Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [2].
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интернальность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление к доминированию», 7 – «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем.
При интерпретации интегральных показателей социально-психологической адаптации можно использовать следующие ориентировочные оценки: 70 и более высокая, 50 - 70 баллов - умеренная; до 50 баллов – низкая.
2. Диагностика уровня личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (приложение 2), предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии.
Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стессирующего фактора). Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
На последнем этапе исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и уровня тревожности использовались статистические методы – метод ранговой корреляции Спирмена, этот метод позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя независимыми признаками.
Анализ данных социально-психологической адаптации в экспериментальной группе студентов первого курса можно дать следующую характеристику (приложение 3, таблица 1.).
Таблица 1. – уровень
социально-психологической
Уровень СПА |
Шкалы | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Высокий |
13 |
33 |
15 |
38 |
5 |
13 |
6 |
15 |
4 |
10 |
3 |
8 |
21 |
53 |
Средний |
16 |
40 |
17 |
43 |
21 |
53 |
18 |
45 |
15 |
38 |
11 |
28 |
14 |
35 |
Низкий |
11 |
28 |
8 |
20 |
14 |
35 |
16 |
40 |
21 |
53 |
26 |
65 |
5 |
13 |
Где, 1 – Адаптация; 2 – Самопринятие; 3 - Принятие других; 4 - Эмоциональная комфортность; 5 – Интернальность; 6 - Стремление к доминированию; 7 – Эскапизм.
По интегральному показателю адаптация в группе 13 студентов имеют высокие результаты, что составляет 33%, из них 9 студентов живут с родителями, а 4 живут отдельно. У 16 студентов средние результаты адаптации, что составляет 40% группы, из них 10 живут в общежитии, а 6 студентов живут с родителями. У 11 студентов (28% группы) низкие результаты по показателю адаптации, 5 из них живут с родителями, 6 студентов живут отдельно от родителей.
По интегральному показателю самопринятия в группе у 15 студентов, что составляет 38% группы, высокие показатели, из них 10 студентов живут дома с родителями, 5 студентов живут отдельно. У 17 первокурсников, что составляет 43% группы, средние результаты, из них 8 студентов живут отдельно от семьи, 9 первокурсников живут дома с родителями. У 8 первокурсников (20% группы) – низкие результаты по показателю самопринятия, 7 студентов из 8 живут отдельно, 1 студент живет с родителями.
По интегральному показателю принятие других в группе у 5 студентов (13% группы) высокие результаты, из них 5 студентов живут самостоятельно. У 21 студента первого курса, что составляет 53% группы, средние результаты, 11 студентов живут в семье, 10 студентов живут самостоятельно. У 14 студентов низкие результаты по интегральному показателю принятие других, что составляет 35% группы, из них 9 студентов живут с родителями, 5 студентов живут в общежитии.
По интегральному показателю эмоциональная комфортность высокие результаты у 6 студентов, что составляет 15% группы, из них 4 студента живут в семье, 2 студентов живут самостоятельно. У 18 студентов средние результаты по показателю, что составляет 45% группы, из них 12 живут с родителями, 6 проживают в общежитии. Низкие результаты у 16 студентов, что составляет 40% группы, из них 12 студентов живут самостоятельно, 4 студентов проживают с родителями.
По интегральному показателю интернальность высокие результаты у 4 студентов (10% группы), из них 3 живут с родителями, 1 проживает в общежитии. У 15 студентов средние показатели, что составляет 38% группы, из них 7 студентов живут самостоятельно, 8 студентов проживают с родителями. Низкие результаты у 21 студента, что составляет 53% группы, из них 12 студентов проживают самостоятельно, 9 студентов живут в семье.
По интегральному показателю стремление к доминированию высокие результаты у 3 студентов, что составляет 8% группы, из них 2 студентов живут в семье, 1 студент проживает отдельно. Средние результаты у 11 студентов (28% группы), из них 4 студентов проживают в семье, 7 студентов живут отдельно. У 26 студентов низкие результаты, что составляет 65% группы, из них 14 студентов проживают в семье, 12 студентов живут в общежитии.
По интегральному показателю эскапизм у 21 студента высокие показатели, что составляет 53% группы, из них 13 студентов живут с родителями, 8 студентов живут вне семьи. У 14 студентов средние результаты, что составляет 35% группы, из них 10 студентов живут в общежитии, 4 студентов живут с родителями. У 5 студентов низкие результаты по показателю, что составляет 13% группы, из них 3 студентов живут с родителями, 2 студентов проживают отдельно от родителей.
Данная группа студентов первого курса характеризуется как имеющая средние адаптивные способности, в данной группе в большей степени присутствуют студенты со средним уровнем социально-психологической адаптации. Так же большинство студентов имеют средние результаты по интегральным показателям самопринятия, принятие других, эмоциональный комфорт, по интегральным показателям интернальность, стремление к доминированию студенты имеют низкие результаты, по интегральному показателю эскапизм студенты данной группы имеют высокие результаты.
Интегральный показатель адаптации имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами социально-психологической адаптации: самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, стремление доминированию. С интегральным показателем социально-психологической адаптации эскапизм показатель адаптации имеет статистически значимую обратную (отрицательную) зависимость (приложение 5, таблица 2).
Таблица 2. – Взаимосвязь уровня адаптации с интегральными показателями социально-психологической адаптации
Параметры социально-психологической адаптации |
Адаптация | |
Коэффициент |
Статистическая значимость (р) | |
Самопринятие |
0,53 |
>0,01 |
Принятие других |
0,586 |
>0,01 |
Эмоциональная комфортность |
0,59 |
>0,01 |
Стремление к доминированию |
0,49 |
>0,01 |
Эскапизм |
-0,47 |
>0,01 |
Зависимость между адаптацией и статистически значимыми параметрами положительная, а значит, с повышением адаптации студента повышается уровень показателей принятия себя, принятие других, эмоционального комфорта, стремлению к доминированию. И, наоборот, с понижением адаптации (т.е. повышением дезадаптации) вышеперечисленные показатели снижаются. При повышении уровня социально-психологической адаптации снижается уровень показателя эскапизм, а при понижении уровня социально-психологической адаптации повышается эскапизм, поскольку зависимость между адаптацией и интегральным показателем эскапизм обратная (отрицательная).
Высокий уровень социально-
При анализе данных по показателям личностной и ситуативной тревожности у студентов первого курса, получены следующие результаты (приложение 2, таблица 3).
Таблица 3. – уровень личностной и реактивной тревожности у студентов первого курса
Уровень тревожности |
Шкалы | |||
Личностная |
Реактивная | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Высокий |
13 |
32% |
9 |
22% |
Средний |
14 |
35% |
18 |
45% |
Низкий |
13 |
33% |
13 |
33% |
У 13 студентов первого курса, что составляет 32% группы, высокий уровень личностной тревожности, у 14 студентов (35% группы) средний уровень личностной тревожности, у 13 студентов первого курса низкий уровень личностной тревожности (33% группы).
Рисунок 1 – Уровень личностной тревожности студентов младших курсов.
Процент студентов, у которых личностная тревожность превышает норму, равен 32% (рис. 1). Это говорит о том, что в данной группе уровень личностной тревожности достаточно высокий. Из-за новых, незнакомых ситуаций для студентов первого курса они склонны воспринимать большой спектр ситуаций как потенциально опасные, несущие в себе угрозу, они не способны их преодолеть.
Уровень реактивной тревожности у 9 студентов высокий, что составляет 22% группы, у 18 студентов средний уровень реактивной тревожности, что составляет 45% группы, у 13 студентов низкий уровень реактивной тревожности, что составляет 35% группы.
Процент студентов младших курсов, у которых уровень реактивной тревожности превышает норму, равен 22% (рис. 2). Уровень ситуативной тревожности у студентов младших курсов находится на среднем уровне, это свидетельствует о том, что при столкновении с незнакомой ситуацией у большинства первокурсников не будет возникать чувство эмоциональной напряженности, неуверенности в своих силах, нарастание тревоги.