Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [2].

Файлы: 1 файл

взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Процесс адаптации реализуется  всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и  обеспечивает формирование нового гомеостатического  состояния, которое позволяет достигать  максимальной эффективности физиологических  функций и поведенческих реакций [2].

Поскольку социально-психологическая адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами.

К факторам, ухудшающим адаптацию  в экстремальной или сложной  ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния [3].

Недостаток информации, недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.

Обычно тревога представляет собой переходящее состояние, она  ослабевает, как только человек действительно  сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором проходит истощение организма.

В результате повышения  уровня тревожности человек не в  состоянии справиться с новой  ситуацией приводит к снижению социально-психологической адаптации [10].

Изучение проблемы взаимосвязи социально-психологической адаптации и тревожности у студентов первого курса заключается в том, что студент попадает в новую, неизвестную ему среду. На этом этапе важно справится с напряжением, быстро и эффективно адаптироваться к новой ситуации.

Объект  данной работы – социально-психологическая адаптация студентов.

Предмет исследования – связь социально-психологической адаптации и тревожности студентов младших курсов.

Цель исследования: изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и тревожности студентов младших курсов.

Задачи исследования:

  1. Изучить существующие теоретические положения об социально-психологической адаптации и тревожности личности в отечественной и зарубежной литературе.
  2. Изучить социально-психологическую адаптацию студентов первого курса.
  3. Исследовать уровень тревожности у студентов первого курса.
  4. Провести анализ взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и тревожностью у студентов первого курса.

Для достижения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: наблюдение, беседа; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; методы математической обработки данных (метод Спирмена).

В исследовании приняли  участие студенты первых курсов НТУ  «ХПИ» факультетов информатики и управления, экономической кибернетики и маркетингового менеджмента, органической химии. Возраст испытуемых 17-18 лет. Испытуемые были выровнены по половому признаку. Всего в исследовании принимало участие 40 человек.

1. Анализ проблемы социально-психологической адаптации

1.1 Понятие социально-психологической адаптации, основные теоретические подходы

 

Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения  в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Различают следующие два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую [5].

Биофизиологическая адаптация  – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе.

Характерным для биофизиологической адаптации человека является то, что они может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Социально-психологическая  адаптация - привыкание индивида к новым  условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды [1].

В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности [6].

К факторам, ухудшающим адаптацию  в экстремальной или сложной  ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния [3].

Наоборот, облегчает адаптацию  опыт человека, особенно в преодолении  трудностей, хорошее здоровье и волевые качества [7].

Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней  среды и организма человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.

Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является социально-психологическая адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества, но это не совсем так.

Социализация личности - противоречивый процесс. С одной  стороны, он предполагает адаптацию  человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением), которое предполагает успешная социализация, нарушается. Социально-психологическая адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации.

Налчаджян А.А. рассматривал адаптацию, как процесс приспособления к условиям среды с целью установления определенного состояния, и как само состояние, при котором потребности организма удовлетворены с учетом требований со стороны среды [8].

По мнению Розум С.И., эффективность социально-психологической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или служебной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с её нарушениями [9].

В результате того, что  студент не в состоянии адаптироваться к новым условиям деятельности из-за недостатка информации, недостаточного жизненного опыта, неумения подбирать необходимые механизмы для успешной адаптации возникает нарастание тревоги, что в свою очередь негативно влияет на социально-психологическую адаптацию.

Исследование проблемы социально-психологической адаптации, в конечном счете, сводится к раскрытию той совокупности факторов, которые предопределяют сравнительно быструю, полную и устойчивую социально-психологическую адаптацию, и тех предпосылок, которые выступают причиной дезадаптации.

 

1.2 Особенности социально-психологической адаптации студентов младших курсов

 

Обучение в вузе —  сложный и длительный процесс, который  предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики  и физиологии молодых людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.).

Состояние здоровья во многом определяется его адаптивными резерватами, характером и направленностью в системе организм-среда. Оптимизация здоровья тесно связана с процессом адаптации, который носит фазовый характер. Процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное. Период острой адаптации, согласно мнению многих исследователей, падает на 1-2 курсы вуза. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями студента, включающими способности, психические установки, материальную обеспеченность и, конечно, здоровье. На втором курсе зарегистрирован пик подъема заболеваемости (Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов, 1996). На III курсе у студентов возникает новая мотивация. Они приступают к изучению специальных дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс адаптации завершается, как правило, к концу III курса (Н.Ф. Борисенко, С.А. Гапонова, и др.) [10].

Социально-психологическая  адаптация студентов к условиям обучения в вузах имеет, конечно, свою специфику. Основной составной частью проблемы социально-психологической адаптации считают преодоление "дидактического барьера". то есть перестройку школьного отношения к учебному процессу. Жертвами "дидактического барьера" могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности [2].

Поступление в высшее учебное заведение у большинства  студентов влечет за собой изменение  привычных жизненных стереотипов. При этом переход из благоприятных условий семьи и школы к студенческому образу жизни следует рассматривать как влияние неадекватных условий. Студенты сталкиваются с новыми формами и методами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания (А.С. Фаустов, И.Б. Бойкина, 1996).

У большинства студентов  появляется необходимость адаптации  к новой бытовой обстановке (проживание в общежитии), к новому коллективу (учебной группе), курсу, к новым  преподавателям.

Обучение в вузе относится  к категории умственного труда  и отличается рядом особенностей. Умственная деятельность студентов протекает, как правило, на фоне выраженного эмоционального напряжения, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок, большого количества зачетов и экзаменов, которые необходимо сдать студенту за годы обучения [7].

Главные трудности у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в вузе. Этот переход требует определенных, новых, навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени.

Источником социально-психологического дискомфорта студента – первокурсника являются новые требования, как к организации учебного процесса, так и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение – воспроизведение» в вузе встречается значительно реже. Ряд предметов вузовских программ требует самостоятельности мышления, все большее распространение получают активные методы обучения типа «case-stady», где нет готовых ответов. Для вчерашних школьников, многие из которых обучались по традиционным программам, это – ситуация высокой степени неопределенности, к которой они психологически не готовы.

Поступление в вуз  и обучение приводит к значительным изменениям межличностных контактов, социального статуса, жизненных стереотипов и неизбежно требует  пересмотра установок, представлений о социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, а также выявление психологических факторов успешности социально-психологической адаптации к вузовскому обучению - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Социально-психологическую  адаптированность личности - состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, а также переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Социально-психологические проблемы адаптации бывших школьников к обучению в высшей школе обусловлены также психологическими особенностями юношеского возраста. Характерными чертами юношей является стремление к самопознанию и самоопределению в качестве субъекта социальной жизни, а также активное взаимодействие с окружающим миром.

Информация о работе Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии