Усыновление, опека (попечительство) и приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:48, реферат

Краткое описание

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

Оглавление

Введение........................................................................................................................................................................3
1. Понятие приемной семьи...................................................................................................................................4-6
2. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей..............................................................................................................................................7-9
3. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье...................................................10-14
Заключение................................................................................................................................................................15
Список литературы.................................................................................................................................................16

Файлы: 1 файл

право реферат.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра социологии

 

Реферат по правоведению на тему:

«Усыновление, опека (попечительство) и приемная семья»

 

 

                                     Выполнила: студентка

                                                                                     группы Ст(б) – 211(1)

                                                                                   Храмова Анастасия.                                                 

                                                     

                    Проверил: 

                                 ст.преподаватель

                      Куприянова Елена Александровна

 

 

Мурманск, 2013

 

 

Оглавление

Введение........................................................................................................................................................................3

1. Понятие приемной семьи...................................................................................................................................4-6

2. Некоторые проблемы  приемной семьи как формы семейного  воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей..............................................................................................................................................7-9

3. Проблемы правового  регулирования отношений в приемной  семье...................................................10-14

Заключение................................................................................................................................................................15

Список литературы.................................................................................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела  особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную  ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о  правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право  жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного  семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены  три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации  воспользовались предоставленным  им правом и предусмотрели возможность  передачи таких детей в патронатные  семьи.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению 1Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при  которой обеспечиваются условия  жизни, равные с условиями жизни  родных детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  приемной семьи

 

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, на основании договора о  передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки  и попечительства и приемными  родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей  на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155); (Федеральный  закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О  дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в  ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Граждане (супруги  или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 июля 1996 г. N 829 «О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ» (в ред. Постановления  Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

На воспитание в  приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения  родителей[2, с. 11]:

- дети-сироты;

- дети, родители  которых неизвестны;

- дети, родители, которых  лишены родительских прав, ограничены  в родительских правах, признаны  в судебном порядке недееспособными,  безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители  которых по состоянию здоровья  не могут лично осуществлять  их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся  без попечения родителей, находящиеся  в воспитательных, лечебно-профилактических  учреждениях, учреждениях социальной  защиты населения или других  аналогичных учреждениях.

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных  судом недееспособными или ограниченно  дееспособными;

- лиц, лишенных  по суду родительских прав  или ограниченных судом в родительских  правах;

- отстраненных от  обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных  на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено по  их вине;

- лиц, имеющих  заболевания, при наличии которых  нельзя взять ребенка (детей)  в приемную семью.

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет  право и обязаны[2, с. 17]:

- воспитывать ребенка,  находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о  его здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно  определять способы воспитания  ребенка, с учетом мнения ребенка  и рекомендаций органа опеки  и попечительства, а также при  соблюдении требований, предусмотренных  Семейным Кодексом.

Они являются законными  представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права  и интересы, в том числе в  суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей  в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей  в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья  образуется на основании договора о  передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом  опеки и попечительства и приемными  родителями по форме. Устройство детей  в приемную семью не влечет за собой  возникновения между приемными  родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Лица, желающие взять  ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и  попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными  родителями. К заявлению прилагаются  следующие документы:

- Справка с места  работы с указанием должности  и размера заработной платы  либо копия декларации о доходах,  заверенная в установленном порядке;

- Характеристика  с места работы;

- Автобиография2;

- Документ, подтверждающий  наличие жилья у лица (лиц), желающего  взять ребенка (детей) на воспитание  в приемную семью (копия финансово-лицевого  счета с места жительства и  выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого  помещения в государственном  и муниципальном жилищном фонде  либо документ, подтверждающий право  собственности на жилое помещение);

- Копия свидетельства  о заключении брака (если состоят  в браке);

- Медицинская справка  лечебно-профилактического учреждения  о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на  воспитание в приемную семью  (ссылка на приказ минз. о мед.  освид.).

Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях  предусмотренных законодательством  Российской Федерации, другой заменяющий документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными  родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или  попечительство).

На основании  заявления и акта обследования условий  жизни лиц (лица), желающих взять  ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления  со всеми необходимыми документами  готовит заключение о возможности  стать приемными родителями.

Безусловно, при  подготовке заключения орган опеки  и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять  на воспитание ребенка в семью  их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения  с другими членами семьи, проживающих  совместно с ними.

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять  на воспитание ребенка с ослабленным  здоровьем, больного ребенка, ребенка  с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у  приемных родителей (опекуна или  попечителя) было наличие необходимых  условий для этого.

При передаче ребенка  в приемную семью орган опеки  и попечительства руководствуется  интересами ребенка. Передача ребенка  в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его  согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Некоторые  проблемы приемной семьи как  формы семейного воспитания детей,  оставшихся без попечения родителей

 

К сожалению, не все  нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что  больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие  порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию. Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная  семья - носят срочный характер и  являются временным устройством  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью[3, с. 24].

Приемная семья  является возрожденной формой семейного  воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей. Она обеспечивает детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи  с принятием Семейного кодекса  РФ. Между тем в России издавна  было принято брать детей-сирот  на воспитание в чужие семьи. Такое  устройство называлось патронатом. В  основе патронирования лежал договор  о передаче ребенка в чужую  семью на добровольных началах. Патронатный  воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской  революции семейный патронат не получил  государственного признания и перестал существовать.

В конце 80-х годов  прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели  некоторые признаки патроната. В  их основу был положен принцип  семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи. Современная  правовая модель приемной семьи вобрала  в себя лучший опыт дореволюционной  России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих  лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья  является самостоятельной формой семейного  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять  чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся  друг о друге и о своих близких  лица, которые осознают свою ответственность  за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность  своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными  родителями, а также между приемными  родителями и приемными детьми в  будущем могут стать моделью  семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают  супруги, имеющие своих детей. Поэтому  приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить  свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они  сразу же ощущают семейное тепло  и уют. А для обездоленного  ребенка чрезвычайно важно иметь  близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое  обращение к себе, как «сынок»  или «доченька». При таком обращении  и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод  душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно  для его физического и душевного  здоровья, а также для всей его  последующей жизни[4, с. 37].

Информация о работе Усыновление, опека (попечительство) и приемная семья