Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:39, реферат
Конфликт может быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных процессов, служащих сохранению целого.
Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………….…..3
Классификация КОНФЛИКТОВ………………………………………...5
Внутриличностный конфликт………………………………………6
Межличностный конфликт………………………………………….11
Конфликт между личностью и группой……………………….15
Межгрупповой конфликт…………………………………………….17
Конфликты в больших группах……………………………………19
Политические конфликты…………………………………………21
Межкультурные конфликты и конфликты российского общества………………………………………………………………………...22
Конфликты по источнику возникновения…………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….29
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….29
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт
может быть принят как одна из форм
нормального человеческого
Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.
Конфликт - это не отклонение от нормы, а норма социальных отношений. Само понятие в современной культуре имеет множество значений (борьба, сражение, война, дисгармония в отношениях между людьми, идеями, интересами, противостояние и т.д.).
Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий.
Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов. Они активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции, это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с
Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Цель данной работы - рассмотреть виды конфликта.
Задачами работы являются:
- рассмотреть классификацию конфликтов;
- изучить внутриличностный конфликт;
- рассмотреть межличностный конфликт;
- рассмотреть конфликт между личностью и группой;
- рассмотреть межгрупповой конфликт;
- рассмотреть конфликты в больших группах;
- рассмотреть политические конфликты;
- рассмотреть межкультурные конфликты и конфликты российского общества;
-
рассмотреть конфликты по источнику
возникновения.
Традиционное
выделение видов конфликта
С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада (Chase, 1951).
Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями (Анцупов, Шипилов, 1996). В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.
Конфликты подразделяются на различные виды в соответствии со следующими критериями:
- разделяют по объёму;
-
разделяют по длительности
-
разделяют по источнику
-
разделяют в зависимости от
столкновения ценностей или
-
разделяют в зависимости от
эффекта оказываемого
- разделяют в зависимости от степени влияния конфликта на жизнь коллектива;
По
объёму конфликты подразделяют на внутриличностные,
межличностные, конфликты между
личностью и группой и
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.
1.
Психодинамические (
2.
Ситуационные подходы,
3.
Когнитивистские концепции
Специфика
внутриличностного конфликта
- особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
- специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
- латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Внутриличностные конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
- результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
- возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка). 2
Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, который выводил их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения этих конфликтов.
1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было.
2.
Альтернативы в равной мере
непривлекательные (выбор из
3.
Одна и та же цель в равной
мере, но в разных аспектах
является и привлекательной, и
непривлекательной
Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
0-1 год - Доверие-недоверие
1-3 года - Автономия - стыд, сомнение
3-6 - Инициатива - чувство вины
6-12 - Трудолюбие - чувство неполноценности
12-19 - Я-идентичность - смешение ролей
20-25 - Близость-изоляция
26-64 - Порождение, творчество - застой
65 - смерть Интеграция – отчаяние
В
основе когнитивного типа конфликтов
- несовместимые представления (когниции)
личности. Согласно когнитивистам, человек
стремится к
Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
- Путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): сегодняшние мысли изменяют воспоминания (принятое решение создает собственные опоры для поддержки - причины, которыми мы оправдываем его целесообразность). Все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления.
- Путем изменения одной из когниций (1 когниция - знаю, что курю, 2 когниция - знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я).
- Путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ).