Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
Подбор методик для проведения психологического исследования
Проведение исследований и обработка полученных результатов
Проверка выдвинутой гипотезы;
Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.
Введение. …………………………………………………………….стр. 7
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………стр. 7
Понятие «родительские отношения», виды………………………стр. 7
Понятие тревоги……………………………………………………стр. 12
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста………………………… ...стр. 15
Влияние родительских отношений на проявление тревожности старшего дошкольного возраста………………………………… стр.22
Глава II. Эмперическое исследование характера детского- родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..стр. 26
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера …………………………..................стр. 27
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….стр. 29
2.5. Результаты, их анализы и интерпритация………………………...стр. 31
Заключение …………………………………………………………….стр. 34
Список литературы……………………………………………………стр. 36
Курсовая работа
по предмету: Нейропсихология детского возраста.
на тему: «Взаимосвязь характера детско-родительских отношений
и тревожности у детей дошкольного возраста»
Содержание.
Введение. ……………………………………………………
Глава I. Теоретическое
исследование характера детско-родительских
отношений и тревожности у детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
Глава II. Эмперическое
исследование характера детского- родительских
отношений и тревожности у детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.1. Методы и организация исследования……………………………..стр. 26
2.2. Восьмицветный тест Люшера
…………………………..................
2.3. Детский тест тревожности Р. Теммл, М Дорки, В. Амен………..стр. 28
2.4. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
…………………………………………………………………………….
2.5. Результаты, их анализы
и интерпритация………………………...
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение.
Актуальность: Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Среди наиболее актуальных
проблем современной психологии
одно из главных мест занимает состояние
тревоги и связанное с ним
понятие тревожности. Тревожность
– определяется, как индивидуальная
психологическая особенность, проявляющаяся
в склонности человека к частым и
интенсивным переживаниям состояния
тревоги, а также в низком пороге
ее возникновения. Не влияя в целом
на интеллектуальное развитие, высокая
степень тревожности может
В настоящее время не существует
единой точки зрения на причины, лежащие
в основе формирования данного явления.
Согласно работам представителей динамического
подхода и отечественных
Изучение детско-родительских
отношений является чрезвычайно
важным для понимания факторов, влияющих
на становление личности ребенка. По
мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв,
В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок
как самая чувствительная часть
социума подвержен
В настоящее время круг
исследований, связанных со спецификой
детско-родительских отношений постоянно
расширяется и углубляется, что,
безусловно, связано с возрастающим
пониманием в обществе важнейшего значения
семьи как социального
Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Задачи исследования:
Объект исследования: взаимоотношение в семье между родителем и ребенком.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.
База исследования: 15 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родители. В выборку вошли дети старшей и подготовительной группы детского сада.
Методологическая основа: Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной А.М. Прихожана, А.Я. Варга, В.В. Столина, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина.
Методы исследования: Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость: возможность дать рекомендации родителям по вопросу воспитания детей; возможность оказать помощь детям, которые воспитываются в семьях с негармоничным стилем воспитания, результаты исследования могут быть использованы в консультировании.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава I. Теоретическое исследование характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная
общность волновала умы философов,
историков, социологов, педагогов, психологов
во все времена. Но на сегодняшний
день в современной науке так
и нет единого определения
понятия «семья», хотя попытки сделать
это предпринимались великими мыслителями
много веков назад (Аристотель, Гегель,
Кант, Платон и другие). В психологическом
словаре для родителей находим
следующее определение семьи: «Семья
– основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой
связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью.
В браке и семье отношения
обусловлены различием полов
и половой потребностью, проявляются
в форме нравственно-
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально- педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена».
По мнению исследователей,
занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский,
А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие),
семья может выступать в
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность
-последовательность в
своих требованиях (не
-оказание посильной помощи
своему ребёнку, готовность
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,
боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1. Родители не обращают
внимания на детей, унижают,
игнорируют их. В таких семьях
дети часто вырастают
2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3. Гармоничные отношения,
построенные на любви и
4. Родители постоянно
не довольны ребёнком, критикуют
и порицают его. Ребёнок
5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6. Родители, на позицию
которых оказывают влияние
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.