивного стиля, роль
критики со стороны взрослых (родителей
и учителей) и роль неблагополучных событий
и кризисов в жизни ребенка.
С целью проверки гипотезы о существовании взаимосвязи оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач и табачной аддикции у подростков проводилось исследование, в котором приняло участие 50 подростков учащихся 9 «А» и «В» классов(20 девушек и 30 юношей) в возрасте от 14 до 16 лет, обучающихся в СОШ № 119, г. Минска, ул. Ландера 80б.
В исследовании применялось две анкеты и опросник СТОУН-П, определяющий атрибутивный стиль для подростков: анкета, разработанная авторам, которая позволяет выявить является ли человек курящим, и по какой причине он курит (см. приложение А). Во время проведения анкеты, которая выявляет причину курения, подросткам была предложена инструкция по заполнению и 11 вопросов, на которые надо было, ответить «да» или «нет». Или написать свой вариант ответа, который соответствует заданному вопросу. Вторая анкета, которая определяет тип курительного поведения разработанная Д. Хорном (см. приложение Б), была предложена подросткам в количестве 50 человек, которые являются курильщиками, в которой надо было обвести цифру в соответствующей колонке. Согласно этой анкете выделяют 6 типов курительного поведения:
1-й тип – «Стимуляция». Курящий человек верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих людей с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечается симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии.
2-й тип – «Игра с сигаретой». Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят за общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.
3-й тип – «Расслабление». Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.
4-й тип – «Поддержка». Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.