Возрастные кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:09, реферат

Краткое описание

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Вся наша жизнь состоит из этапов, следующих один за другим, – детство, юность, зрелость, создание семьи, развитие профессиональной карьеры, воспитание детей и т.д. Переход с одного этапа на другой связан с изменениями не только личностного, профессионального или семейного статуса, но и психологического. Такие изменения психологического статуса в психологии получили название возрастных кризисов.
Избежать закономерных переходов от одного этапа жизни к другому без ломки чего-то старого и привычного невозможно. Однако, кризис – это не угроза катастрофы, а лишь поворотный момент в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к нему на определенных этапах развития.

Оглавление

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Детские возрастные кризисы………………………………...4
1.1. Годовалый кризис………………………………………….4
1.2. Трехлетний кризис.................................................................5
1.3. Кризис семи лет…………………………………………..…7
1.4. Кризис подросткового возраста…………………………....9
1.4.1. Половое созревание…………………………………..…10
1.4.2 Эмоциональное развитие…………………………….…..11
1.4.3. Воображение и творчество……………………………...11
1.4.4. Основные новообразования…………………………….12
Глава 2. Кризисы середины жизни…………………...…………...….14
2.1. Кризис тридцатилетия…………………………………….14
2.2. Кризис середины жизни…………………………….…….16
Глава 3. Кризис пожилого возраста……………………..……....……20
Заключение……………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………22

Файлы: 1 файл

Психология. Контрольная 1.docx

— 52.41 Кб (Скачать)

 Отсюда следует, что  проблема смысла во всех своих  вариантах от частных до глобального — смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

Согласие с миром, способность  быть самим собой – вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы. Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром.

 

2.2. Кризис середины  жизни

Этот кризис переживается людьми в районе 40-45 лет: он заключается  в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени. Человек  нередко отвергает или разрушает  то, чего добивался годами, во что  вкладывал немало сил. Либо человек  начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса  зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Кризис середины жизни, протекающий у мужчин и женщин по-разному, все-таки имеет некоторые общие черты:

1.     Убывание  физических сил и привлекательности.

2.     Проблемы, связанные  с профессиональной самореализацией. 

3.     Изменения  сексуальной активности.

Итак, сорокалетнему, достигшему апогея в своем развитии мужчине  вдруг начинает казаться, что у  него остался последний шанс сделать  свое дело, такое, которое без него не сможет никто. Сейчас и только сейчас у него появляется последний шанс самовыражения, шанс почувствовать, что дни не проходят даром. Мужчина становится, мягко говоря, непредсказуем, – а если выразиться поточнее, то от него в этот период можно ожидать чего угодно. Сменить работу или жену, уехать за границу или приобщиться к новой религии, – словом, любой ценой доказать, что есть, есть еще порох в пороховницах.

Кризис середины жизни  у женской половины протекает не менее драматично.  Во-первых, для женщин более значимы изменения во внешнем облике. Утрата естественной красоты приводит к поискам все новых косметических средств и способов изменить свою внешность – например, с помощью пластической хирургии. В этом стремлении нет ничего странного, плохого или необъяснимого, пока оно адекватно и носит разумный характер. Главное – не зацикливаться на постоянных мыслях о своей внешности и принять себя как уникальное создание, как личность.

Во-вторых, женщины острее переживают факт взросления детей и отделения их от родительского дома. Работающей женщине с активной социальной позицией легче принять эти обстоятельства (впрочем, как и перенести кризис в принципе). Положение тяжелее, если мама-домохозяйка, всю жизнь растившая своего ребенка, женит сына или выдает замуж дочь и остается одна в опустевшем доме.

Успешное разрешение кризиса  означает переход к зрелости, к  определенной жизненной мудрости; формирует  у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что  происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что  рост и развитие их остановились, и  представлять оставшуюся жизнь в  виде гигантской черной дыры.

Кризис середины жизни  легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого  второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру  художника в 39 лет, после того, как  бросил свою работу в банке. Для Гете путешествие по Италии, предпринятое между 37 и 39 годами, полностью поменяло состояние души, что сказалось  и на его произведениях. Микеланджело в критическом возрасте изменил  стиль и качество своих работ. И мы знаем много таких примеров – одни из науки или предпринимательства  идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д.

Однако не обязательно  кардинальным образом менять свою жизнь  – можно продолжать идти по тому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а  что нет, и, самое главное, принять  свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно  то, что достигнуто.

Важно понять, что с кризисом середины жизни непременно сталкивается каждый из нас. Ведь еще Данте писал: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Итак, кризис – это абсолютно нормальное явление, имеющее свои причины, закономерности и цель. Человеку необходимо осознанно перейти в другое возрастное поколение, признать, что существуют объективные физические возрастные ограничения, что часть возможностей упущена безвозвратно, многого никогда не вернуть и многого уже никогда не сделать. И к этому «никогда» отнестись как к суровой, но реальности. Однако при этом важно не упустить и того ценного, что есть в настоящем, в том числе и свои возрастные преимущества: ты многого добился, многое знаешь и умеешь и еще многое можешь.

Кризис середины жизни – один из самых мощных, он требует от человека провести жизненный аудит. И если отодвинуть эту проблему и не решить ее, то в конце жизни может настигнуть еще более устрашающий кризис, уготованный человеку, – кризис конца жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. КРИЗИС ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 

В преклонном возрасте человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Тем не менее, старение, смертельные  болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение  и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С  точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и  успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Пожилые и престарелые  люди, как правило, опасаются не самой  смерти, а возможности лишенного  всякого смысла чисто растительного  существования, а также страданий  и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении  к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассматривая кризисы  как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и  причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека – Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

Понятие возрастных кризисов связано с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического  рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с  его смертью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студентов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 373 с.
  3. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
  4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Искусство, 1986. — 573 с.

 


Информация о работе Возрастные кризисы