Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [2].
Рисунок 2 – Уровень ситуативной тревожности студентов младших курсов.
В среднем реактивная тревожность в группе составила 31 балл, личностная тревожность – 33 балла. Статистической нормой является (как для реактивной, так и личностной тревожности) - 31-44 балла. Следовательно, можно сделать вывод о том что, уровень личностной и ситуативной тревожности респондентов в данной группе соответствуют норме.
Между интегральными показателями социально-психологической адаптации (адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт) и показателями тревожности (личностная и реактивная) также выявлены статистически значимые взаимосвязи (приложение 6).
Показатель личностной тревожности взаимосвязаны со следующими интегральными показателями социально-психологической адаптации обратной (или отрицательной) корреляцией. При повышении уровня личностной тревожности у студента первого курса понижается уровень социально-психологической адаптации, также понижаются значения интегральных показателей самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортности, и наоборот, при понижении уровня личностной тревожности вышеперечисленные показатели повышаются (таблица 4).
Таблица 4. – Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации с уровнем личностной и реактивной тревожности
Параметры социально-психологической адаптации |
Личностная тревожность |
Реактивная тревожность | ||
Коэффициент |
Статист. значимость (р) |
Коэффициент |
Статист. значимость (р) | |
Адаптация |
-0,67 |
>0,01 |
-0,53 |
>0,01 |
Самопринятие |
-0,65 |
>0,01 |
-0,42 |
>0,01 |
Принятие других |
-0,44 |
>0,01 |
- |
- |
Эмоциональная комфортность |
-0,45 |
>0,01 |
-0,38 |
>0,05 |
Таким образом, при повышении личностной тревожности будет наблюдаться понижение интегральных показателей социально-психологической адаптации (адаптации, самопринятия, принятие других, эмоциональная комфортности). Следовательно, студент будет чувствовать эмоциональный дискомфорт, не сможет быстро и успешно адаптироваться к изменениям в окружающей среде, будет наблюдаться не принятия себя как целостной личности.
При низких показателях личностной тревожности будет наблюдаться повышение адаптивных способностей, адекватное оценивание новой ситуации. Эмоциональная стабильность, ощущение и принятие себя как целостной личности.
Реактивная тревожность носит не постоянный характер, но также отрицательно влияет на интегральные показатели социально-психологической адаптации, такие как адаптация, самопринятие и эмоциональную комфортность студента (таблица 4). Это означает, что при повышенном уровне реактивной тревожности в конкретной ситуации будет снижаться уровень адаптации, то есть студенту будет сложнее адаптироваться к неблагоприятным условиям. При этом он будет чувствовать эмоциональный дискомфорт. При низком уровне реактивной тревожности студент будет более спокойно реагировать на новую, неприятную ситуацию, что позволит ему более успешно и быстро подобрать механизм адаптации к ней.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Приложение 1
Методика диагностики
социально-психологической
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав
очередное высказывание опросника,
примерьте его к своим
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Опросник социально-
Бланк для ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
Приложение 2
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-40)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.
№ п\п |
Вопросы |
Нет это не так |
Пожалуй так |
Верно |
Совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно и приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне все безразлично |
1 |
2 |
3 |
4 |
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.
№ п\п |
Вопросы |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
21 |
Я испытываю удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я обычно быстро устаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Я легко могу заплакать |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Иногда я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Обычно я чувствую себя бодрым |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я принимаю все слишком близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Обычно я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |