Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [2].

Файлы: 1 файл

взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Рисунок 2 – Уровень ситуативной тревожности студентов младших курсов.

В среднем реактивная тревожность в группе составила 31 балл, личностная тревожность – 33 балла. Статистической нормой является (как для реактивной, так и личностной тревожности) -  31-44 балла. Следовательно, можно сделать вывод о том что, уровень личностной и ситуативной тревожности респондентов в данной группе соответствуют норме.

2.6 Анализ взаимосвязи социально-психологической адаптации и тревожности у студентов первого курса

 

Между интегральными  показателями социально-психологической  адаптации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт) и показателями тревожности (личностная и реактивная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи (приложение 6).

Показатель личностной тревожности взаимосвязаны со следующими интегральными показателями социально-психологической адаптации обратной (или отрицательной) корреляцией. При повышении уровня личностной тревожности у студента первого курса понижается уровень социально-психологической адаптации, также понижаются значения интегральных показателей самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортности, и наоборот, при понижении уровня личностной тревожности вышеперечисленные показатели повышаются (таблица 4).

Таблица 4. – Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации с уровнем личностной и реактивной тревожности

Параметры социально-психологической  адаптации

Личностная тревожность

Реактивная тревожность

Коэффициент

Статист. значимость (р)

Коэффициент

Статист. значимость (р)

Адаптация

-0,67

>0,01

-0,53

>0,01

Самопринятие 

-0,65

>0,01

-0,42

>0,01

Принятие других

-0,44

>0,01

-

-

Эмоциональная комфортность

-0,45

>0,01

-0,38

>0,05


 

Таким образом, при повышении личностной тревожности будет наблюдаться понижение интегральных показателей социально-психологической адаптации (адаптации, самопринятия, принятие других, эмоциональная комфортности). Следовательно, студент будет чувствовать эмоциональный дискомфорт, не сможет быстро и успешно адаптироваться к изменениям в окружающей среде, будет наблюдаться не принятия себя как целостной личности.

При низких показателях личностной тревожности будет наблюдаться повышение адаптивных способностей, адекватное оценивание новой ситуации. Эмоциональная стабильность, ощущение и принятие себя как целостной личности.

Реактивная тревожность  носит не постоянный характер, но также  отрицательно влияет на интегральные показатели социально-психологической  адаптации, такие как адаптация, самопринятие и эмоциональную комфортность студента (таблица 4). Это означает, что при повышенном уровне реактивной тревожности в конкретной ситуации будет снижаться уровень адаптации, то есть студенту будет сложнее адаптироваться к неблагоприятным условиям. При этом он будет чувствовать эмоциональный дискомфорт. При низком уровне реактивной тревожности студент будет более спокойно реагировать на новую, неприятную ситуацию, что позволит ему более успешно и быстро подобрать механизм адаптации к ней.

 

 

 

Выводы

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

  1. Социально-психологическая адаптация исследуемой группы студентов первого курса находится на среднем уровне
  2. Между адаптацией и интегральными показателями социально-психологической адаптации
  3. Процент студентов первого курса, у которых высокий уровень личностной тревожности находится на высоком уровне, составляет 32% группы. Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что большая часть первокурсников при столкновении с новой, неизвестной ситуацией испытывают беспокойство, тревогу, эмоциональный дискомфорт, из-за чего они не в состоянии быстро справится с новой задачей.
  4. Между уровнем социально-психологической адаптацией и уровнем личностной тревожности существует обратная (отрицательная) взаимосвязь. Это говорит о том, что при повышении уровня социально-психологической адаптации уровень личностной тревожности будет снижаться, и студент будет чувствовать уверенность в своих силах

 

Список литературы

  1. Андреева, Д.А. Человек и общество/Д.А. Андреева.- М.: Высш.шк., 1973
  2. Андреева, Д.А. Проблемы активности студентов/ Д.А. Андреева. - Ростов н/Д.: Эдема, 1975
  3. Александровский, Ю.А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация/Ю. А. Александровский. - М.: Эксмо, 1976
  4. Ильюченок, Р.Ю. Память и адаптация/Р.Ю. Ильюченок. Новосибирск: ЭРА, 1979
  5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004
  6. Медведев, В.И. Физиология трудовой деятельности/В.И. Медведев. СПб.: Издательский Дом «Нева» 1993
  7. Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов/Г.И. Поствоалова. - М.: Азимут-Центр, 1993
  8. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1988
  9. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006
  10. Иванов, Г.Г. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей./Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов — Ижевск: Издательство Удмурт. ун-та, 1996
  11. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992
  12. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960
  13. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Экскакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
  14. Ханчук Н.Н. Некоторые актуальные проблемы адаптации студентов в процессе обучения в высшей школе, Владивосток:, 2000

Приложение

Приложение 1

Методика диагностики  социально-психологической адаптации  К. Роджерса и Р. Даймонда

Инструкция. В опроснике  содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав  очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в  какой мере это высказывание может  быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:

«0» – это ко мне  совершенно не относится;

«1» – мне это  не свойственно в большинстве  случаев;

«2» – сомневаюсь, что  это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь  отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно  про меня.

Выбранный вами вариант  ответа отметьте в бланке для ответов  в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Опросник социально-психологической  адаптации

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу,
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
  29. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом – не от мира сего.
  53. Человек, терпимый к людям, и принимает каждого таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный, легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх; а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
  98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими.

Бланк для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

 

 

Приложение 2

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

Шкала самооценки состоит  из 2 частей, раздельно оценивающих  реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-40)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.

№ п\п

Вопросы

Нет это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство  внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден  и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно и приятно

1

2

3

4

20

Мне все безразлично

1

2

3

4


 

Инструкция: Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.

№ п\п

Вопросы

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я обычно быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким  же счастливым как и другие

1

2

3

4

25

Иногда я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности  обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю  из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком  близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности  в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических  ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают  и волнуют меня

1

2

3

4

38

я так сильно переживаю  свои разочарования, что потом долго  не могу о них забыть

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное  беспокойство, когда я думаю о  своих делах и заботах

1

2

3

4

Информация о работе Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии