Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования - Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Объект исследования - дети дошкольного и школьного возраста
Предмет исследования - изучение возрастных кризисов и их проявления
Задачи:
1. Дать понятие категории возрастной кризис;
2. Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
3. Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы
психологического развития………………………………………………..... 5
1.1 Понятие «Возрастной кризис»………….. ……………………………..…...7
1.2 Причины возникновения и развития кризисов на разных
возрастных этапах………………………………………………………………10
1.2.1.Кризис новорождённости…………………………………………………11
1.2.2.Кризис одного года………………………………………………………..12
1.2.3.Кризис трёх лет……………………………………………………………13
1.2.4.Кризис семи лет…………………………………………………………...14
1.2.5.Кризис подросткового возраста……………………………………...…..15
1.2.6.Кризис юношеского возраста………………………………………….....16
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у детей на разных этапах развития………………………………....18
2.1 Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………..19
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков….20
Заключение…………………………………………………………………….....35
Список литературы………………………………………………………….…...36
Кризис трех лет
– проявляется стремление к
самостоятельности, ребенок
Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.
Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.
К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.
1. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 112
2.Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 60
3.Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - с. 85
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006.-с.82-83
5.Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153
6.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2005. – 239 с.
7.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с. 268
8.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – с.283-285
9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – с. 318
10.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 235-236
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 287-288
12.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 392-394
13.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 292
14.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 635
15.Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
16.Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М. – Проспект, 2006. – 560 с.
17.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: «Генезис», 2007. – 176 с.
18.Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов-на-Дону, 2008
19.Шапарь В.Б. Рабочий словарь психолога-консультанта
20 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 268
21 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – c. 269.
22.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – с. 273
Информация о работе Возрастные кризисы как закономерные этапы детского развития