Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
Подбор методик для проведения психологического исследования
Проведение исследований и обработка полученных результатов
Проверка выдвинутой гипотезы;
Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.
Введение. …………………………………………………………….стр. 7
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7
Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
Понятие тревоги……………………………………………………стр. 12
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста………………………………… стр.22
Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….стр. 29
2.5. Результаты, их анализы и интерпритация………………………...стр. 31
Заключение …………………………………………………………….стр. 34
Список литературы……………………………………………………стр. 36
Восьмицветный тест М.Люшера
Процедура
обследования. Экспериментатор перемешивает
карточки и раскладывает
Обработка результатов. Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Для оценки интенсивности состояний тревоги предлагаются следующие обозначения:
Основной цвет в 6-й позиции - !
Основной цвет в 7-й позиции - !!
Основной цвет в 8-й позиции - !!!
Серый, черный или коричневый на третьей позиции - !
Серый, черный или коричневый на второй позиции - !!
Серый, черный или коричневый на первой позиции - !!!
Все имеющиеся восклицательные знаки суммируются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12, что означает уровеньтревоги.
Тест Амена представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков (14 шт.) размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Процедура эксперимента. Рисунку предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. После предъявления рисунка ребенку задается вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное?». Выбор ребенка соответствующего лица фиксируется в протоколе.
Обработка результатов. На основании данных протокола подсчитывается количество эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) каждого испытуемого. Высокий уровень тревожности оценивается в 7-14 баллов.
Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие - отвержение».
Эта шкала выражает собой
2. «Кооперация – разделение».
Эта шкала выражает стремление
взрослых к сотрудничеству с
ребенком, проявление с их стороны
искренней заинтересованности
3. «Симбиоз – автономность».
Содержательно эта шкала
4. «Контроль». Данная шкала
характеризует то, как взрослые
контролируют поведение
5. «Инфантилизация». Отношение
к неудачам ребенка. Шкала
Процедура проведения опроса: Родителям (родителю) раздаются бланки опросника и обращаются с просьбой ответить на каждый вопрос, отметив его как «верно» и «неверно». При подсчете баллов по всем шкалам учитывается ответ “верно”. Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1 – отвержение; 2 - разделение; 3 – симбиоз; 4 – контроль; 5 - инфантилизация.
Для статистического анализа данных применялось сопоставление средних значений по шкалам по U – критерию Манна-Уитни.
На основании данных полученных с помощью методики «детский тест тревожности» Амена, испытуемые были разделены на две группы: с низким уровнем тревожности и высоким уровнем тревожности (Приложение №2). Достоверность этих данных подтверждается исследованием, проведенным с помощью методики Люшера. Показатели по тестам Амена и Люшера коррелируют на высоком уровне достоверности, т.е. испытуемые с высоким уровнем тревожности по тесту Амена демонстрируют высокий уровнень тревожности по тесту Люшера (Приложение №1,2).
Для проверки выдвинутой нами гипотезы соотнесем данные, полученные с помощью методики исследования родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (Прложение №3) и уровнем тревожности по группам. Они представлены в диаграмме.
Диаграмма. Среднее значение детско-родительских отношений по шкалам, в группах с низким и высоки уровнями тревожности.
родительский отношение дошкольный тревожность
На диаграмме видно, что испытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам детско-родитеских отношений, как отвержение, разделение, инфантилизация. Это говорит нам, о преобладании в отношениях родителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель мало интересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а так же приписывает ему личную и социальную несостоятельность.
При вычислении достоверности взаимосвязи шкал детско-родительских отношений и уровня тревожности была обнаружена значимая корреляция композитной по шкалам методики родительского отношения и уровнем тревожности. В частности наиболее значимые корреляции показали шкалы «отвержение» и «разделение» (Приложение №4).
Выводы.
Проведенный эксперимент
позволяет сделать вывод о
том, что характер родительского
отношения, т.е. система разнообразных
чувств, поведенческих стереотипов,
особенностей восприятия и понимая
характера и личности ребенка
в семье значимо влияет на уровень
тревожности ребенка. Особенно это
проявляется при эмоционально отрицательном
отношении, не принятие ребенка таким,
как он есть, не доверии, не уважение,
недостаточном проявление интереса
к делам и планам ребенка. Выявлены
так же высокие показатели по шкале
«инфантилизация» у детей с высоким
уровнем тревоги, но они не подтвердились
при статистической обработки. Возможно
из-за небольшой выборки. Тем не менее,
можно предположить, что при тенденции
родителями инфантилизировать ребенка,
приписывать ему личную и социальную
несостоятельность уровень
Таким
образом, при рассмотрении композитарных
данных по шкалам родительского отношения
выдвинутая гипотеза исследования подтверждается.
Характер детско-родительских отношений
в семье значимо влияет на уровень
тревожности у старших
Заключение.
В теоретической части настоящей
работы были рассмотрены аспекты
родительских отношений, понятие тревожности,
особенности ее проявления и причины
возникновения, а так же влияние
родительских отношений на проявление
тревожности у детей
Для проведения эксперимента и исследования
взаимосвязи детско-
-для исследования уровня тревожности методика «Восьмицветный тест» М.Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- для исследования детско-
Изучение проблемы влияния
типа детско-родительских взаимоотношений
на эмоциональную сферу ребенка
позволяет статистически
Анализ литературы и проведенное
психологическое исследование указывают
на то, что отношение родителя к
ребенку понимающееся, как система
разнообразных чувств и поступков
и проявляющее в стиле
Список литературы.
1.АракеловН., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер. Психология 1998.