Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования - Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Объект исследования - дети дошкольного и школьного возраста
Предмет исследования - изучение возрастных кризисов и их проявления
Задачи:
1. Дать понятие категории возрастной кризис;
2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы
психологического развития………………………………………………..... 5
1.1 Понятие «Возрастной кризис»………….. ……………………………..…...7
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных
возрастных этапах………………………………………………………………10
1.2.1.Кризис новорождённости…………………………………………………11
1.2.2.Кризис одного года………………………………………………………..12
1.2.3.Кризис трёх лет……………………………………………………………13
1.2.4.Кризис семи лет…………………………………………………………...14
1.2.5.Кризис подросткового возраста……………………………………...…..15
1.2.6.Кризис юношеского возраста………………………………………….....16
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у детей на разных этапах развития………………………………....18
2.1 Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………..19
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков….20
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………….…...36
Непреодоленный кризис
ведет к состоянию острой
Юношеский возраст
традиционно считается
Юноши стремятся быть со взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников. Поскольку идет интенсивное освоение "взрослых" ролей и форм социальной жизни, они часто нуждаются во взрослых, поэтому в это время можно наблюдать, как часто юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту. Родители могут при этом долго оставаться примером, моделью поведения.
В то же время
в юношестве нарастает
Кроме того, юноши
часто неверно рефлексируют
Кроме того, юноши
часто неверно рефлексируют
Кризис молодости. В
молодости стратегии жизни
Для молодости в целом характерно стремление к духовному, возвышенному, высокому, неординарному, но осмысляемому не сентиментально-романтически, как в юности, а реалистически - как возможность достичь, изменить, стать, "сделать себя".
В тех случаях,
когда объективные условия
Кризис молодости
часто соотносят также и с
кризисом семейных
В основе кризиса
семейных отношений могут
Период молодости с рождением детей привносит в жизнь человека и новые социальные роли, и напрямую сталкивает его с историческим временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли матери и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику процесса взросления.
Очень часто в молодости отмечаются ролевые внутриличностные конфликты.
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста
В первой главе
мы теоретически обосновали
1. Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста
С приходом в
детский сад, а затем в школу
ребенок попадает в новые
Предложенные для
коррекции занятия позволят
Так как именно игра является источником развития дошкольника и младшего школьника, создает "зону ближайшего развития" — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Основная цель коррекции
— через создание зоны
В соответствии с этой целью формулируются задачи:
- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;
-формировать позитивное отношение к сверстникам.
-сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
-развивать навыки социального поведения;
-способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
-формировать позитивное отношение к своему "Я".
Продолжительность
занятий определяется
Самые младшие дети (3-4 лет) обычно могут работать не более 14-20 минут.
С дошкольниками
5-6лет можно проводить
Возраст влияет
также на оптимальное
Дошкольников удобнее
посадить «парашютиком», так,
чтобы все могли хорошо видеть
взрослого. Взрослый в этом
случае занимает место «парашют
Старшим дошкольникам можно предложить представить себя бусинками в ожерелье, сев на предварительно разложенную «парашютиком» по полу веревочку. При этом с ними разучивается правило о том, что во время занятий нельзя трогать веревку руками.
Школьники могут сидеть кругом. Если в группе более 15 человек (а такое встречается, если занятия проводятся с целым классом), допустимо оставить детей за партами.
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
В качестве коррекционных занятий с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги»
Цель данного цикла
— на бессознательно-символичес
После такого короткого вступления ведущий начинает читать сказку (одну на занятие). Можно читать сказки под спокойную музыку.
По окончании сказки
можно попросить участников
Обмениваясь впечатлениями от рисунков, можно постепенно подойти к обсуждению сказок, используя приводимую ниже схему. Самое главное — помнить, что в обсуждении сказок нет «неправильных» ответов, а есть душевный, личностный резонанс в связи со сказочными событиями, а также обмен Общечеловеческими Ценностями
В результате использования на практике данных рекомендаций можно выявить насколько понизился уровень и характер тревожности у подростков, а также данные рекомендации могут быть использованы в организации профилактической помощи по преодолению патологических изменений: невротических, психотических и соматических, в структуре которых в качестве профилирующих выступают тревожные расстройства.
Таким образом, предложенные практические рекомендации, направленные на преодоление возрастных кризисов разработаны с целью помочь людям различного возраста понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими и преодолеть возникший кризис.
Конечно, в этой сфере еще много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.
Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития.
Возрастные кризисы - это неотъемлемая часть становления личности. Их невозможно предотвратить, но можно смягчить и ускорить их прохождение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.
Кризис новорожденности
– происходят резкие изменения
условий жизни. До появления
на свет плод находится в
достаточно комфортных условиях
Кризис одного года
– возникает потребность в
новых впечатлениях, в общении,
а возможности ограничены - навыки
в ходьбе отсутствуют,
Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития