Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Объект исследования - дети дошкольного и школьного возраста

Предмет исследования - изучение возрастных кризисов и их проявления

Задачи:

1. Дать понятие категории возрастной кризис;

2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах

3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы
психологического развития………………………………………………..... 5
1.1 Понятие «Возрастной кризис»………….. ……………………………..…...7
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных
возрастных этапах………………………………………………………………10
1.2.1.Кризис новорождённости…………………………………………………11
1.2.2.Кризис одного года………………………………………………………..12
1.2.3.Кризис трёх лет……………………………………………………………13
1.2.4.Кризис семи лет…………………………………………………………...14
1.2.5.Кризис подросткового возраста……………………………………...…..15
1.2.6.Кризис юношеского возраста………………………………………….....16
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у детей на разных этапах развития………………………………....18
2.1 Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………..19
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков….20
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………….…...36

Файлы: 1 файл

КРИЗИСЫ КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

“Дальневосточный государственный гуманитарный университет”

 

Кафедра психологии

 

О.Г.Дуван, студенка гр.342

 

 

Возрастные  кризисы как закономерные этапы детского развития

 

Курсовая работа по специальности  №031000 «лингвист – преподаватель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оценка_________                                                    Научный руководитель:                                   

            Дата защиты_____                                                   канд. мед. наук, доцент            

            Протокол №_____                                                    О. Б. Дудчина.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                         Хабаровск  2011

                                                  Содержание

 

        Введение………………………………………………………………………….3

  Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы

       психологического развития………………………………………………..... 5

1.1 Понятие «Возрастной  кризис»………….. ……………………………..…...7

1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных

возрастных этапах………………………………………………………………10

1.2.1.Кризис новорождённости…………………………………………………11

1.2.2.Кризис одного года………………………………………………………..12

1.2.3.Кризис трёх лет……………………………………………………………13

1.2.4.Кризис семи лет…………………………………………………………...14

1.2.5.Кризис подросткового  возраста……………………………………...…..15

1.2.6.Кризис юношеского  возраста………………………………………….....16

Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных

кризисов у детей на разных этапах развития………………………………....18

  2.1 Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………..19

  2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков….20

Заключение…………………………………………………………………….....35

Список литературы………………………………………………………….…...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

 

Актуальность данной темы исследования возрастных кризисов детского развития  определяется быстрой динамикой развития педагогической системы, удлинением детства. Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и, как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. Проблема состоит в том, что с изменением психологического содержания стабильных периодов с неизбежностью меняется и содержание критических. Разнообразие педагогической практики и изменение продолжительности отдельных этапов детской жизни удлиняет и нагружает новыми задачами переходы между отдельными стабильными возрастными периодами.

 

Сложившаяся система  периодизации детского развития требует, таким образом, содержательной ревизии  и нового понимания содержания и  внутренней структуры переходных (критических) возрастов.

 

Изучение системных  закономерностей кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий  и ресурсов) позволит выработать общие  принципы и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности ребенка в периоды кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость разработки общепсихологической концепции кризиса развития личности. Проблема возрастных кризисов, проявляющейся у лиц разного возраста отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Х. Ремшмидт, П.И. Буль, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов, Кон И.С. Слободчиков В., Выгодский Л.С., Фрейд З. ИЗеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э Ахмеров Р.А., Ремшмидт X., Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А, Маничев С.А., Герасимова В.С., Гамезо М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. и др.

 

                                                                                                                          

Цель исследования - Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

Объект исследования - дети дошкольного и школьного возраста

 

Предмет исследования - изучение возрастных кризисов и их проявления

 

Задачи:

 

1. Дать понятие категории возрастной кризис;

 

2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах

 

3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

 

 

Ожидаемый результат: Приобретение знаний о возрастных кризисах на

разных этапах детского развития; Приобретение навыков по работе с

научной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

 

 

 

1.1 Понятие  «Возрастной кризис»

                                         

Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

 

 Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым [1].

 В современных исследованиях  принято опираться на следующую  возрастную периодизацию или  этапы развития: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое  детство (4-7 лет); второе детство  (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше).

 

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько  основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

 

 Основные возрастные  кризисы происходят в период  детства и подростковый период, это характеризуется тем, что  именно на начальных годах  жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины  возникновения и развития кризисов  на разных возрастных этапах

1.2.1.Кризис новорожденности.

 

Первый критический  период развития ребенка — период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

 

 Кризис новорожденности  — промежуточный период между  внутриутробным и внеутробным  образом жизни. Если бы рядом  с новорожденным не было взрослого  человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

 

 Из реакции сосредоточения на лице матери в возрасте примерно двух с половиной месяцев (0; 2,15) возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (Н.М. Щелованов, М.И. Лисина, СЮ. Мещерякова)[5].

 

 Комплекс оживления  — основное новообразование критического  периода. Оно знаменует собой  конец новорожденности и начало  новой стадии развития — стадии  младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1..2.2.Кризис первого года жизни.

 

К 9 месяцам — началу кризиса первого года — ребенок  становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин [7], главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

 

 Второе основное  новообразование этого возраста  — появление первого слова.  Особенность первых слов в  том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов.

 

 Третье основное  новообразование младенческого  возраста — возникновение манипулятивных  действий с предметами. Манипулируя  с ними, ребенок еще ориентируется на их физические свойства. Ему еще предстоит освоить человеческие способы действия с человеческими предметами, которые его повсюду окружают. А пока выход из старой социальной ситуации развития сопровождается негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его физической самостоятельности, когда ребенка кормят, не считаясь с его желанием, одевают против его воли. Такое поведение Л.С. Выгодский вслед за Э. Кречмером назвал гипобулическими реакциями — реакциями протеста, в которых воля и аффект еще не дифференцированы [9].

 

 Подводя итог первой  стадии развития ребенка, можно  сказать, что с самого начала  есть две взаимосвязанные линии  психического развития: линия развития  ориентации в смыслах человеческой  деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает новые возможности для развития другой. Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают как бы подспудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3.Кризис трех лет.

 

 Эльза Келер [8] выделила несколько важных симптомов этого кризиса.

 

 Негативизм. Это отрицательная  реакция, связанная с отношением  одного человека к другому  человеку. Ребенок отказывается  вообще подчиняться определенным  требованиям взрослых. Негативизм  нельзя смешивать с непослушанием.  Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

 

 Упрямство. Это  реакция на свое собственное  решение. Упрямство не следует  смешивать с настойчивостью. Упрямство  состоит в том, что ребенок  настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит  выделение личности, и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались другие люди.

Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития