Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
Подбор методик для проведения психологического исследования
Проведение исследований и обработка полученных результатов
Проверка выдвинутой гипотезы;
Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.
Введение. …………………………………………………………….стр. 7
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7
Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
Понятие тревоги……………………………………………………стр. 12
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста………………………………… стр.22
Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….стр. 29
2.5. Результаты, их анализы и интерпритация………………………...стр. 31
Заключение …………………………………………………………….стр. 34
Список литературы……………………………………………………стр. 36
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество – предполагает
опосредованность межличностных отношений
общим целям и задачам
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1. «Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2. «Кооперация» – родитель
заинтересован в делах и
3. «Симбиоз» – родитель
постоянно ощущает тревогу за
ребенка, он кажется ему
4. «Авторитарная
5. «Маленький неудачник»
– в родительском отношении
имеется стремление
Анализ литературы показывает,
что, несмотря на разнообразие понятий,
описывающих родительские отношения,
практически во всех подходах можно
заметить, что родительское отношение
по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два
противоположных момента в
Таким образом, у нас есть
все основания сделать вывод
о том, что взаимоотношения в
семье могут носить разноплановый
характер. На детско- родительских отношениях
сказывается тип семьи, позиция,
которую занимают взрослые, стили
отношений и та роль, которую они
отводят ребенку в семье. Под
влиянием типа родительских отношений
формируется его личность. Исследования
А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина
и других показали, что психическое
развитие ребенка определяется его
эмоциональным контактом и
1.2 Понятие тревоги, тревожности.
Прежде чем рассматривать
вопросы, связанные с влиянием родительских
отношений, обратим внимание на то,
что представляет собой тревожность.
В психологической науке
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожность
определяется как свойство человека
приходить в состояние
В.В. Давыдов трактует тревожность
как индивидуальную психологическую
особенность, состоящую в повышенной
склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:
-психологическое явление;
-индивидуальную
-склонность человека к переживанию тревоги;
-состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о
себе – самооценочная
-с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматриваются и её уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая
особенность может иметь
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
1.3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
Но дошкольники все
еще остаются непосредственными
и импульсивными. Эмоции, которые
они испытывают, легко прочитываются
на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Для практического психолога
поведение ребенка, выражение им
чувств – важный показатель в понимании
внутреннего мира маленького человека,
свидетельствующий о его
Отрицательный фон ребенка
характеризуется
Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
По
мнению Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной
(Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), тревожность
развивается у детей, когда у
них имеется внутренний конфликт,
провоцируемый завышенными
Формированию
тревожности у ребенка
Внутренний конфликт может быть вызван неадекватными требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка. Воспитание ребенка по принципу "ты должен быть самым умным" стимулирует добросовестность, требовательность к себе, но ребенок будет ориентироваться не на свои интересы, а на похвалу взрослых. Некоторые родители навязывают ребенку чуждые интересы, высоко ценимые ими самими, например, туризм, бег по утрам или плавание. Принудительное участие ребенка в делах, которые его внутренне не интересуют, ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха, а отсюда и повышенной тревожности.
Внутренний
конфликт может быть вызван негативными
требованиями, которые ставят ребенка
в униженное, зависимое положение.
Тревогу вызывает эмоциональное
отвержение со стороны близких. Испытывая
затруднения в выражении любви
к ребенку, родители накапливают
негативные чувства, которые иногда
проявляются вовне. В таких случаях
ребенок постоянно чувствует
противоречивое отношение к родителям,
с одной стороны он видит какие-то
признаки родительской любви, но одновременно
постоянно боится потерять ее, не верит
в ее надежность. Это вызывает у
ребенка чувство «потери опоры»
Чем шире круг значимых отношений, тем больше ситуаций, которые могут вызвать тревогу. Но, с другой стороны, появление новых сфер значимых отношений дает ребенку возможность успешно разрешать многие противоречия. Ребенок легче переживет конфликт с родителями, которых сильно любит, если знает, что идет на него ради ценностей, которые связаны, например, с дружбой со сверстниками. Если бы единственно значимой фигурой для него была бы только мать, то малейшее нарушение отношений с ней переросло бы в душевную трагедию.
Известно, что предпосылкой
возникновения тревожности