Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Проблема возраста человека на основе классификации………...6
1.1. Классификация возрастных проблем ………………………………………6
1.2. Понятие возрастного кризиса………………………………………………10
Глава 2. Возрастные кризисы и их особенности…………………………...14
2.1. Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития…………………………………………………………………………..14
2.2. Кризисы развития зрелых возрастов………………………………………17
Заключение……………………………………………………...………………..24
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………28
Доминирующими
вопросами этого возраста являются:
“Кто Я? ”, “Как Я впишусь в мир
взрослых? ”, “Куда Я иду? ” Подростки
пытаются выстроить собственную
систему ценностей, часто вступая в
конфликт со старшим поколением, ниспровергая
их ценности. Классическим примером является
движение хиппи. Представление о смерти
у подростков, как об универсальном и неизбежном
конце человеческой жизни приближается
к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал,
что именно с момента постижения идеи
смерти ребенок становится агностиком,
то есть у него появляется присущий взрослому
способ мировосприятия. Хотя, признавая
интеллектуально “смерть для других”,
они фактически на эмоциональном уровне
отрицают ее для себя. У подростков преобладает
романтическое отношение к смерти. Часто
они трактуют ее как иной способ существования.
2.2. Кризисы развития зрелых возрастов
Развитие в зрелых возрастах - это молодость как начальный этап зрелости, установление интимности, личных близких связей с другим человеком - основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы. Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Основные проблемы данного возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, окончательное осознание себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, сознание обобщенного, нереалистического характера юношеских (подростковых) мечтаний, складывание более конкретного представления о будущей жизни, вступление в брак. Молодость как "время путешествий", переход от "кочевой" жизни к оседлой. Профессиональная деятельность - задача специализации в избранной профессии, приобретение мастерства, либо смена профессии, вуза и так далее.
Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождения между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Личностная перестройка. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса, взгляд на кризис с точки зрения "третьего рождения личности". Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа. [10, С.67] Расцвет (середина жизни) как "золотой возраст", "период бури и натиска", беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества. Появление потребности отдачи опыта другим. Представление о причинах возникновения данной потребности. Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни", осознание утраты молодости, начало снижения уровня физических возможностей. Присущие данному периоду личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов, сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода. Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа. Зрелость как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Одиночество в зрелом возрасте. Возможности обучения в зрелых возрастах. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Кризис середины жизни, его психологический смысл.
В молодости (или ранней зрелости по Э. Эриксону - 20-25 лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи [5, С.14]. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность любить, альтруизм, нравственное чувство.
Еще несколько десятилетий тому назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона “Сезоны человеческой жизни”, Нейгартена “Осознание зрелого возраста”, Ошерсона “Печаль о потерянном “Я” в середине жизни”, а также изменения в структуре заболеваемости и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному посмотреть на психологию зрелости и назвать этот период “кризисом зрелости”. [8, С.23]. В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами). [4, С.53]. В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30% -70% лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя “чуть-чуть бессмертнее других”. Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели, то они уже мало достижимы. А если реализованы? Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени. Проблеме 40-летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад “Жизненный рубеж”(1984), в котором он ратовал за создание “высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни”, ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, “одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше.
С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты - непредвиденной, потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания”.
Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону). Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: “счастливую”, “несчастливую” и “психопатологическую”. Ю.И. Полищук (1994) исследовал методом случайной выборки 75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как “несчастливая старость” - 71%; 21% составили лица с так называемой “психопатологической старостью” и 8% переживали “счастливую старость”.
“Счастливая”
старость наступает у гармоничных
личностей с сильным
Заключение
Проблема возраста не только центральная для психологии, но и ключ ко всем вопросам практики. Эта проблема непосредственно и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого человеком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией или фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает человек. Мы знаем уже, что паспортный возраст человека не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.
Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения человека, контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития.
Изучение
симптоматологии возрастов
Само по себе исследование какого-либо возрастного симптома или группы симптомов и даже точное количественное измерение их еще не могут составить диагноза. Между измерением и диагнозом, говорил Гезелл, существует большая разница. Она заключается в том, что к диагнозу можно прийти только в случае, если удастся вскрыть смысл и значение найденных симптомов.
Задачи, стоящие перед диагностикой развития, могут быть разрешены только на основе глубокого и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики развития в их многообразии. Таким образом, само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. В сущности говоря, определение реального уровня развития не только не исчерпывает всей картины развития, но очень часто охватывает ее незначительную часть. Констатируя наличие тех или иных симптомов при определении реального уровня развития, мы фактически определяем лишь ту часть общей картины развития, которая охватывает уже созревшие на сегодняшний день процессы, функции и свойства, физического развития, которые характеризуют уже завершившиеся циклы развития. Это итог, результат, конечное достижение развития за истекший период. Эти симптомы говорят нам скорее о том, как шло развитие в прошлом, чем о том, как оно совершается в настоящем и какое направление примет в будущем. Разумеется, знание итогов вчерашнего развития - необходимый момент для суждения о развитии в настоящем и будущем. Но одного его совершенно недостаточно. Образно говоря, при нахождении реального уровня развития мы определяем только плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой цикл. Но мы знаем, что основным законом развития является разновременность в вызревании отдельных сторон личности и различных ее свойств. В то время как одни процессы развития уже принесли плоды и завершили свой цикл, другие процессы находятся только в стадии созревания. Подлинный диагноз развития должен суметь охватить не только завершившиеся циклы развития, не только плоды, но и находящиеся в периоде созревания процессы. Подобно тому как садовник, определяя виды на урожай, поступил бы неправильно, подсчитав только количество созревших фруктов в саду и не сумев оценить состояние деревьев, не принесших еще зрелого плода, психолог, который ограничивается определением созревшего, оставляя в стороне созревающее, никогда не может получить сколько-нибудь верного и полного представления о внутреннем состоянии всего развития и, следовательно, не может перейти от симптоматического к клиническому диагнозу.
Таким образом, мы приходим к выводу, что к началу каждого периода складывается единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, зависит от постоянно действующих факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.
Список литературы
1. Абрамова Г.С., Возрастная психология. [Текст]: Уч. пособие для студентов вузов. / -4-е изд / Г.С. Абрамова. Академ. проект. - М. 2003г. - 15с.
2. Гусева Н.Д. Акмеология. [Текст]: Учебное пособие / Н.Д. Гусева. - М., 2003г. - 34с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст]: Учебное пособие / И.А. Зимняя. - М., 2002г. - 45с.
4. Ильин В.В. Философия и акмеология. [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ильин. СПб., 2003г. - 53с.
5. Крайнг Г. Психология развития. [Текст]: Учебное пособие / Г. Крайнг. - СПб., 2002г. - 14с.
6. Краснова О.В.
Социальная психология
7. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст]: / У. Крейн. - СПб., - 2002г. - 84с.
8. Михайлов Г.С.
Принятие и реализация
9. Полозова Т.А.
Современный взгляд на
10. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Селезнёва. - М., 2004г.67с.
11. Сорокумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. Спб., 2007
12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М., 2007
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М., 2004
14. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. М., 2005
15. Мухина В.
С. Возрастная психология. Хрестоматия.
М., 2003
П р и л о ж е н и е 1
Стадии психосоциального развития (по Эриксону)
N | Стадия | Возраст | Психосоциальный кризис | Сильные стороны |
1. | Орально-сенсорная | Рождение-1 год | Базальное доверие - базальное недоверие | Надежда |
2. | Мышечно-анальная | 1-3 года | Автономия - стыд и сомнения | Сила воли |
3. | Локомоторно-генитальная | 3-6 лет | Инициативность - вина | Цель |
4. | Латентная | 6-12 лет | Трудолюбие - неполноценность | Компетентность |
5. | Подростковая | 12-19 лет | Эго - идентичность - ролевое смешение | Верность |
6. | Ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность - изоляция | Любовь |
7. | Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность - застой | Забота |
8. | Поздняя зрелость | 65 лет - смерть | Эго-интеграция - отчаяние | Мудрость |