Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Объект исследования - дети дошкольного и школьного возраста

Предмет исследования - изучение возрастных кризисов и их проявления

Задачи:

1. Дать понятие категории возрастной кризис;

2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах

3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы
психологического развития………………………………………………..... 5
1.1 Понятие «Возрастной кризис»………….. ……………………………..…...7
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных
возрастных этапах………………………………………………………………10
1.2.1.Кризис новорождённости…………………………………………………11
1.2.2.Кризис одного года………………………………………………………..12
1.2.3.Кризис трёх лет……………………………………………………………13
1.2.4.Кризис семи лет…………………………………………………………...14
1.2.5.Кризис подросткового возраста……………………………………...…..15
1.2.6.Кризис юношеского возраста………………………………………….....16
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у детей на разных этапах развития………………………………....18
2.1 Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………..19
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков….20
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………….…...36

Файлы: 1 файл

КРИЗИСЫ КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

 

 Строптивость. Близка  к негативизму и упрямству,  но имеет специфические особенности.  Строптивость носит более генерализованный  и более безличный характер. Это  протест против порядков, которые существуют дома.

 

 Своеволие. Стремление  к эмансипации от взрослого.  Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис  первого года, но там ребенок  стремился к физической самостоятельности.  Здесь речь идет о более  глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

 

 Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи,  когда мать услышала от ребенка:  « дура » [14]

 

 Протест-бунт, который  проявляется в частых ссорах  с родителями. «Все поведение  ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л.С. Выгодский [2]

 

 Деспотизм. Встречается  в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему  окружающему и изыскивает для этого множество способов.

 

 Западноевропейские  авторы выделяют в кризисных  явлениях негативные моменты:  ребенок уходит, отстраняется от  взрослых, рвет социальные связи,  которые раньше объединяли его со взрослым. Л.С. Выгодский [3] подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д.Б. Эльконин [20], кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

 

 Кризис трех лет  представляет собой ломку взаимоотношений,  которые существовали до сих  пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает  тенденция к самостоятельной  деятельности, которая знаменует  собой то, что взрослые больше  не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

 

 Перестройка отношений  возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

 

 Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д.Б. Эльконин [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.4.Кризис семи лет.

 

На основе возникновения  личного сознания возникает кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать; трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

 

 В основе этих  симптомов лежит обобщение переживаний.  У ребенка возникла новая внутренняя  жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение этого феномена — чрезвычайно важный факт: теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка.

 

 Симптомом, рассекающим  дошкольный и младший школьный  возрасты, становится «симптом потери  непосредственности»: между желанием  что-то сделать и самой деятельностью  возникает новый момент — ориентация  в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности Симптом потери непосредственности — это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, — там и тогда ребенок переходит в новый психологический возраст [22].

 

 Кризис требует  перехода к новой социальной  ситуации, требует нового содержания  отношений. Ребенок должен вступить  в отношения с обществом как  с совокупностью людей, осуществляющих  обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.5.Кризис подросткового возраста.

 

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л.С. Выгодскому, [10] в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

 

 Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

 

 Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного «Я»,  включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

 

 Открывается подростковый возраст  кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным".

 

 Для подростков нетипичны  ни личностные кризисы, ни крах "Я"-концепции, ни тенденции  к отказу от ранее приобретенных  ценностей и привязанностей. Им  свойственно стремление к консолидации  своей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на своем "Я", отсутствием противоречивых установок и в целом отказом от любых форм психологического риска. Они сохраняют также сильную привязанность к родителям и не стремятся к излишней самостоятельности в мировоззрении, социальных и политических установках.

 

 С.Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда  отрочество переживается как  второе рождение, в итоге которого  возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

 

 Главные новообразования  возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии,  осознание своей индивидуальности, а также чувство любви [4].

 

 Ш. Бюлер отличает  психическую пубертатность от  телесной (физической), которая приходится в среднем у мальчиков на период между 14-16 годами, у девочек - между 13—15 годами. С ростом культуры период психической пубертатности удлиняется по сравнению с периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти годы [13].

 

 Превращение подростка  в юношу проявляется в изменении  основной установки по отношению  к окружающему миру: за негативной  фазой жизнеотрицания, присущей  пубертатной стадии, следует фаза  жизнеутверждения, характерная для  юношества.

 

 Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве.

 

 К этому присоединяется  и ряд новых внутренних влечений  к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы  привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения - "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.

 

 Окончание фазы  связано с завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.6.Кризис юношеского возраста.

 

Юношеский возраст характеризуется  большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных  реакций и способов выражения  эмоциональных состояний, а также  повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения и эмоциональные отношения более устойчивы и осознаны, чем у подростков, и соотносятся с более широким кругом социальных условий.

 

 Юность характеризуется  и расширением круга личностно  значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Одно из важнейших мест начинает занимать эмоциональное переживание процесса мышления, внутренней жизни - удовольствия от "думания", творчества.

 

 Развитие эмоциональности  в юности тесно связано с  индивидуально-личностными свойствами  человека, его самосознанием, самооценкой  и т.д.

 

 Центральное психологическое  новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых

 

 Возрастные сдвиги  в восприятии других равным образом относятся и к самовосприятию, самосознанию. В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим.

 

 Открытие "Я", своего  уникального внутреннего мира  связано чаще с рядом психодраматических  переживаний.

 

 Юношеский возраст  - наиболее важный период развития, на который приходится основной  кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии - "диффузия идентичности".

 

 Интервал между  юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится  (путем проб и ошибок) найти  свое место в обществе,

 

 Острота этого кризиса  зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, В независимости, активности и т.д.), так и от всей духовной атмосферы общества.

Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития