Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
Подбор методик для проведения психологического исследования
Проведение исследований и обработка полученных результатов
Проверка выдвинутой гипотезы;
Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………….стр. 7
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7
Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
Понятие тревоги……………………………………………………стр. 12
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста………………………………… стр.22
Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….стр. 29
2.5. Результаты, их анализы и интерпритация………………………...стр. 31
Заключение …………………………………………………………….стр. 34
Список литературы……………………………………………………стр. 36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.29 Кб (Скачать)

Курсовая работа

по предмету: Нейропсихология детского возраста.

на тему: «Взаимосвязь характера детско-родительских отношений

и тревожности у детей  дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение. …………………………………………………………….стр. 7

Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7

    1. Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
    2. Понятие тревоги……………………………………………………стр.  12
    3. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления  у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
    4. Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста…………………………………  стр.22

Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26

2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26

2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27

2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28

2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

…………………………………………………………………………….стр. 29 

2.5. Результаты, их анализы  и интерпритация………………………...стр. 31

Заключение …………………………………………………………….стр. 34

Список литературы……………………………………………………стр. 36

Приложение

 

Введение.

Актуальность: Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние  тревоги и связанное с ним  понятие тревожности. Тревожность  – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая  степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.

В настоящее время не существует единой точки зрения на причины, лежащие  в основе формирования данного явления. Согласно работам представителей динамического  подхода и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивого  свойства личности, лежат в детстве  индивида. Решающим периодом, по мнению Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной  А.М. Прихожана, является дошкольный возраст. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие).

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно  важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок  как самая чувствительная часть  социума подвержен разнообразным  отрицательным воздействиям, которые  оказывают влияние на его эмоциональный  фон. В последние годы, как свидетельствуют  специальные экспериментальные  исследования, наиболее распространёнными  явлениями являются тревожность  и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи  С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и  другие, является психологический микроклимат  семьи.

В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно  расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития пихологичской  науки и практики.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.

Задачи исследования:

  1. Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
  2. Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
  3. Подбор методик для проведения психологического исследования
  4. Проведение исследований и обработка полученных результатов
  5. Проверка выдвинутой гипотезы;
  6. Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.

 

Объект исследования: взаимоотношение в семье между родителем и ребенком.

Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.

База исследования: 15 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родители. В выборку вошли дети старшей и подготовительной группы детского сада.

Методологическая  основа: Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной А.М. Прихожана, А.Я. Варга, В.В. Столина, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина.

Методы исследования: Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

  1. Для определения уровня тревожности детей: восьмицветный тест Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
  2. Для исследования характера взаимоотношений в семье: Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

   Практическая значимость: возможность дать рекомендации родителям по вопросу воспитания детей; возможность оказать помощь детям, которые воспитываются в семьях с негармоничным стилем воспитания, результаты исследования могут быть использованы в консультировании.

   Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста

    1. Понятие «родительские отношения», виды.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений  на ребенка, рассмотрим её значение в  его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний  день в современной науке так  и нет единого определения  понятия «семья», хотя попытки сделать  это предпринимались великими мыслителями  много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие). В психологическом  словаре для родителей находим  следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения  обусловлены различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений».

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально- педагогическая группа людей, предназначенная  для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  её члена».

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное  воздействие на личность ребёнка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей, не относится к ребёнку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность и милосердие  к растущему человеку;

-вовлечение детей в  жизнедеятельность семьи как  её равноправных участников;

-открытость и доверительность  отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений  в семье;

-последовательность в  своих требованиях (не требовать  невозможного);

-оказание посильной помощи  своему ребёнку, готовность отвечать  на вопросы.

Реализация этих принципов  будет зависеть и от типа воспитания:

Автократический – когда  все решения, касающиеся детей, принимают  исключительно родители.

Авторитетный, но демократический  – в этом случае решения принимаются  родителями совместно с детьми.

Либеральный – когда при  принятии решения последнее слово  остаётся за ребёнком.

Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные  отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей  к своему ребёнку, как считает  Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А.Я. Варга и  В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Проблемой влияния родительского  отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. С. Соловейчик считает, что отношения родителей  к ребёнку отличаются высокой  психологической напряжённостью и  многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,

боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

П.Ф. Лесгафт выделил шесть  позиций родителей по отношению  к детям, оказывающих влияние  на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают  внимания на детей, унижают,  игнорируют их. В таких семьях  дети часто вырастают лицемерными,  лживыми, у них часто наблюдается  невысокий интеллект или задержка  умственного развития.

2. Родители постоянно  восхищаются своими детьми, считают  их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3. Гармоничные отношения,  построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием  и глубиной мышления, стремлением  к знаниям.

4. Родители постоянно  не довольны ребёнком, критикуют  и порицают его. Ребёнок растёт  раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Родители чрезмерно  балуют и оберегают ребёнка.  Дети растут ленивыми, социально  незрелыми.

6. Родители, на позицию  которых оказывают влияние финансовые  трудности. Их дети растут с  пессимистическим отношением к  окружающему миру. Если же не  влияют, то дети спокойны, скромны.

А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье  как сосуществование, конфронтация, содружество.

В своих исследованиях  С.В. Ковалёв выделяет следующие  типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и  сотрудничество. Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:

Диктат – систематическое  подавление инициативы другого.

Информация о работе Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста