Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
Подбор методик для проведения психологического исследования
Проведение исследований и обработка полученных результатов
Проверка выдвинутой гипотезы;
Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………….стр. 7
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7
Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
Понятие тревоги……………………………………………………стр. 12
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста………………………………… стр.22
Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….стр. 29
2.5. Результаты, их анализы и интерпритация………………………...стр. 31
Заключение …………………………………………………………….стр. 34
Список литературы……………………………………………………стр. 36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка  с одним из родителей, обычно с  матерью. В этом случае общение взрослого  с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны  родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив  тесный эмоциональный контакт с  ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Например, существует зависимость  между количеством страхов у  детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи  матерям в детстве или проявляются  сейчас. Мать, находящаяся в состоянии  тревоги, непроизвольно старается  оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о  ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

А.М. Прихожан (Прихожан А.М. 2000) отмечала, что усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

Помимо перечисленных  факторов страхи возникают и в  результате фиксации в эмоциональной  памяти сильных испугов при встрече  со всем, что олицетворяет опасность  или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую  болезнь.

Если у ребенка усиливается  тревожность, появляются страхи – непременный  спутник тревожности, могут развиться  невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный  в себе, склонный к сомнениям и  колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, не справляется с задачей в игре, с делом.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием  чувства беспокойства и боязни сделать  что-либо не то, не так, не соответствовать  общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего  возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников оказывается  семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно  уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Замечено, что интенсивность  переживания тревоги, уровень тревожности  у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с  тем, с какими ситуациями они связывают  свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем  заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими  людьми. К людям, с которыми девочки  могут связывать свою тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя. Девочки  боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые  можно ожидать от родителей или  вне семьи: учителей, директора школы  и т.д.

Не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая  степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании креативного  мышления, для которого естественны  такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность  еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

 

1.4 Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.

К. Монпард считает, что  жестокое воспитание приводит к характерологичес кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным  доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее  воспитание приводит к чувству зависимости  и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к  трудностям в социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное  пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о  том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в  себя, с неустойчивостью поведения  и нарушениями в коммуникативной  сфере; избыточно-заласкивающее –  «мягко-забитый» тип с зависимым  поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» –  честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что  строгое несправедливое отношение  к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о  том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка  – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием  самоконтроля; предъявление к детям  непосильных требований – как  этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие  выводы: противоречивое и унижающее  воспитание ведёт к агрессивно-защитному  типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к  пассивно защитному типу поведения  с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение  – к инфантилизированному типу поведения  с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что  родители порой строят свои отношения  с ребёнком не осознавая, что они  просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей  к ребёнку является незнание психологических  особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка. С  точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка  шестилетнего возраста является то, что:

а) ребёнок может произвольно  управлять своим поведением, а  также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной  ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку  взаимосвязанных событий или  разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).

в) ведущее значение приобретает  развитие воображения (Л.С. Выготский).

Полученные данные свидетельствуют, что тревожные дети растут в семьях, в которых по крайней мере один из взрослых испытывает эмоциональное  неблагополучие. Клинический анализ случаев показал также, что матери тревожных детей делятся на три  группы: очень активные, сильные, стремящиеся  полностью контролировать жизнь  ребенка и всей семьи; ригидные; беспомощно-пассивные. Семейное воспитание в таких семьях нередко направлено на ограничение  социального опыта ребенка, что  заставляет его ориентироваться  преимущественно на семью.

Существует  достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного  воспитания, которые являются специфическими с точки зрения возникновения  у детей устойчивой тревожности. Можно назвать лишь фактор «несоответствия  детей престижным устремлениям родителей», выделенный в качестве значимого  для тревожности младших школьников.

 

 

Выводы.

Таким образом, исследуемый  материал позволил нам определиться в сущности понятия тревожности  и её влияние на личностное развитие ребёнка. Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности  родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили  воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать  ребенок», выделяются в настоящее  время в качестве центральной, «базовой»  причины тревожности многими  исследователями данной проблемы.

 

 

Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста

2.1.  Методы и  организация исследования.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.

Задачи исследования:

  1. Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
  2. Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
  3. Подбор методик для проведения психологического исследования
  4. Проведение исследований и обработка полученных результатов
  5. Проверка выдвинутой гипотезы;
  6. Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.

 

Объект исследования: взаимоотношение в семье между родителем и ребенком.

Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.

База исследования: 15 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родители. В выборку вошли дети старшей и подготовительной группы детского сада.

Методологическая  основа: Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной А.М. Прихожана, А.Я. Варга, В.В. Столина, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина.

Методы исследования: Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

  1. Для определения уровня тревожности детей: восьмицветный тест Люшера
  2. «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
  3. Для исследования характера взаимоотношений в семье: Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

   Практическая значимость: возможность дать рекомендации родителям по вопросу воспитания детей; возможность оказать помощь детям, которые воспитываются в семьях с негармоничным стилем воспитания, результаты исследования могут быть использованы в консультировании.

   Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Информация о работе Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста