Усыновление, опека (попечительство) и приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:48, реферат

Краткое описание

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

Оглавление

Введение........................................................................................................................................................................3
1. Понятие приемной семьи...................................................................................................................................4-6
2. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей..............................................................................................................................................7-9
3. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье...................................................10-14
Заключение................................................................................................................................................................15
Список литературы.................................................................................................................................................16

Файлы: 1 файл

право реферат.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

В приемную семью  можно передавать сразу несколько  детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие  друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются  и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся  недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге  и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у  ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или  сестер. Такие качества очень важны  в жизни ребенка. И для каждого  человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и  нормальные условия жизни для  ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок  получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает  в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует  у детей навыки преодоления трудных  жизненных ситуаций, психологическую  защиту и правильное поведение при  стрессах, а также морально-этическую  установку на создание собственной  стабильной семьи, что важно и  для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит  в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать  чужих детей. Для некоторых граждан  воспитание чужих детей может  стать профессией, основной работой  и заботой. Ведь граждане, взявшие  в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая  может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи - создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно  дольше в отношениях с приемными  родителями, не менял этих родителей  и тем самым имел надежду, что  существующие связи сохранятся в  будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными  родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение  срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение  правовых отношений между приемными  родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические  связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными  родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным[4, с. 50].

В п. 35 Типового положения  об образовательных учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет  право в исключительных случаях  разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание  в учреждении своим воспитанникам  до их трудоустройства или дальнейшего  обучения.

Приемным же родителям  даже такого права не дано. Однако они  продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически  складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти  отношения, предусмотреть права  и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть  при определенных условиях обязанность  бывших приемных детей содержать  нетрудоспособных и нуждающихся  приемных родителей, если бывший воспитанник  в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей  в приемной семье имеет большое  значение. В такой семье воспитывается  полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка  обходится гораздо дешевле, чем  содержание детей в государственных  детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного  обслуживающего персонала таких  учреждений. Увеличение приемных семей  в какой-то мере способствует решению  такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому  Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей  детских домов семейного типа»  отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи  недостаточно только придания ей правового  статуса. На примере этих семей, впервые  решивших стать приемными, можно  убедиться, что успех (или неуспех) подобного начинания зависит  от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, от предоставления им соответствующих  льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные  акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование  приемной семьи на практике в немалой  степени связано с недостаточной  государственной поддержкой этого  социального института. Государственная  поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим  на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей  и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается  законом субъекта РФ (п. 32 Положения  о приемной семье 3), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня  своевременное и достаточное  финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в  п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей  реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые  приемной семье в зависимости  от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке  и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать  дополнительный размер оплаты труда  приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств  бюджетов субъектов РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  правового регулирования отношений  в приемной семье

 

Приемная семья  предусмотрена Семейным кодексом РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие СК РФ принято Постановление Правительства  РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». Вместе с тем на практике такая  форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний  день приемных семей 1. Этому можно  найти много причин, в том числе  экономических. Но препятствием для  последовательной реализации положений  о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации  отношений, складывающихся в рамках приемной семьи[1, с. 20].

В полном соответствии с нормами международного права  в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов  российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в  ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается  устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский  дом семейного типа), предназначенные  зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением  Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»  предусматривается создание детских  домов семейного типа, имеющих  организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного  типа с приемной семьей состоит в  самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается  в организации обстановки, максимально  приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.

Так, в соответствии с п. 5 Правил организации детского дома: семейного типа (далее - Правила) решение о создании детского дома: семейного типа принимается на основании  волеизъявления лица, желающего взять  на воспитание детей. Но, исходя из приоритета семейного воспитания, при намерении  взять на воспитание ребенка выбор  должен быть сделан все-таки в пользу «семейных» форм воспитания, в частности  приемной семьи. Из этого следует, что  предусмотренное в Правилах основание  создания детского дома семейного типа изначально противоречит международному праву и российскому законодательству, допускающим создание «несемейной» формы воспитания детей вопреки  принципу приоритетности «семейных» форм воспитания. Никаких дополнительных критериев, позволяющих решить, почему при желании взять детей на воспитание предпочтение должно быть отдано детскому дому семейного типа, нет. Из Постановления Правительства  такой вывод сделать нельзя. То же можно сказать и об иных нормативных  правовых актах. Между тем то обстоятельство, что детский дом устраивается по семейному типу, предполагает индивидуальный подбор детей. Это также сближает его с приемной семьей.

Путаница, существующая в нормативных правовых актах, делает такую форму устройства детей  на воспитание, как детский дом  семейного типа, нежизнеспособной. Если действовать в рамках закона, в полном соответствии с принципами семейного законодательства, то создание детского дома семейного типа вообще невозможно, так как оно не соответствует  основным началам семейного законодательства. Строгое следование предписаниям, содержащимся в названных Правилах, приводит к  нарушению принципа приоритета устройства осиротевшего ребенка в семью.

Следует также отметить, что смешение «семейных» и «несемейных» форм устройства детей на воспитание - приемной семьи и детских домов  семейного типа - прослеживается в  более позднем ведомственном  акте. Так, в Письме Минобразования России от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах  приемных семей - детских домов семейного  типа» понятия «приемная семья» и «детский дом семейного типа»  употребляются как тождественные.

Письмом Минобразования России от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации  работы по передаче детей на воспитание в семью, организации работы по осуществлению  опеки (попечительства) над детьми»  рекомендовано субъектам РФ принимать  акты по внедрению патронатного воспитания. При этом такое воспитание ставится в один ряд с приемной семьей и  толкуется в данном контексте  как одна из форм устройства детей  на воспитание в семью.

Правовым основанием для передачи ребенка на воспитание в приемную семью в соответствии с ныне действующим законодательством  служит договор. Появление такой  правовой конструкции, как договор  в регулировании семейных отношений, в СК РФ связывается в литературе с усилением диспозитивных начал  в регулировании семейных отношений. Несмотря на это, казалось бы, верное утверждение, следует определить роль договора в  регулировании отношений в приемной семье.

Отношения по устройству детей на воспитание в семью являются особыми семейно-правовыми отношениями, в которых очень сильны публичные  начала. Именно в их регулировании  в наименьшей степени могут и  должны применяться методы частного права. Субъектами отношений по устройству детей на воспитание в приемную семью  выступают органы опеки и попечительства, приемные родители и приемные дети. Приемные дети не являются стороной договора. Но вместе с тем все действия по заключению договора о передаче ребенка  в приемную семью совершаются  в пользу устраиваемых на воспитание детей. Договор о приемной семье  представляет собой разновидность  договора в пользу третьего лица[1, с. 56].

Представляется, что  договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью нельзя отнести ни к одному из известных  видов договоров в гражданском  праве. Однако в научной литературе и в некоторых актах органов  государственной власти 5 отношения, складывающиеся из договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, квалифицируются как гражданско-правовые отношения по оказанию услуг. Вместе с тем возмездность выполнения приемными  родителями своих обязанностей, а  также обязательственный характер правоотношений не могут стать основанием для отождествления этих отношений  с гражданско-правовыми.

Заключение договора о передаче ребенка в приемную семью предполагает удовлетворение публичных интересов посредством  действий частных лиц. Договор возмездного  оказания услуг заключается между  субъектами гражданского права в  основном с целью удовлетворения частных интересов частных лиц. Представляется, что положительное  действие передачи ребенка на воспитание в приемную семью предполагает, что  лица, являющиеся приемными родителями, поступаются своими частными интересами в пользу интересов публичных. И  при этом они руководствуются  не желанием извлечь из этого занятия  какой-то доход. Мотив таких действий лежит, как правило, за пределами  сферы правового регулирования  и заключается в душевной доброте, сочувствии, которые перевешивают на чаше весов личное благополучие лиц, берущих на себя заботу о чужих  детях, нуждающихся в помощи. Напротив, желание извлечь прибыль при  создании приемной семьи противоречит характеру этих отношений, равно  как и семейно-правовым отношениям вообще. Обнаружение такого мотива в действиях потенциальных приемных родителей должно стать основанием к отказу в создании приемной семьи. Путем заключения договора о приемной семье происходит удовлетворение интересов  детей - интересов, которые в данном случае являются и публичным интересом  государства и общества.

Информация о работе Усыновление, опека (попечительство) и приемная семья