Возрастные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:18, доклад

Краткое описание

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения.

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

Соответственно  самосознание развивается в строгой  зависимости от развития мышления.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать  их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте — одна из самых динамично развивающихся психологических структур.

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Чрезвычайно важный компонент  самосознания — самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или  неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков 12—14 лет наблюдается  существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Самая существенная черта  переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

В целом, у значительного  числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о  себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с  окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют  своей независимостью, приверженностью  материальным интересам, испытывают потребность  в общении.

Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации.

В результате изменяются взгляды  на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка  становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать  себя как то, что он есть на самом  деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу  вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает  подростка искать резервы своих  возможностей. Интерес к себе чрезвычайно  высок. Происходит открытие своего внутреннего  мира. Внутреннее “Я” перестает  совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Вместе с осознанием своей  уникальности, неповторимости, непохожести  на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны  к особенностям своего тела и своей  внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

Подросток стремится осмыслить  свои права и обязанности, оценить  свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить  и понять самого себя. Формируется  стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

Особенности самосознания и  самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной (что довольно редко встречается в этом возрасте) он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям...”  и т. п.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес  к вопросу “Каким я могу стать  в будущем?” Именно с таких  размышлений начинается перестройка  мотивационной сферы, обусловленной  ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).

Отношения с родителями

Сфера взаимоотношений с  родителями на протяжении всего периода  взросления остается значимой и оказывает  сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые  “открывают для себя родителей” и  начинают предъявлять им чрезвычайно  высокие требования.

Родители осознаются подростками  как люди, обеспечивающие их настоящее  и будущее. В связи с этим подростки  очень эмоционально и заинтересованно  относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу  отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений  имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей  внимания, понимания, поощрения. Собственные  проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти  навстречу родителям, что-то дать, “поделиться  собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.

В семьях отсутствует атмосфера  теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны  обоих родителей. Наиболее типично  враждебно-непоследовательное отношение  родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки  формулируют его как отношение  “не до тебя”. В половине случаев  в отношении подростков к родителям  присутствует явная или скрытая  враждебность

В подростковом возрасте отношение  к семье в целом и к родителям  изменяется в следующих направлениях:

1. Появляются критика,  сомнения и противодействие ценностям,  установкам и образу действий  взрослых.

2. Эмоциональные связи  с семьей ослабевают.

3. Родители как образец  для ориентации и идентификации  отступают на второй план.

4. В целом уменьшается  влияние семьи, хотя, по сути, она  остается важной референтной  группой.

Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к  родителям, как и в целом к  взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).  

 

Отношение к сверстнику

Общая мотивация подростка  смещается на общение. Здесь возникают  конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в  признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении  формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше  понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются  как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении  со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные  подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая  либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых  у подростков преимущественно преобладает  неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный  стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее  преобладание зависимого поведения  над агрессивным.

Характерна  жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня —  против меня”, а также — небрежность  и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение  к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12—13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14—15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в  результате которой они склонны  видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в  особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и  девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст  является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в  подростковом возрасте и психологические  особенности возраста позволяют  решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного  развития Я-концепции.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим  знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков  общения. 

 

КРИЗИС 13 ЛЕТ

Кризис 13 лет протекает  со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием  образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для младших  и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные  с их отношением к себе, к собственной  личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания  отрицательные. Один из первых результатов  самопознания — пониженная самооценка. По многим критериям — “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. — в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3— 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Изменившаяся система  мотивов и переживаний провоцирует  разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается  рост психопатий, переходящих в нарушения  поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение  взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость  выработки новых критериев оценки окружающих и себя самого. Потребность  оценить себя с новой точки  зрения и практическое отсутствие возможности  ее удовлетворения во многом и порождают  отмеченные особенности, тревожность  и отчаянное желание “быть  хоть кем, только не семиклассником!”.

Механический перенос  на подростков прежних воспитательных мер “борьбы с недостатками”  оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия — опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.


Информация о работе Возрастные особенности