Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Объект исследования - дети дошкольного и школьного возраста

Предмет исследования - изучение возрастных кризисов и их проявления

Задачи:

1. Дать понятие категории возрастной кризис;

2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах

3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы
психологического развития………………………………………………..... 5
1.1 Понятие «Возрастной кризис»………….. ……………………………..…...7
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных
возрастных этапах………………………………………………………………10
1.2.1.Кризис новорождённости…………………………………………………11
1.2.2.Кризис одного года………………………………………………………..12
1.2.3.Кризис трёх лет……………………………………………………………13
1.2.4.Кризис семи лет…………………………………………………………...14
1.2.5.Кризис подросткового возраста……………………………………...…..15
1.2.6.Кризис юношеского возраста………………………………………….....16
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у детей на разных этапах развития………………………………....18
2.1 Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………..19
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков….20
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………….…...36

Файлы: 1 файл

КРИЗИСЫ КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

 Непреодоленный кризис  ведет к состоянию острой диффузии  идентичности и составляет основу  специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности, по Э. Эриксону, связан со следующими моментами: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("юнисекс"); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях начинается поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения, иногда принимающий характер суицидальных тенденций [11].

 

 Юношеский возраст  традиционно считается возрастом  разворачивания проблемы отцов  и детей. 

 

 Юноши стремятся  быть со взрослыми на равных  и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников. Поскольку идет интенсивное освоение "взрослых" ролей и форм социальной жизни, они часто нуждаются во взрослых, поэтому в это время можно наблюдать, как часто юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту. Родители могут при этом долго оставаться примером, моделью поведения.

 

 В то же время  в юношестве нарастает стремление  эмансипироваться, обособиться от  влияния семьи, освободиться от  зависимости. Поэтому неумение  или нежелание родителей принять автономию своих детей часто приводит к конфликтам.

 

 Кроме того, юноши  часто неверно рефлексируют отношение  к ним со стороны взрослых.

 

 Кроме того, юноши  часто неверно рефлексируют отношение  к ним со стороны взрослых. В целом можно сказать следующее:  в юношестве автономия от взрослых и значение общения со сверстниками растут. Общая закономерность здесь такая: чем хуже, сложнее складываются отношения со взрослыми, тем интенсивнее будет общение со сверстниками. Но далеко не всегда влияние родителей и сверстников взаимоисключающи. "Значимость" родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах юношеской деятельности. Максимум автономии они требуют в сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутренней жизни, потребительских ориентации. Поэтому психологи предпочитают говорить не о снижении влияния родителей, а о качественных сдвигах в юношеском общении.

 

Кризис молодости. В  молодости стратегии жизни могут  быть разнообразными. Один человек  может сразу определить свою жизненную  линию и профессиональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой предпочтет попробовать себя в разных качествах, намечая разные перспективы самореализации, и только после этого определит для себя главнейшие позиции

 

 Для молодости в  целом характерно стремление  к духовному, возвышенному, высокому, неординарному, но осмысляемому не сентиментально-романтически, как в юности, а реалистически - как возможность достичь, изменить, стать, "сделать себя".

 

 В тех случаях,  когда объективные условия жизни  не дают возможности дотянуться до необходимых "культурных высот", часто осмысляемых как "другая (интересная, чистая, новая) жизнь" (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), молодой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из "неорганичной" среды, поскольку сам возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения - "сделать жизнь самому", по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

 

 Кризис молодости  часто соотносят также и с  кризисом семейных взаимоотношений.  После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмоции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом.

 

 В основе кризиса  семейных отношений могут лежать  агрессия в семейных отношениях, жестко структурированное восприятие  партнера и нежелание принять  во внимание многие другие  стороны его личности (особенно  те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению). В прочных браках, как показывают исследования, доминируют мужья. Но там, где их власть слишком велика, стабильность брака нарушается. В прочных браках важна совместимость по второстепенным, а не по основным личностным характеристикам супругов. Супружеская совместимость с возрастом увеличивается.

 

 Период молодости  с рождением детей привносит  в жизнь человека и новые  социальные роли, и напрямую сталкивает  его с историческим временем. Это не только уже освоенные  профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли матери и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику процесса взросления.

 

 Очень часто в  молодости отмечаются ролевые  внутриличностные конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста

 

 

 В первой главе  мы теоретически обосновали особенности  психологического развития в  период возрастных кризисов, проявляющихся у детей дошкольного и школьного возраста. Исходя из этого, нами были разработаны практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов и создание на их основе специального психологического метода, отвечающего современным психометрическим критериям, что является особо важным для практики современного психолога.        

 

                          

1. Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

 

 С приходом в  детский сад, а затем в школу  ребенок попадает в новые социальные  условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

 

 Предложенные для  коррекции занятия позволят ребенку  легче адаптироваться среди детей, создадут безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединят всех детей совместной деятельностью, что способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

 

 Так как именно  игра является источником развития дошкольника и младшего школьника, создает "зону ближайшего развития" — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

 

 Основная цель коррекции  — через создание зоны ближайшего  развития способствовать психическому  и личностному росту ребенка  и тем самым помогать ему  адаптироваться к условиям дошкольного  и школьного учреждения.

 

 В соответствии с этой целью формулируются задачи:

- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

- учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

 -формировать позитивное отношение к сверстникам.

-сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку   почувствовать себя более защищенным;

 -развивать навыки социального поведения;

-способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

-формировать позитивное отношение к своему "Я".

 

 Продолжительность  занятий определяется возрастом  детей.

 Самые младшие дети (3-4 лет) обычно могут работать не более 14-20 минут.

 С дошкольниками  5-6лет можно проводить получасовые  занятия, со школьниками —  45-минутные.

 Возраст влияет  также на оптимальное количество  детей в группе: от 7-8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14-15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.

 Дошкольников удобнее  посадить «парашютиком», так,  чтобы все могли хорошо видеть  взрослого. Взрослый в этом  случае занимает место «парашютиста». Самых маленьких лучше посадить на стульчики. Если их посадить на пол, они очень быстро расползутся в разные стороны.

 

Старшим дошкольникам можно  предложить представить себя бусинками  в ожерелье, сев на предварительно разложенную «парашютиком» по полу веревочку. При этом с ними разучивается правило о том, что во время занятий нельзя трогать веревку руками.

 

 Школьники могут  сидеть кругом. Если в группе  более 15 человек (а такое встречается,  если занятия проводятся с  целым классом), допустимо оставить детей за партами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Практические  рекомендации по преодолению  кризиса у подростков

 

 

 В качестве коррекционных  занятий с подростками можно  использовать программу «Семь  сказок радуги»

 

 Цель данного цикла  — на бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви. На многие вопросы, затрагиваемые в сказках, подростки бессознательно ищут ответы. Однако есть темы, на которые почему-то с ними мало разговаривают. Но именно разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты, наладить взаимоотношения с близкими людьми. Данный цикл рассчитан на 7 встреч-занятий по 1,5 часа (и более). Организация работы — обычная. Участники группы рассаживаются в круг; после процедуры знакомства ведущий говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные вопросы, ответить на которые обычными словами трудно. Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки, притчи и легенды. С сегодняшней встречи мы будем знакомиться с одним из циклов, который родила душа неутомимая, душа, задающая вопросы. Мы попробуем найти ответы или просто поговорим о том, что нам кажется важным.

 

После такого короткого  вступления ведущий начинает читать сказку (одну на занятие). Можно читать сказки под спокойную музыку.

 

 По окончании сказки  можно попросить участников группы  нарисовать тот эпизод, который  наиболее всего затронул душу, или эпизод, который вызвал несогласие, раздражение.

 

 Обмениваясь впечатлениями  от рисунков, можно постепенно  подойти к обсуждению сказок, используя приводимую ниже схему. Самое главное — помнить, что в обсуждении сказок нет «неправильных» ответов, а есть душевный, личностный резонанс в связи со сказочными событиями, а также обмен Общечеловеческими Ценностями

 В результате использования на практике данных рекомендаций можно выявить насколько понизился уровень и характер тревожности у подростков, а также данные рекомендации могут быть использованы в организации профилактической помощи по преодолению патологических изменений: невротических, психотических и соматических, в структуре которых в качестве профилирующих выступают тревожные расстройства.

 

Таким образом, предложенные практические рекомендации, направленные на преодоление возрастных кризисов разработаны с целью помочь людям различного возраста понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими и преодолеть возникший кризис.

 

 Конечно, в этой  сфере еще много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.

 

 

 

                                                

 

 

                                                 Заключение

 

Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития.

 

Возрастные кризисы - это неотъемлемая часть становления личности. Их невозможно предотвратить, но можно смягчить и ускорить их прохождение.

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в  первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

 

 

 Кризис новорожденности  – происходят резкие изменения  условий жизни. До появления  на свет плод находится в  достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются

 

 Кризис одного года  – возникает потребность в  новых впечатлениях, в общении,  а возможности ограничены - навыки  в ходьбе отсутствуют, говорить  еще не может. Л.С. Выгодский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития