Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [2].

Файлы: 1 файл

взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «6»:

«0» – это ко мне  совершенно не относится;

«1» – мне это  не свойственно в большинстве  случаев;

«2» – сомневаюсь, что  это можно отнести ко мне;

«3» – не решаюсь  отнести это к себе;

«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» – это на меня похоже;

«6» – это точно  про меня.

Выбранный вами вариант  ответа отметьте в бланке для ответов  в ячейке, соответствующей порядковому  номеру высказывания.

Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интернальность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление к доминированию», 7 – «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем.

При интерпретации интегральных показателей социально-психологической адаптации можно использовать следующие ориентировочные оценки: 70 и более высокая, 50 - 70 баллов - умеренная; до 50 баллов – низкая.

 

2. Диагностика уровня личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).

Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности  Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (приложение 2),  предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии.

Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е.  состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стессирующего фактора).  Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже предложений и запишите на своем листе напротив номера соответствующего вопроса цифру в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами долго не раздумывайте – правильных и неправильных ответов нет.

При интерпретации показателей  можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

На последнем этапе исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации и уровня тревожности использовались статистические методы – метод ранговой корреляции Спирмена, этот метод позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя независимыми признаками.

2.4 Анализ и интерпретация результатов  изучения социально-психологической  адаптации у студентов первого курса

 

Анализ данных социально-психологической адаптации в экспериментальной группе студентов первого курса можно дать следующую характеристику (приложение 3, таблица 1.).

Таблица 1. – уровень  социально-психологической адаптации  студентов первого курса

Уровень СПА

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

13

33

15

38

5

13

6

15

4

10

3

8

21

53

Средний

16

40

17

43

21

53

18

45

15

38

11

28

14

35

Низкий 

11

28

8

20

14

35

16

40

21

53

26

65

5

13


Где, 1 – Адаптация; 2 – Самопринятие; 3 - Принятие других; 4 - Эмоциональная комфортность; 5 – Интернальность; 6 - Стремление к доминированию; 7 – Эскапизм.

По интегральному показателю адаптация в группе 13 студентов имеют высокие результаты, что составляет 33%, из них 9 студентов живут с родителями, а 4 живут отдельно. У 16 студентов средние результаты адаптации, что составляет 40% группы, из них 10 живут в общежитии, а 6 студентов живут с родителями. У 11 студентов (28% группы) низкие результаты по показателю адаптации, 5 из них живут с родителями, 6 студентов живут отдельно от родителей.

По интегральному показателю самопринятия в группе у 15 студентов, что составляет 38% группы, высокие  показатели, из них 10 студентов живут дома с родителями, 5 студентов живут отдельно. У 17 первокурсников, что составляет 43% группы, средние результаты, из них 8 студентов живут отдельно от семьи, 9 первокурсников живут дома с родителями. У 8 первокурсников (20% группы) – низкие результаты по показателю самопринятия, 7 студентов из 8 живут отдельно, 1 студент живет с родителями.

По интегральному показателю принятие других в группе у 5 студентов (13% группы) высокие результаты, из них 5 студентов живут самостоятельно. У 21 студента первого курса, что составляет 53% группы, средние результаты, 11 студентов живут в семье, 10 студентов живут самостоятельно. У 14 студентов низкие результаты по интегральному показателю принятие других, что составляет 35% группы, из них 9 студентов живут с родителями, 5 студентов живут в общежитии.

По интегральному показателю эмоциональная комфортность высокие результаты у 6 студентов, что составляет 15% группы, из них 4 студента живут в семье, 2 студентов живут самостоятельно. У 18 студентов средние результаты по показателю, что составляет 45% группы, из них 12 живут с родителями, 6 проживают в общежитии. Низкие результаты у 16 студентов, что составляет 40% группы, из них 12 студентов живут самостоятельно, 4 студентов проживают с родителями.

По интегральному показателю интернальность высокие результаты у 4 студентов (10% группы), из них 3 живут с родителями, 1 проживает в общежитии. У 15 студентов средние показатели, что составляет 38% группы, из них 7 студентов живут самостоятельно, 8 студентов проживают с родителями. Низкие результаты у 21 студента, что составляет 53% группы, из них 12 студентов проживают самостоятельно, 9 студентов живут в семье.

По интегральному показателю стремление к доминированию высокие  результаты у 3 студентов, что составляет 8% группы, из них 2 студентов живут в семье, 1 студент проживает отдельно. Средние результаты у 11 студентов (28% группы), из них 4 студентов проживают в семье, 7 студентов живут отдельно. У 26 студентов низкие результаты, что составляет 65% группы, из них 14 студентов проживают в семье, 12 студентов живут в общежитии.

По интегральному показателю эскапизм у 21 студента высокие показатели, что составляет 53% группы, из них 13 студентов живут с родителями, 8 студентов живут вне семьи. У 14 студентов средние результаты, что составляет 35% группы, из них 10 студентов живут в общежитии, 4 студентов живут с родителями. У 5 студентов низкие результаты по показателю, что составляет 13% группы, из них 3 студентов живут с родителями, 2 студентов проживают отдельно от родителей.

Данная группа студентов  первого курса характеризуется как имеющая средние адаптивные способности, в данной группе в большей степени присутствуют студенты со средним уровнем социально-психологической адаптации. Так же большинство студентов имеют средние результаты по интегральным показателям самопринятия, принятие других, эмоциональный комфорт, по интегральным показателям интернальность, стремление к доминированию студенты имеют низкие результаты, по интегральному показателю эскапизм студенты данной группы имеют высокие результаты.

Интегральный показатель адаптации имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами социально-психологической адаптации: самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, стремление доминированию. С интегральным показателем социально-психологической адаптации эскапизм показатель адаптации имеет статистически значимую обратную (отрицательную) зависимость (приложение 5, таблица 2).

Таблица 2. – Взаимосвязь уровня адаптации с интегральными показателями социально-психологической адаптации

Параметры социально-психологической адаптации

Адаптация

Коэффициент

Статистическая значимость (р)

Самопринятие 

0,53

>0,01

Принятие других

0,586

>0,01

Эмоциональная комфортность

0,59

>0,01

Стремление к доминированию

0,49

>0,01

Эскапизм 

-0,47

>0,01


 

Зависимость между адаптацией и статистически значимыми параметрами положительная, а значит, с повышением адаптации студента повышается уровень показателей принятия себя, принятие других, эмоционального комфорта, стремлению к доминированию. И, наоборот, с понижением адаптации (т.е. повышением дезадаптации) вышеперечисленные показатели снижаются. При повышении уровня социально-психологической адаптации снижается уровень показателя эскапизм, а при понижении уровня социально-психологической адаптации повышается эскапизм, поскольку зависимость между адаптацией и интегральным показателем эскапизм обратная (отрицательная).

Высокий уровень социально-психологической  адаптации у студента обуславливает адекватное восприятие новой, неизвестной ситуации, он будет воспринимать себя как гармоничную, целостную личность. Он будет стремиться занять высокое положение в обществе, при этом не выдвигать завышенных требований к окружающим. Он будет быстро реагировать на изменение внешних условий, эффективно решать проблемы и трудности, которые возникают на первых курсах обучения в вузе.

2.5 Анализ и интерпретация результатов  исследования тревожности у студентов  первого курса

 

При анализе данных по показателям личностной и ситуативной тревожности у студентов первого курса, получены следующие результаты (приложение 2, таблица 3).

Таблица 3. – уровень  личностной и реактивной тревожности  у студентов первого курса

Уровень тревожности

Шкалы

Личностная

Реактивная

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

13

32%

9

22%

Средний

14

35%

18

45%

Низкий 

13

33%

13

33%


 

У 13 студентов первого курса, что составляет 32% группы, высокий уровень личностной тревожности, у 14 студентов (35% группы) средний уровень личностной тревожности, у 13 студентов первого курса низкий уровень личностной тревожности (33% группы).

 

Рисунок 1 – Уровень личностной тревожности студентов младших курсов.

Процент студентов, у  которых личностная тревожность  превышает норму, равен 32% (рис. 1). Это говорит о том, что в данной группе уровень личностной тревожности достаточно высокий. Из-за новых, незнакомых ситуаций для студентов первого курса они склонны воспринимать большой спектр ситуаций как потенциально опасные, несущие в себе угрозу, они не способны их преодолеть.

Уровень реактивной тревожности у 9 студентов высокий, что составляет 22% группы, у 18 студентов средний уровень реактивной тревожности, что составляет 45% группы, у 13 студентов низкий уровень реактивной тревожности, что составляет 35% группы.

Процент студентов младших  курсов, у которых уровень реактивной тревожности превышает норму, равен 22% (рис. 2). Уровень ситуативной тревожности у студентов младших курсов находится на среднем уровне, это свидетельствует о том, что при столкновении с незнакомой ситуацией у большинства первокурсников не будет возникать чувство эмоциональной напряженности, неуверенности в своих силах, нарастание тревоги.

Информация о работе Взаимосвязь адаптации и тревожности у студентов, которые живут дома и в общежитии