Восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:00, лекция

Краткое описание

Общая характеристика восприятия
Восприятие как действие
Виды восприятия
Основные свойства восприятия

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ. 9. ВОСПРИЯТИЕ.docx

— 163.90 Кб (Скачать)

Тема 9

ВОСПРИЯТИЕ


 

Общая характеристика восприятия

Восприятие как действие

Виды восприятия

Основные свойства восприятия

Общая характеристика восприятия

 

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосред-ственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных  ощущений в целостные образы вещей  и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные  свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано  с осознани-ем, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к опреде-ленной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только вклю-чив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает  как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с  речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов  или сложных, воспринимае-мых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности.

Восприятие как действие

 

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.

Восприятие – сложная  познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис.1).

Перцептивные действия


Измерительные

Соизмерительные

Построительные 

Контрольные

Корригирующие

Позволяют оценить величину воспринимаемого  предмета

Дают возможность сопоставить  размеры нескольких объектов

Отвечают за построение перцептивного  образа

Позволяют сличать возникающий  образ с особенностями предмета

Исправляют ошибки в образе

Тонически-регуляторные

Поддерживают необходимый уровень  мышечного тонуса для осуществления  процесса восприятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Перцептивные действия

 

Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понима-ния того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Виды  восприятия

 

Выделяют  различные виды восприятия (рис. 2).

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и  длительное восприятие предметов и  явлений действительности, людей  и самого себя.

 

По форме  психической активности


По форме  
существования  
материи

По ведущему анализатору

Неорганизо-ванное

Обонятельное

По структуре

Осязательное 

Слуховое 

Зрительное 

Кинестетическое

Организо-ванное

По степени организации

Вкусовое 

Преднамеренное

Непреднаме-ренное

Восприятие движения

Восприятие времени 

Восприятие пространства

В зависимости от особенностей воспринимаемого  объекта

Симультанное

Сукцессивное 

Восприятие человека человеком

Виды восприятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 2. Классификация  восприятия

 

Специалисту, осуществляющему  наблюдение, необходимо учитывать особенности  индивидуального типа восприятия (аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблю-дателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.

Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений  вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого  типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что  воздействует на его эмоциональную  сферу, и не старается разобраться  в особенностях самого объекта.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком  имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости  от того, какое значение люди придают  различным особенностям личности, они  по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и  при даче свидетельских показаний  выдвигают на передний план те или  иные индивидуальные стороны другого  человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориен-тировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3).

Восприятие пространства


Восприятие формы, объемности и  
величины предметов

Зрительные иллюзии

 

Восприятие глубины 

и удаленности предметов

Линейная 

и воздушная  
перспектива


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного  и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто  требует выделения контура, т.е. границы  пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной  их изображения на сетчатке глаза  и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому  видению различно удаленных предметов  осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения  его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и  удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного  зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов  от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся  схождение вдали параллельных рельсов  железной дороги и др. Воздушная  перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или  искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются  в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий  определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).

Восприятие времени


Восприятие последовательности явлений

Восприятие длительности явлений

Восприятие темпа и ритма


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Восприятие времени 

 

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность  ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит  ритмическая смена возбуждения  и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену  одних явлений другими, а также  связано с представлениями о  настоящем. Однажды воспринятое  явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно  затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей  памяти представление о ранее  бывшем, которое осознается как прошедшее.

На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:

  • перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
  • объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
  • упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно  несколько растягивают временные  промежутки.

Восприятие темпа –  это отражение скорости, с которой  сменяют друг друга отдельные  стимулы совершавшегося во времени  процесса.

Восприятие ритма –  это отражение равномерного чередования  стимулов, их размеренности при воздействии  предметов и явлений объективной  действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопро-вождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).

Восприятие движения


Характер

Форма

Амплитуда

Ускорение

Продолжительность

Скорость 

Направление


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Восприятие  движения

 

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический  анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление  и ускорение. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное  движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

Основные  свойства восприятия

 

Говоря о свойствах  восприятия необходимо выделить среди  них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие  сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познавательного  процесса. К первой группе относятся  основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).

Свойства, определяющие сущность восприятия




 

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их


Предметность




 

При неполном отражении отдельных свойств  воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целост-ного образа конкретного предмета

Информация о работе Восприятие