Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.
Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере обеспечения нормального существования детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования работы являются нормы права, регламентирующие правовой режим приемной семьи и положения науки семейного права о приемной семье.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…. 3
Общая характеристика института приемной семьи …………………… 5
История развития института приемной семьи в России ………………. 5
Правовая природа приемной семьи ……………………………………... 8
Правовое регулирование института приемной семьи ………………... 12
Субъекты правоотношений института приемной семьи ……………... 12
2.2 Требования к кандидатам в приемные родители …………………….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...… 18

Файлы: 1 файл

Контрольная Семейное право. Приемная семья.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

 АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗАВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»


 

 

 

 

Факультет  Юридический

Кафедра   юриспруденции

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:

 

Семейное право

 

на тему:

 

«Приемная семья»

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

301 ЮВ группы 3 курса

Заочно - городского отделения

Тавитова Элиза

___________________

 

Проверил:

Ст. преподаватель,

Кумысбекова Ж.Т.

________________

 

 

 

 

 

 

       Алматы 2012 г.

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…. 3

  1. Общая характеристика института приемной семьи …………………… 5
    1. История развития института приемной семьи в России ………………. 5
    2. Правовая природа приемной семьи ……………………………………... 8
  2. Правовое регулирование института приемной семьи ………………... 12
    1. Субъекты правоотношений института приемной семьи ……………... 12

2.2 Требования к кандидатам  в приемные родители …………………….. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...… 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

12 декабря 1993 года на  всенародном голосовании была  принята Конституция Российской  Федерации, в статье 7 которой  определено, что Российская Федерация  - социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии  на интеллектуальные, нравственные и  иные качества ребенка относится  к бесспорным. В тех случаях, когда  по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения, государство стремится создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей.

В развитие этой статьи был  принят Семейный кодекс Российской Федерации  от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее - СК РФ), который является одним из первых кодексов, принятых в России, что  говорит о важности отношений, касающихся семьи и правового положения детей. В России всегда существовала проблема обустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Издавна считалось, что дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют меньше возможностей в дальнейшей жизни. И эти утверждения небезосновательны.

Поэтому законодатель стремился  решить проблему обустройства детей, оставшихся без попечения родителей таким  образом, чтобы создать такие  формы обустройства детей, которые  бы позволили детям нормально  жить и развиваться.

Одной из таких форм обустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача детей в приемную семью.

Это новая форма обустройства детей, оставшихся без попечения  родителей, наибольшим образом адаптированная к условиям рыночной экономики. С  каждым годом все большее количество детей передается в приемные семьи. Так в приемные семьи в 2007 году передано 8554 ребенка, в 2008 - 20 864 ребенка, в 2009 - 21 388 детей. Благодаря увеличению количества детей принятых в приемные семьи к 2009 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Так количество детей оставшихся без попечения родителей в 2007 году составляло 127096 детей, в 2008 году 124384, а к 2009 уже 115627 детей.1

Цель работы - исследование правового аспекта приемной семьи.

Объектом исследования работы являются общественные отношения  в сфере обеспечения нормального  существования детей, оставшихся без  попечения родителей.

Предметом исследования работы являются нормы права, регламентирующие правовой режим приемной семьи и положения науки семейного права о приемной семье.

Нормативной базой работы являются Семейный кодекс РФ, федеральные  законы и законы субъектов федерации, регламентирующие порядок обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Данная контрольная  работа представлена объемом         страниц, состоит из введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения и списка использованной литературы

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика института приемной семьи

 

    1.  История развития института приемной семьи в России

 

Приемная семья не является новеллой законодательства в  современной России. В России издавна  было принято брать детей-сирот  на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны.2 Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната.

В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка  в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель  получал определенное вознаграждение.

После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках», в соответствии, с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.3

Другой нормативный  акт - Постановление ВЦИК и СНК  РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке  передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» определил  исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.4

Согласно постановлению  Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. № 401 «О мерах по коренному улучшению  воспитания, обучения и материального  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как СК РФ четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.

После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее  созданными домами.

При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал  лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности.

С 1996 года деятельность приемных семей, помимо норм СК РФ регулировалась Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829. Существовали и иные акты содержащие нормы о приемной семье. Например Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Распоряжение президента Российской Федерации от 13 декабря 2000 г. №565-рп «О выделении средств для социальной защиты детей». Однако впоследствии Федеральным законом от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ.  Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. № 423. Законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ были признаны утратившими силу и статьи 151, 154, 155 СК РФ. Следует отметить, что нормы о приемной семья постоянно обновляются, в них вносятся соответствующие изменения и дополнения на протяжении всего существования СК РФ, например Федеральным Законом от 02.01.2000г. №32-ФЗ «О внесении дополнений в статью 123 Семейного Кодекса Российской Федерации».

Отмена ст. 151 СК РФ, которая  называлась «Образование приемной семьи» и в которой давалась общая  характеристика приемной семье как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно, объясняется тем, что приемная семья более не рассматривается в качестве особой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а скорее, специфической разновидностью опеки и попечительства. Соответственно, давать общую характеристику приемной семье нет необходимости, поскольку она дана в нормах, посвященных опеке и попечительстве5.

Отмена ст. 154 СК РФ, которая  содержала общие положения, касающиеся порядка передачи детей на воспитание в приемную семью, также обусловлена тем, что если бы она сохранилась, то по существу дублировала бы как положения как СК РФ (например, ст. 145 СК РФ, в которой все эти вопросы регламентируются в общем виде), так и Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

 

       1.2 Правовая природа приемной семьи

 

Помещение несовершеннолетнего  в приемную семью является одним  из способов устройства ребенка, оставшегося  без родительского попечения.

В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, подчеркивается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре.6

Приемная семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, впервые предусмотренной  СК РФ.

Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:

  1. приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;
  2. лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями;
  3. труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;
  4. воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;
  5. приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

Приемную семью можно  определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

Приемная семья - это  платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке7.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей. Она обеспечивает детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ8.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.9

Информация о работе Приемная семья