Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется  всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и  обеспечивает формирование нового гомеостатического  состояния, которое позволяет достигать  максимальной эффективности физиологических  функций и поведенческих реакций [2].
Рисунок 2 – Уровень ситуативной тревожности студентов младших курсов.
В среднем реактивная тревожность в группе составила 31 балл, личностная тревожность – 33 балла. Статистической нормой является (как для реактивной, так и личностной тревожности) - 31-44 балла. Следовательно, можно сделать вывод о том что, уровень личностной и ситуативной тревожности респондентов в данной группе соответствуют норме.
Между интегральными показателями социально-психологической адаптации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт) и показателями тревожности (личностная и реактивная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи (приложение 6).
Показатель личностной тревожности взаимосвязаны со следующими интегральными показателями социально-психологической адаптации обратной (или отрицательной) корреляцией. При повышении уровня личностной тревожности у студента первого курса понижается уровень социально-психологической адаптации, также понижаются значения интегральных показателей самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортности, и наоборот, при понижении уровня личностной тревожности вышеперечисленные показатели повышаются (таблица 4).
Таблица 4. – Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации с уровнем личностной и реактивной тревожности
Параметры социально-психологической адаптации  | 
  Личностная тревожность  | 
  Реактивная тревожность  | ||
Коэффициент  | 
  Статист. значимость (р)  | 
  Коэффициент  | 
  Статист. значимость (р)  | |
Адаптация  | 
  -0,67  | 
  >0,01  | 
  -0,53  | 
  >0,01  | 
Самопринятие  | 
  -0,65  | 
  >0,01  | 
  -0,42  | 
  >0,01  | 
Принятие других  | 
  -0,44  | 
  >0,01  | 
  -  | 
  -  | 
Эмоциональная комфортность  | 
  -0,45  | 
  >0,01  | 
  -0,38  | 
  >0,05  | 
Таким образом, при повышении личностной тревожности будет наблюдаться понижение интегральных показателей социально-психологической адаптации (адаптации, самопринятия, принятие других, эмоциональная комфортности). Следовательно, студент будет чувствовать эмоциональный дискомфорт, не сможет быстро и успешно адаптироваться к изменениям в окружающей среде, будет наблюдаться не принятия себя как целостной личности.
При низких показателях личностной тревожности будет наблюдаться повышение адаптивных способностей, адекватное оценивание новой ситуации. Эмоциональная стабильность, ощущение и принятие себя как целостной личности.
Реактивная тревожность носит не постоянный характер, но также отрицательно влияет на интегральные показатели социально-психологической адаптации, такие как адаптация, самопринятие и эмоциональную комфортность студента (таблица 4). Это означает, что при повышенном уровне реактивной тревожности в конкретной ситуации будет снижаться уровень адаптации, то есть студенту будет сложнее адаптироваться к неблагоприятным условиям. При этом он будет чувствовать эмоциональный дискомфорт. При низком уровне реактивной тревожности студент будет более спокойно реагировать на новую, неприятную ситуацию, что позволит ему более успешно и быстро подобрать механизм адаптации к ней.
 
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
 
Приложение 1
Методика диагностики 
социально-психологической 
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав 
очередное высказывание опросника, 
примерьте его к своим 
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Опросник социально-
Бланк для ответов
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
11  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  15  | 
  16  | 
  17  | 
  18  | 
  19  | 
  20  | 
21  | 
  22  | 
  23  | 
  24  | 
  25  | 
  26  | 
  27  | 
  28  | 
  29  | 
  30  | 
31  | 
  32  | 
  33  | 
  34  | 
  35  | 
  36  | 
  37  | 
  38  | 
  39  | 
  40  | 
41  | 
  42  | 
  43  | 
  44  | 
  45  | 
  46  | 
  47  | 
  48  | 
  49  | 
  50  | 
51  | 
  52  | 
  53  | 
  54  | 
  55  | 
  56  | 
  57  | 
  58  | 
  59  | 
  60  | 
61  | 
  62  | 
  63  | 
  64  | 
  65  | 
  66  | 
  67  | 
  68  | 
  69  | 
  70  | 
71  | 
  72  | 
  73  | 
  74  | 
  75  | 
  76  | 
  77  | 
  78  | 
  79  | 
  80  | 
81  | 
  82  | 
  83  | 
  84  | 
  85  | 
  86  | 
  87  | 
  88  | 
  89  | 
  90  | 
91  | 
  92  | 
  93  | 
  94  | 
  95  | 
  96  | 
  97  | 
  98  | 
  99  | 
  100  | 
101  | 
  |||||||||
 
Приложение 2
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-40)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.
№ п\п  | 
  Вопросы  | 
  Нет это не так  | 
  Пожалуй так  | 
  Верно  | 
  Совершенно верно  | 
1  | 
  Я спокоен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
2  | 
  Мне ничто не угрожает  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
3  | 
  Я нахожусь в напряжении  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
4  | 
  Я испытываю сожаление  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
5  | 
  Я чувствую себя свободно  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
6  | 
  Я расстроен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
7  | 
  Меня волнуют возможные неудачи  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
8  | 
  Я чувствую себя отдохнувшим  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
9  | 
  Я встревожен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
10  | 
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
11  | 
  Я уверен в себе  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
12  | 
  Я нервничаю  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
13  | 
  Я не нахожу себе места  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
14  | 
  Я взвинчен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
15  | 
  Я не чувствую скованности, напряженности  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
16  | 
  Я доволен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
17  | 
  Я озабочен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
18  | 
  Я слишком возбужден и мне не по себе  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
19  | 
  Мне радостно и приятно  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
20  | 
  Мне все безразлично  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
 
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.
№ п\п  | 
  Вопросы  | 
  Почти никогда  | 
  Иногда  | 
  Часто  | 
  Почти всегда  | 
21  | 
  Я испытываю удовольствие  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
22  | 
  Я обычно быстро устаю  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
23  | 
  Я легко могу заплакать  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
24  | 
  Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
25  | 
  Иногда я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
26  | 
  Обычно я чувствую себя бодрым  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
27  | 
  Я спокоен, хладнокровен и собран  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
28  | 
  Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
29  | 
  Я слишком переживаю из-за пустяков  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
30  | 
  Я вполне счастлив  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
31  | 
  Я принимаю все слишком близко к сердцу  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
32  | 
  Мне не хватает уверенности в себе  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
33  | 
  Обычно я чувствую себя в безопасности  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
34  | 
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
35  | 
  У меня бывает хандра  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
36  | 
  Я доволен  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
37  | 
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
38  | 
  я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
39  | 
  Я уравновешенный человек  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
40  | 
  Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  |