Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:48, реферат
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
Введение........................................................................................................................................................................3
1. Понятие приемной семьи...................................................................................................................................4-6
2. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей..............................................................................................................................................7-9
3. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье...................................................10-14
Заключение................................................................................................................................................................15
Список литературы.................................................................................................................................................16
В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.
Свой дом и
нормальные условия жизни для
ребенка могут создать приемные
родители. В приемной семье ребенок
получает обычное семейное воспитание
и содержание. Ребенок проживает
в такой семье, как правило, до
совершеннолетия. Приемная семья дает
возможность максимально
Цель приемной семьи
- создание таких условий, чтобы приемный
ребенок находился как можно
дольше в отношениях с приемными
родителями, не менял этих родителей
и тем самым имел надежду, что
существующие связи сохранятся в
будущем, по достижении им совершеннолетия.
Поскольку отношения между
В п. 35 Типового положения
об образовательных учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, установлено,
что администрация учреждения имеет
право в исключительных случаях
разрешить временно (до одного года)
бесплатное проживание и питание
в учреждении своим воспитанникам
до их трудоустройства или
Приемным же родителям
даже такого права не дано. Однако они
продолжают делить со своими воспитанниками
и хлеб, и кров. Между ними практически
складываются родственные отношения,
и препятствовать этому было бы неправильно.
Поэтому следует узаконить эти
отношения, предусмотреть права
и обязанности уже взрослых приемных
детей и престарелых приемных
родителей. Необходимо было бы предусмотреть
при определенных условиях обязанность
бывших приемных детей содержать
нетрудоспособных и нуждающихся
приемных родителей, если бывший воспитанник
в состоянии оказывать
Воспитание оставшихся
без попечения родителей детей
в приемной семье имеет большое
значение. В такой семье воспитывается
полноценная личность, подготовленная
к выполнению различных социальных
ролей. В приемной семье ребенок,
как правило, вырастает трудолюбивым,
умеющим обслуживать себя и помогать
другим, т.е. полноценным гражданином.
При этом содержание такого ребенка
обходится гораздо дешевле, чем
содержание детей в государственных
детских учреждениях. Ведь приемные
родители выполняют функции
Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.
Недостаточное использование
приемной семьи на практике в немалой
степени связано с
3. Проблемы
правового регулирования
Приемная семья
предусмотрена Семейным кодексом РФ
как одна из трех форм устройства на
воспитание в семью детей, оставшихся
без попечения родителей. В развитие
СК РФ принято Постановление
В полном соответствии
с нормами международного права
в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве
одного из основополагающих принципов
российского семейного
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривается создание детских домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.
Так, в соответствии
с п. 5 Правил организации детского
дома: семейного типа (далее - Правила)
решение о создании детского дома:
семейного типа принимается на основании
волеизъявления лица, желающего взять
на воспитание детей. Но, исходя из приоритета
семейного воспитания, при намерении
взять на воспитание ребенка выбор
должен быть сделан все-таки в пользу
«семейных» форм воспитания, в частности
приемной семьи. Из этого следует, что
предусмотренное в Правилах основание
создания детского дома семейного типа
изначально противоречит международному
праву и российскому
Путаница, существующая
в нормативных правовых актах, делает
такую форму устройства детей
на воспитание, как детский дом
семейного типа, нежизнеспособной.
Если действовать в рамках закона,
в полном соответствии с принципами
семейного законодательства, то создание
детского дома семейного типа вообще
невозможно, так как оно не соответствует
основным началам семейного
Следует также отметить,
что смешение «семейных» и «несемейных»
форм устройства детей на воспитание
- приемной семьи и детских домов
семейного типа - прослеживается в
более позднем ведомственном
акте. Так, в Письме Минобразования
России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах
приемных семей - детских домов семейного
типа» понятия «приемная семья»
и «детский дом семейного типа»
употребляются как
Письмом Минобразования России от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семью, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» рекомендовано субъектам РФ принимать акты по внедрению патронатного воспитания. При этом такое воспитание ставится в один ряд с приемной семьей и толкуется в данном контексте как одна из форм устройства детей на воспитание в семью.
Правовым основанием
для передачи ребенка на воспитание
в приемную семью в соответствии
с ныне действующим законодательством
служит договор. Появление такой
правовой конструкции, как договор
в регулировании семейных отношений,
в СК РФ связывается в литературе
с усилением диспозитивных
Отношения по устройству
детей на воспитание в семью являются
особыми семейно-правовыми
Представляется, что
договор о передаче ребенка на
воспитание в приемную семью нельзя
отнести ни к одному из известных
видов договоров в гражданском
праве. Однако в научной литературе
и в некоторых актах органов
государственной власти 5 отношения,
складывающиеся из договора о передаче
ребенка на воспитание в приемную
семью, квалифицируются как
Заключение договора
о передаче ребенка в приемную
семью предполагает удовлетворение
публичных интересов
Информация о работе Усыновление, опека (попечительство) и приемная семья