Виды конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:39, реферат

Краткое описание

Конфликт может быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных процессов, служащих сохранению целого.
Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………….…..3
Классификация КОНФЛИКТОВ………………………………………...5
Внутриличностный конфликт………………………………………6
Межличностный конфликт………………………………………….11
Конфликт между личностью и группой……………………….15
Межгрупповой конфликт…………………………………………….17
Конфликты в больших группах……………………………………19
Политические конфликты…………………………………………21
Межкультурные конфликты и конфликты российского общества………………………………………………………………………...22
Конфликты по источнику возникновения…………………24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….29

Файлы: 1 файл

Виды конфликтов.docx

— 59.55 Кб (Скачать)

     - наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

     Виды  межгосударственных конфликтов:

     - конфликт идеологий;

     - конфликт из-за политического господства;

     - территориальный конфликт;

     - религиозный конфликт.

     В межкультурных конфликтах члены  конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они». При  этом предпочтение отдается негативным сведениям об образе жизни иной культурной группы. Позитивное поведение своей  группы (национальное самолюбование) и  негативное поведение чужой группы (национальная неприязнь) объясняется  внутренними причинами. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой  группы объясняются внешними обстоятельствами.

     Социальные  конфликты в современном российском обществе органически связаны с  его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат  в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям. Образование  новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения  новых конфликтов. Формируется новое  социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные  группы новых собственников и  огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

     Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния  общества, приводящего к столкновениям  различных сил и общностей, обостряются  социальные противоречия и их результатом  становятся социальные конфликты. Конфликты  формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются  как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все  они относятся к категории  социального конфликта, под которым  понимается любой вид борьбы и  противоборства между общностями и  социальными силами.

     Можно проследить три аспекта проблем  политической власти в конфликтах российского  общества:

     - конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

     - роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

     - роль государственной власти во многих случаях как посредника.

     Основные  конфликты в сфере власти в  современных условиях выступают  как:

     - конфликты между политическими партиями и движениями;

     - конфликты между звеньями управленческого аппарата;

     - конфликты между центром и провинцией. 

  1. Конфликты по источнику возникновения
 

     По  источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

     Объективным считается возникновение конфликта  в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечёткое разделение функций и ответственности –  такого рода проблемы относятся к  числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряжённая  обстановка. Если люди поставлены в  такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся  в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно  только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет  своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизни коллектива.

     Субъективным  будет возникновение конфликта  в связи с личностными особенностями  конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.7

     В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные  для нас ценности или интересы, конфликты бывают  трёх видов:

     -    Конфликт «плюс-плюс» (выбор из  двух благоприятных альтернатив).

     -  Конфликт «минус-минус» (оба варианта  нежелательны).

     -  Конфликт «плюс-минус» (сталкиваются  хороший и плохой варианты).

     В зависимости от эффекта оказываемого конфликтом на жизнь коллектива разделяют  конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие) конфликты.

     Конструктивный  конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведёт к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой организации. Такие конфликты  находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Возникновению и разрешению данного  вида конфликта способствует практика свободного высказывания мнений, суждений работниками, а не простое поддакивание руководству. Следует всегда помнить  одно из правил менеджмента: «Опирайтесь на то, что сопротивляется».

     Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится  в зону межличностных отношений, ведёт к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников. Такие конфликты приводят к мелким дрязгам в коллективе, к склокам.

     Критерием группирования конфликтов можно  считать и степень их влияния  на жизнь коллектива. «В этом случае говорят о лихорадящих организацию конфликтах и разрушительных для коллектива противоречий. Если лихорадящие конфликты характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным образом с психологической несовместимостью лиц, то вторые вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива».

     Если  учитывать влияние конфликта  на последующею жизнь и развитие коллектива, то различают конфликты, дающие осложнения (так называемый послеконфликт) и не имеющие каких-либо отрицательных последствий. Послеконфликт  проявляется в негативном поведении  или чувстве неудовлетворённости  после того, как конфликт считается  разрешённым. Это значит, что конфликт не был разрешён или был разрешён несправедливо, либо методами, задевающими  личное достоинство партнёра.

     Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворённость интересов, несанкционированные действия или  непредвиденные обстоятельства, которые  можно было предусмотреть, заверения  выполнить что-либо без взятия на себя обязательств и др. Очень существенны  также психологические и поведенческие  факторы:

     -   стремление найти виновного, а с себя снять вину.

     -   расчёт на одностороннюю выгоду.

     -   недостаточные возможности «сохранить лицо».

     -   ощущение давления и принуждения.

     -   изменение баланса сил между участниками конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Конфликт  - это нормально. Конфликт неизбежен и неотвратим, поэтому он должен пониматься как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

     Конфликт  - это не обязательно плохо, он не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению жизнеспособности и устойчивости целого.

     Конфликт  изменение адаптация выживание. Конфликт содержит в себе потенциальные  позитивные возможности, это стимул к изменениям, возможность выхода на новый уровень развития, а значит, конфликт – это может быть хорошо.

     Конфликт  - это то, с чем можно работать, и в наше время работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.

     Конфликты - неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. И любой конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определённый уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

     Конфликты создают напряжённые отношения  в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом  состоянии. И всё же конфликты  могут привести к улучшению условий  труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта может  также заключаться в росте  самосознания участников конфликта, если последний преследует социально  значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников, играет роль для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

     Конфликт - это нормально, это то, что сопутствует  как нашей внутренней жизни, так  и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов - тяжелый  и болезненный процесс, но это  часть жизни человека. Человек  не должен чувствовать себя виноватыми или несостоятельными неудачниками, если он переживает конфликты. Это может  показаться довольно очевидным, однако многие проблемы в жизни людей  и их переживания возникают из-за непонимания или непринятия этой точки зрения.

     Конфликт  как одно из значимых явлений психической  жизни человека непосредственно  связан с проблемой психического благополучия - фундаментальной проблемой  всей психологической науки, по-разному  решаемой ее различными дисциплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях общения  людей, в той или иной форме  решает фундаментальные вопросы  об отношениях индивида и общества, о месте человека в мире, о поисках  согласия и гармонии.

     Для современной психологии характерно признание двойственной природы  конфликта, в том числе и его  позитивной роли.

     Конфликт - источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.

     Конфликт - сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция.

     Конфликт - возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую»

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Бородкин,  Ф. М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 153 с.
  2. Гришина, Н. В. Психология конфликта. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 538 с.
  3. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
  4. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. -  М.: Гардарики, 2008. – 305 с.
  5. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учеб.пособие для студентов вузов. - 2-е изд., доп. - М.: АО «Аспект - пресс», 2006. - 319 с.
  6. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.  - Ростов на/Д: Феникс, 2008. – 480 с.
  7. Иванова, Е.И. Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.
  8. Козер, Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея - пресс,2008. - 208 с.
  9. Конфликтология: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 512 с.
  10. Моргунов, Е.Б. Организационное поведение. Конфликт: предотвращение и управление. - М.: Форум, 2008. – 457 с.
  11. Мугалова, Ж.А. Педагогическая конфликтология. - М.: Дашков и К', 2007. - 316 с.
  12. Цыбульская, М.В. Яхонтова E.C. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 311 с.

Информация о работе Виды конфликтов