Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
Подбор методик для проведения психологического исследования
Проведение исследований и обработка полученных результатов
Проверка выдвинутой гипотезы;
Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………….стр. 7
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7
Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
Понятие тревоги……………………………………………………стр. 12
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста………………………………… стр.22
Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….стр. 29
2.5. Результаты, их анализы и интерпритация………………………...стр. 31
Заключение …………………………………………………………….стр. 34
Список литературы……………………………………………………стр. 36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

Опека – отношения, при  которых родители обеспечивают своим  трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».

Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений  общим целям и задачам совместной деятельности.

Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для  него родителями: «кумир семьи», «мамино  сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».

В своих исследованиях  А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1. «Принятие – отвержение».

Принятие: родителю ребёнок  нравится таким, какой он есть. Он уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает  его.

2. «Кооперация» – родитель  заинтересован в делах и планах  ребёнка, старается во всем  помочь ему. Высоко оценивает  его интеллектуальные и творческие  способности, испытывает чувство  гордости за него.

3. «Симбиоз» – родитель  постоянно ощущает тревогу за  ребенка, он кажется ему маленьким  и беззащитным. Родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»  – родитель требует от ребенка  безоговорочного послушания и  дисциплины. Он старается во всем  навязать ему свою волю, за  проявление своеволия ребенка  сурово наказывают. Родитель пристально  следит за социальным поведением  ребенка и требует социального  успеха.

5. «Маленький неудачник»  – в родительском отношении  имеется стремление инфантилизировать  ребёнка, приписать ему личную  и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно  заметить, что родительское отношение  по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два  противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие  компоненты, как принятие, любовь, сопереживание  и т.д.) и условный (объективная  оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод  о том, что взаимоотношения в  семье могут носить разноплановый  характер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили  отношений и та роль, которую они  отводят ребенку в семье. Под  влиянием типа родительских отношений  формируется его личность. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина  и других показали, что психическое  развитие ребенка определяется его  эмоциональным контактом и особенностями  сотрудничества с родителями.

1.2 Понятие тревоги,  тревожности.

Прежде чем рассматривать  вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется  значительное количество исследований, посвященных анализу различных  аспектов проблемы тревожности. Понятие  «тревожность» многоаспектно. В  словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение  этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре  «тревожность» рассматривается  как склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

По мнению Р.С. Немова, тревожность  определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного  беспокойства, испытывать страх и  тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность  как индивидуальную психологическую  особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в  самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому  не предполагают.

Из определения понятий  следует, что тревожность можно  рассматривать как:

-психологическое явление;

-индивидуальную психологическую  особенность личности;

-склонность человека  к переживанию тревоги;

-состояние повышенного  беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его  жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей  угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два  вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность  предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта  личности). Ситуативная тревожность  обычно возникает как кратковременная  реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет  ситуационные проявления, так как  у ребёнка именно в период дошкольного  детства происходит становление  личности.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обучения  – учебная тревожность;

-с представлениями о  себе – самооценочная тревожность;

-с общением – межличностная  тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматриваются и её уровневое  строение. И.В. Имедадзе выделяет два  уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального  приспособления к среде, а высокий  вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с  деятельностью: деструктивный, недостаточный  и конструктивный.

Тревожность как психологическая  особенность может иметь разнообразные  формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание  характера переживания, осознание  вербального и невербального  выражения в характеристиках  поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок  выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность  влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что  дети с повышенной тревожностью относятся  к группам риска по неврозам, аддитивному  поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Так, какой он, тревожный  ребёнок? Тревожный ребёнок имеет  неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения  в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического  характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему  свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

1.3 Причины возникновения  тревожности и особенности ее  проявления у детей старшего  дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребенок  усваивает язык чувств – принятые в обществе, формы выражения тончайших  оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением  сдерживать бурные и резкие выражения  чувств. Пятилетний ребенок в отличие  от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается  не только в значительной степени  управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники все  еще остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые  они испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога  поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом  состоянии, благополучии, возможных  перспективах развития. Информацию о  степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный  фон. Эмоциональный фон может  быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка  характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи  опущены, выражение лица грустное или  индифферентное. В таких случаях  возникают проблемы в общении  и установлении контакта. Ребенок  часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много  времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой  ребенок подавлен, не инициативен, с  трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Обычно это очень не уверенные  в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

По  мнению Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), тревожность  развивается у детей, когда у  них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка  в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается  в том, что ребенок находится  в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов. Застенчивые  дети очень болезненно реагируют  на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой.

Формированию  тревожности у ребенка способствуют противоречивые требования, исходящие  из разных или одного источника. Например, мать запрещает то, что разрешает  отец. В основе внутреннего конфликта  может лежать внешний конфликт - между родителями, между семьей и  школой, между взрослыми и сверстниками. Противоречия в окружающей ребенка  обстановке не всегда становятся его  внутренними противоречиями. Когда  обе конфликтующие стороны становятся частью его эмоционального мира, создаются  все условия для тревоги. Ребенку  сложно сделать выбор между противоречивыми  требованиями взрослых.

Внутренний  конфликт может быть вызван неадекватными  требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка. Воспитание ребенка по принципу "ты должен быть самым умным" стимулирует добросовестность, требовательность к себе, но ребенок будет ориентироваться не на свои интересы, а на похвалу взрослых. Некоторые родители навязывают ребенку чуждые интересы, высоко ценимые ими самими, например, туризм, бег по утрам или плавание. Принудительное участие ребенка в делах, которые его внутренне не интересуют, ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха, а отсюда и повышенной тревожности.

Внутренний  конфликт может быть вызван негативными  требованиями, которые ставят ребенка  в униженное, зависимое положение. Тревогу вызывает эмоциональное  отвержение со стороны близких. Испытывая  затруднения в выражении любви  к ребенку, родители накапливают  негативные чувства, которые иногда проявляются вовне. В таких случаях  ребенок постоянно чувствует  противоречивое отношение к родителям, с одной стороны он видит какие-то признаки родительской любви, но одновременно постоянно боится потерять ее, не верит  в ее надежность. Это вызывает у  ребенка чувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

Чем шире круг значимых отношений, тем больше ситуаций, которые могут вызвать  тревогу. Но, с другой стороны, появление  новых сфер значимых отношений дает ребенку возможность успешно  разрешать многие противоречия. Ребенок  легче переживет конфликт с родителями, которых сильно любит, если знает, что  идет на него ради ценностей, которые  связаны, например, с дружбой со сверстниками. Если бы единственно значимой фигурой  для него была бы только мать, то малейшее нарушение отношений с ней  переросло бы в душевную трагедию.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться  тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими  воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Информация о работе Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста