Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [2].

Файлы: 1 файл

взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Процесс взросления сопровождается значительными психологическими трудностями, которые ещё в большей степени обостряют проблему социально-психологической адаптации первокурсников к новой учебной деятельности.

Далеко не все студенты, попадая в атмосферу вуза, способны и могут быстро адаптироваться. В результате затянувшейся адаптации может также происходить снижение успеваемости студентов, возникновение различных личностных проблем,  ухудшение здоровья.

Первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешная социально-психологическая адаптация к новым условиям является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента и для его нормального психического и физического здоровья.

1.3 Тревожность. Анализ и состояние проблемы

 

Впервые выделил и  акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске  психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики [2].

Однако чаще всего  тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может  варьировать по интенсивности и  изменяться во времени как функция  уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу  и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации [12].

Обычно тревога представляет собой переходящее состояние, она  ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание, порождающее тревогу, затягивается, и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей «дееспособности». В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Г. Селье [12].

Г. Селье выделил  три фазы стресса. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного  расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение [12].

Изучению состояния  тревоги посвящено большое количество работ. Прежде всего, важно различать понятие тревоги как состояния и тревожности как черты личности.

Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся  неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревога представляет собой  единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе "человек-среда", она активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обусловливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Тревожность – это  относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность  воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать  на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги. Различают два вида тревожности: ситуативную (или реактивную)  и личностную тревожность.

В психологической литературе можно встретить разные определения  этого понятия, хотя большинство  исследований сходятся в признании  необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Понимание тревоги в  теории Спилбергера определяется следующими положениями: Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимой причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания тревоги. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Термин личностная тревожность используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека.

Личностная тревожность проявляется  не обязательно непосредственно  в поведение, она имеет выражение  субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику.

Человек с низким уровнем  личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной  насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью.

При среднем уровне личностной тревожности  человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно  в ситуациях, к которым он уже  успел адаптироваться, в которых он знает как себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появления дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности.

Высокий уровень личностной тревожности  означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его  престижу, самооценке, физическому  здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров [13].

Так называемая ситуативная тревожность развивается в течении жизни как реакция на обстановку и события, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда  человек перед лицом серьезных  обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего  свидетельствует об инфантильной жизненной  позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике личности, как реактивная (ситуативная) тревожность. Принято даже считать, что повышенный уровень реактивной тревожности свидетельствует о наличии у человека стрессового состояния, а высокие показатели личностной тревожности коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными и психосоматическими заболеваниями.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие  выводы.

  1. Социально-психологическая адаптация - привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.
  2. Недостаток информации ухудшает социально-психологическую адаптацию в экстремальной или сложной ситуации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния. Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества.
  3. Источником социально-психологического дискомфорта студента-первокурсника являются новые требования, как к организации учебного процесса, так и к содержанию обучения.
  4. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).
  5. Тревожность – это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги. Различают два вида тревожности: ситуативную (или реактивную)  и личностную тревожность.
  6. Обычно тревога представляет собой переходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает его истощение.
  7. Тревожность активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности и длительности эмоционального напряжения лежит в основе развития адаптационных нарушений.

 

2. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации с тревожностью у студентов первого курса

2.1. Цель и задачи исследования

 

Цель исследования: изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и тревожности студентов младших курсов.

Задачи исследования:

  1. Изучить социально-психологическую адаптацию студентов первого курса.
  2. Исследовать уровень тревожности у студентов первого курса.
  3. Провести анализ взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и тревожностью у студентов первого курса.

2.2 Социально-демографическое описание выборки

В исследовании приняли  участие студенты первых курсов НТУ «ХПИ» факультетов информатики и управления – 20 студентов, экономической кибернетики и маркетингового менеджмента – 10 студентов, органической химии – 10 студентов. Возраст испытуемых 17-18 лет. Всего в исследовании принимало участие 40 человек, из них 20 юношей и 20 девушек. По месту проживания: 15 студентов живут в общежитие, 5 студентов живут отдельно от родителей на квартире, 20 студентов проживают дома с родителями.

2.3 Описание процедуры и методов  исследования

Психодиагностический  комплекс состоял из 2 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии поставленным целям, а именно получения информации об особенностях социально-психологической адаптации и уровня тревожности студентов первого курса.

1. Диагностика социально-психологической  адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд).

Для диагностики социально-психологической  адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда (приложение 1). Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

Инструкция. В опроснике  содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим  собственным образом жизни.

Информация о работе Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии