Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:00, лекция
Общая характеристика восприятия
Восприятие как действие
Виды восприятия
Основные свойства восприятия
Целостность
Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков
Структурность
Человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов
Осмысленность
Из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов
Избирательность
Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде
Константность
Восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт
Апперцепция
Рис. 6. Свойства, характеризующие сущность восприятия
Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.
Свойства восприятия, определяющие его продуктивность
Объем
Скорость
Точность
Надежность
Количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени
Время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления
Соответствие возникшего образа особенностям
воспринимаемого объекта и
Вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени
Рис. 7. Свойства, определяющие продуктивность восприятия
Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность – не изначально заданное свойство, оно формируется в предметной деятель-ности.
Структурность восприятия – расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.
Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению. Осмысление предмета завершается названием его словом – понятием, т.е. отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.
Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Эта особенность восприятия, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.
Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта.
Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А.В. Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориенти-ровочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.
Благодаря точной установке рецепторов
ребенок в первые месяцы жизни
оказывается способным
При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотно-шение составляющих его частей.
А.В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проб-лемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправ-ления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» – образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.
На следующем этапе сенсорные
процессы сами превращаются в своеоб-разные
перцептивные действия, которые выполняются
с помощью собственных движений рецептивных
аппаратов. На данном этапе дети знакомятся
с пространственными свойствами предметов
при помощи развернутых ориен-тировочно-
На третьем этапе начинается
процесс своеобразного
На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.